Об этом заявил директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн на основании анализа налогов, которые платили украинские заправочные сети во 2 квартале 2023 года, рыночные индикаторы, а также отчетность лидеров этого рынка.
По словам директора "А-95", он проанализировал крупнейших продавцов, на которых приходится 80% продаж через АЗС.
"Все рыночные индикаторы свидетельствовали о рекордной рентабельности. Если между оптом и розницей в 2021 году было до 4 грн/л, то последние два года - не менее 8 грн, а зачастую и больше. Следовательно, наценка выросла существенно, то есть и налогов должно быть существенно больше", - отметил он.
Однако, за исключением представительств иностранных компаний и двух сетей, управляемых отечественным бизнесом, в абсолютном большинстве сетей налоговая нагрузка осталась без изменений.
Так, ОККО, Socar, Shell, AMIC, U.GO (НАК) - лидеры рейтинга, показали существенный рост уплаты налогов - в полтора-два раза до 2021 года.
"Три из пяти лидеров - представительства иностранных компаний. То есть иностранцы относятся к бюджету и интересам Украины с большим уважением и ответственностью, чем украинский бизнес", - подчеркнул Куюн.
Например, ОККО с долей рынка 22% заплатила 50% общих выплат налогов на рынке и 82% налога на прибыль.
Вместе с WOG эти две сети АЗС, на которые приходит 750 станций, сформировали 90% налога на прибыль предприятий за квартал.
"Итак, остальные - более 6000 АЗС - разделили между собой 10% прибыли этого рынка. Кроме двух сетей все голые и босые", - резюмировал Куюн.
По его словам, многолетним антилидером налогового рейтинга является сеть АЗС Avantage 7.
"По результатам 2 квартала превзошли сами себя! Государство еще оказалось виновато этим бизнесменам и бизнесвуменам. 44 копейки на каждом литре! При этом компания открыла за последний год несколько новых объектов, строит два огромных заправочных комплекса под Житомиром, а это минимум 3 млн долларов", - отметил Куюн.
Он также обратил внимание на рейтинг зарплат, которые рассчитал, исходя из суммы налога на доходы физических лиц и количество работников.
"Как человек может прожить, получая на руки на 10 тыс. грн в месяц? А на 4,5?" Тем не менее, именно столько зарабатывают работники большинства сетей АЗС, если верить официальным отчетам их работодателей", - подчеркнул он.
"Но отчетность рыночных лидеров показывает, что на самом деле зарплата намного выше. И это понятно, потому что на официальную "минималку" никто не пойдет работать. Значит, есть доплаты кэшем. Представьте, какие мешки с кэшем надо, чтобы доплатить тысячи гривен тысячам работников АЗС", - добавил он.
В то же время, по словам Куюна, на рынке есть объективные проблемы, которые действительно не дают бизнесу нормально работать и показывать нормальные результаты. В частности это:
-
Нелегальное топливо, которое производится на мини-НПЗ.
-
"Фантастический рост" доходности внутренних "производителей" из-за изменения логистики поставок нефтепродуктов и большие премии зарубежных поставщиков.
"В сентябре цены на бензин в Avantage 7 и БРСМ ниже себестоимости импортного продукта, привезенного на АЗС. Другие сети, особенно с небольшими продажами, вынуждены думать, как с этим конкурировать, поскольку быть "белым" означает продавать гораздо дороже, а значит остаться без клиентов и со временем просто уйти с рынка. Но вариантов уменьшения себестоимости топлива немного, а точнее один - тоже начинать химичить с налогами. Это воронка, которая в конце концов затянет в себя весь рынок, если ничего не делать", - отметил эксперт.
-
Возвращение старых налогов с 1 июля.
"Не платили даже низкие налоги, а повышенные не будут платить и подавно", - подчеркнул Куюн.
-
Несистемная работа налоговой.