Украина и Польша готовятся к компромиссу, который позволит разблокировать границу.
Напомним, что блокада границы польскими перевозчиками продолжается уже более двух месяцев, нанося миллиардные убытки Украине. Однако идти на выполнение ключевого требования блокировщиков – возвращение разрешений на грузовые автоперевозки – в Киеве категорически не согласны.
Вместо этого Мининфраструктуры Украины пытается устранить недобросовестную конкуренцию с европейскими перевозчиками, на что также жаловались в Польше, пишет "Европейская правда".
По словам старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Коссе, предлагается обновить условия лицензирования перевозчиков. Эти шаги важны и вне контекста блокады границы, ведь должны способствовать созданию более прозрачного и эффективного рынка транспортных услуг.
Она обращает внимание, что лицензии, выданные во время военного положения, продолжат действовать на период военного положения при условии соблюдения лицензионных условий.
Еще одно изменение, предупреждает Ирина Коссе, – обучение водителей будет происходить исключительно по европейским стандартам. Это означает, что учебное заведение должно при выдаче сертификата профессиональной компетенции зарегистрировать водителя в Реестре профессиональных водителей.
По ее словам, изменения также касаются страхования ответственности и жизни водителей, а также требуют от транспортных средств соответствовать экологическим нормам.
Такие изменения согласуются с европейскими нормами, в частности с Директивой 2008/68/ЕС, которая регулирует перевозку опасных грузов.
Европейское законодательство требует проведения специального обучения для персонала, осуществляющего перевозки опасных грузов.
"И хотя украинская программа профессиональной компетентности соответствует стандартам ЕС, но не все водители ее проходят", – отмечает автор колонки.
Перевозчики указывают на дефицит водителей из-за мобилизации и больших очередей на границах, которые на длительное время блокируют транспортные средства, из-за чего за руль вынуждены садиться владельцы автотранспортных предприятий.
Однако, обращает внимание эксперт, вопрос обучения водителей, особенно тех, которые перевозят опасные грузы, это вопрос безопасности, и ЕС вполне справедливо требует от Украины придерживаться общих для Европы правил.
Ирина Коссе отмечает, что пока неизвестно, будут ли изменения в условия лицензирования перевозчиков единственным ответом польским блокировщикам.
Ассоциация международных автоперевозчиков (АсМАП) недавно сообщила, что проводит переговоры с европейскими грузовыми автоперевозчиками и предлагает им альтернативное решение вместо возвращения разрешений на грузовые перевозки для украинцев, которое заключается в имплементации европейского подхода лицензирования рынка перевозок.
"То есть можно ожидать очередных новаций в сфере лицензирования на транспорте", – резюмирует старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций.