Геология оперирует совсем другими, отличными от наших, понятиями о времени. Для геологов какая-то сотня лет представляется всего лишь несколькими минутами в истории развитии планеты Земля. Когда-то на месте нашего города плескались воды океана – и его следы в одесских почвах находят ученые-палеонтологи. Собственно, Одесса и стоит на дне древнего моря, которое называлось Паратетис и которое несколько миллионов лет назад ушло из этих мест, оставив за собой Черное и Каспийское моря.
А уж в более близкие нам геологические эпохи, исчисляющиеся всего-то каким-то миллионом-полтора лет, каких только диковинок на одесской земле ни водилось. Мамонты, мастодонты, верблюды, страусы, саблезубые кошки, пещерные медведи – не самые удивительные из них.
Однако, если вы не склонны верить кому-либо на слово, можете увидеть экзотических животных своими собственными глазами. Вернее, их скелеты – но это ведь тоже серьезное доказательство?
Единственная в мире
Палеонтологический музей Одесского Национального университета им. И.И. Мечникова входит сегодня в десятку лучших музеев мира – и не напрасно. Еще в 1865 году это был всего лишь отдел в геологическом кабинете Новороссийского Императорскогоуниверситета, который имел в наличии 318 экспонатов. В 1873 году отдел получил статус палеонтологического музея при геолого-географическом факультете.
В честь открытия известный ученый-эволюционист Владимир Онуфриевич Ковалевский подарил музею авторскую коллекцию ископаемых раковин моллюсков, собранную из пресноводных отложений юга Франции.
В будущем здесь найдут себе место и другие редкие и поистине уникальные экспонаты.
В 1911 году в районе Хаджибейского лимана были обнаружены кости скелета гигантского слона. Они долго дожидались своего часа, ведь смонтировать скелет животного, да еще такого великана – дело нелегкое и дорогостоящее. Но оно стоило того! Слон был не таким уж «старичком»: он и его собратья бродили по одесской земле всего каких-то 350-500 тысяч лет назад. Сверхвысокий, как его называли, слон действительно поражал своими размерами – длина скелета составляла почти 5 метров, высота от холки – 4 метра 15 см, вес животного при жизни достигал семи-восьми тонн. Скелет слона был выставлен на обозрение лишь в конце 30-х годов ХХ века.
Удивительно, но мастодонты, слоны, мамонты – не такая уж редкость для одесского региона. Так, уже в восьмидесятых годах ХХ века в районе села Егоровка Раздельнянского района ученым попалась очередная находка. Они обнаружили кости гораздо более древнего представителя хоботных, динотерия, которые датируются 3-5 млн. лет. У этого древнего слона, как у моржа, одна пара бивней, и они загнуты вниз.
Сегодня в экспозиции музея представлены лишь фрагменты челюсти и бедренная кость динотерия.
Однако здесь можно увидеть достаточно других, поражающих воображение персонажей – древних обитателей Северного Причерноморья.
Скелету мастодонта, например, не менее 7-8 млн. лет и этот древний родственник слона производит очень сильное впечатление.
Одесский музей может похвастаться наличием семи полных скелетов позвоночных животных очень древнего возраста – слона, носорога, верблюда, пещерного медведя, прародительницы современных лошадей – трехпалой лошади, мамонта, мастодонта. Все они проживали на территории нынешней Одессы и области.
Есть в музее драгоценные подарки и зарубежные приобретения. Птичка Динорнис (в переводе «страшная птица»), обитавшая в Новой Зеландии 300-400 тысяч лет тому назад (четвертичный период), прибыла в Одессу в двадцатых годах прошлого века. Ее скелет был отреставрирован и включен в экспозицию музея в 1924 году. Размеры «страшной птицы» впечатляют – трехметровый гигант весил при жизни около 250 килограммов. На сегодняшний день таких полных скелетов Динорниса в мире всего три – в музеях Новой Зеландии, Великобритании и у нас.
А вот слепок древней «морской лилии» юрского периода и вовсе уникален. Аналогов в мире ему нет. Морская лилия – вовсе не растение, а животное, к тому же хищное. Неправдоподобно давно, более 500 млн. лет назад, этот обманчивый «цветок» промышлял пропитанием в водах древнего океана Тетиса. Есть у лилии и рот, и руки, собирающие добычу. Подлинная до последней мелкой косточки окаменелость досталась музею в подарок от семьи графа Витте. Когда-то скелет морской лилии принадлежал графине Елене Фадеевой (урожденной Долгоруковой), бабушке Сергея Юльевича Витте, выпускника Императорского Новороссийского университета, таким образом выразившего благодарность своей Alma mater.
Многие экспонаты, выставленные в музее, являются эталонными (например, коллекция древних моллюсков). Именно с ними сверяют свои находки ученые мира. В образцах фауны карстовых пещер одесского подземелья также были обнаружены эталонные экземпляры.
Подземный заповедник
История находок в карстовых пещерах под Одессой сама по себе удивительна. В 1928 году партия и правительство поручили специально составленной комиссии изучить одесские катакомбы. Действительно, необходимо было составить карту входов, выходов и тупиковых ветвей извилистых катакомб, проходивших под городом. Съемочную партию возглавлял, как и положено, чекист Тимофей Грицай, человек с четырьмя классами образования, но по характеру своему упорный, любопытный, въедливый. В плюсы Тимофею Грицаю добавлялось и то, что с детства он был в катакомбах частым гостем и облазил их чуть ли не все. Так и получилось, что именно Тимофею Григорьевичу досталась честь первооткрывателя. Обследуя пещеры и шахтовые ходы он обратил внимание на скелетные останки и кости явно животного происхождения. Но как сюда, на глубину карстовых воронок, в залежи красно-бурой глины могли попасть эти кости, а порой и целые скелеты? Тимофей Грицай не стал отмахиваться от возникших вопросов, а собрал свои находки и отнес ученым. Исследование показало – скелеты уникальны и принадлежат животным, жившим здесь многие десятки тысяч, а то и миллионов лет назад. Но прошло достаточно времени, прежде чем у ученых появилась возможность заняться систематической разработкой пещер.
Палеонтологическая экспедиция Академии Наук УССР начала исследования в 1936 году, однако работа была прервана на долгое время из-за начавшейся войны и продолжена лишь в 60-е годы.
Всех находок и не перечислишь – здесь уживались друг с другом древний орел и большерогий (размах рогов до трех метров) олень, бобры и лисы, ужи и змеи.
А уж пещерные медведи селились повсеместно – не было такого района в Одессе, где не нашли бы (под землей, конечно) скелетных останков древнего животного. Богата была одесская земля и на хоботных. Сейчас в мире их всего два вида – индийский и африканский, а в то далекое время насчитывалось до 300. Около 220 видов обитали на одесской земле в условиях полупустынного климата.
Раскопки показывают – рядом с саблезубым тигром и пещерным медведем соседствовали молодые мастодонты, большой бобр, газели, барсуки, пищухи, хомяки, древние гагары, куропатки, куницы, лисицы, гиены, сеноставцы, ежи, дикобразы и многие другие.
Единственный тогда в стране подземный заповедник был официально открыт в 1963 году. Экземпляры его экспозиции поистине уникальны. Тимофей Григорьевич Грицай, первооткрыватель и энтузиаст своего дела, занимался заповедником до конца своей жизни. К сожалению, сегодня, по многим причинам, музей закрыт для посещения.
Но ученые продолжают работать и их наверняка ждет еще много открытий.