На фоне баталий в Верховной Раде вопрос выживания регионов в столь тяжелое для страны время как-то замыливается. Понятно, что делается это вполне осознано и целенаправленно. Невидимые кукловоды продолжают кормить народ сказкой: дескать сейчас утрясем все с Кабинетом министров, скинем ненавистного премьера, и вот тогда дойдут руки у власть предержащих до проблем экономики. А сейчас, некогда нам: о стране думаем.
Вот и результат рассмотрения петиции, за которою на официальном сайте главы государства проголосовало более 25 тысяч граждан, да и почти все фракции в парламенте поддержали идею свободной экономической зоны в Одессе, не усмотрев в ней ничего крамольного, судя по всему отложен «до лучших времен». Для одесситов, которые дружат с историей родного города, словосочинение «порто-франко» - не пустой звук. Все (опять же, кто умеет читать умные книги!) знают о революционной роли зоны свободной торговли, которая существовала в молодой Одессе с 1819 по 1858 годы (Манифест от 16 апреля 1817 г. жаловал Одессе статус порто-франко («свободной гавани») на 30 лет. Фактически зона заработала в 1819 году. И срок действия был пролонгирован до 1858 года).
Также знают и о более современной истории создания в Одессе СЭЗ. 2000-2002 гг. – в Одесском порту была создана свободная экономическая зона (создание продолжается). В 2004 г. как один из инвестиционных проектов СЭЗ «порто-франко»в Одесском порту дочерней компании болгарской PristaOilHolding EAD был построен терминал по перевалке, хранению, и дополнительной обработке базовых компонентов технических масел. В 2015 году ряд одесских (и не только) народных депутатов внесли в Верховную Раду целый ряд законопроектов по развитию зоны «порто-франко». Народный депутат Евгений Мураев зарегистрировал законопроект «О создании специальной экономической зоны «Порто – франко». Есть еще один подобный законопроект народных депутатов Рабиновича, Пресмана и Скорика – «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто – франко». Есть законопроект Сергея Кивалова в соавторстве с депутатами Киссе и Матвийчуком «Об экономическом эксперименте на территории города Одесса».
Сергей Кивалов предложил существенно расширить саму зону, для реанимирования инвестиционной привлекательности Одессы и Одесского региона, и, как следствие всей Украины. Народный депутат уверен – в столь экономически тяжелое время мы должны не посыпать себе голову пеплом, а внедрять в жизнь смелые инвестиционные проекты. По большому счету СЭЗ – это и есть долговременный крупный всеобъемлющий инвестпроект. Увы, нашим политикам от экономики и экономистам от политики пока не до самой экономики. Они за страну думают!
В это время у нас под боком – в соседней Молдове, что называется к нам «с большим приветом!» идет интенсивное строительство крупной свободной экономической зоны. Есть такой на Дунае порт Джурджулешты. Еще лет несколько назад это был заурядный речной порт, который в подметки не годился соседу – Ренийскому порту. Но, вот с большого барского плеча наших, украинских властителей (тогдашних, хотя многие тогдашние вполне преуспевающие нынешние), как говорится «легким движением руки» речной порт Джурджулешты превратился в морской. Ну, решили наши высокие товарищи с молдаванами обмен произвести: мы им 435 метров украинской береговой полосы,а они нам - отрезок автотрассы Рени - Одесса длиной 7,7 км в районе села Паланка. На первый взгляд, обмен более чем выгодный: какие-то на метры на целые километры поменяли! Вот только благодаря этим метрам молдаване смогли выйти на Черное море и прочно закрепиться в 7-м транспортном коридоре, наши же до сих пор пытаются отвоевать у молдавской стороны обещанные километры. Как это не трагикомично звучит, в итоге оказалось, что молдавская сторона передала нам дорожное полотно, а недра, извините, молдавская собственность!
Вот и остались мы с носом, вернее в разбитой дорогой!
Это еще один пример того, как бестолково наши государственники относятся к проблеме развития территорий. Когда с одной стороны действительно смелые и экономически выгодные проекты подвергаются общественному остракизму, с другой же – в ущерб себе передаются стратегически важные участки земли. Безвозмездно, то есть даром!
К слову, развитие Международного Свободного Порта Джурджулешты (МСПД), который обладает статусом свободной экономической зоны до 2030 г.. стал настоящим ударом под дых для Ренийского порта. Ведь МСПД с доступной глубиной воды до 7 м, позволил нашим соседям обрабатывать как суда внутреннего плавания, так и морские. А специальные «СЭЗовские» тарифы, благоприятный налоговый и таможенный режимы переманили клиентов. Да и инвесторы чаще наведываются в Джурджулешты, чем в наши порты.
Благодаря расположению и доступу к трехсторонней транспортной инфраструктуре, резиденты СЭЗ-Д (Свободной экономической зоны Джурджулешты) обладают свободным доступом к рынкам Молдовы, Румынии и Украины. Резиденты СЭЗ-Д не только пользуются освобождением от акцизов, НДС и таможенных пошлин, но также пониженными ставками подоходного налога с юридических лиц, новой инфраструктурой, относительно низкими затратами по оплате труда, а также выгодными тарифами по коммунальным услугам.
Ничего не напоминает? Правильно! Именно о необходимости создания в нашем регионе таких условий говорил и говорит Сергей Кивалов.
О том, как молдавские предприниматели быстро просекают выгоду из наших же экономических трудностей, говорит, к примеру, недавнее посещение молдавскими автоперевозчиками Ильического порта. Соседи изучили политическую и экономическую ситуацию в Украине с пристрелом на развитие новых автодорожных перевозок из Европы в Азию. По сравнению с окружным морским путем, трасса из Европы в Азию частично по Дунаю сокращается на 20 тыс. км, соответственно и сроки перевозок укорачиваются на две-три недели. Вот и заинтересовали гостей технические возможности паромного комплекса ГП «ИМТП». Пока у нас тут сплошная революция представители AITA Молдовы (Ассоциация международных автомобильный перевозчиков) предлагают европейским компаниям удобный транзитный путь через Молдову. Там тихо и спокойно, да и дороги у наших соседей гораздо лучше отечественных.
Кстати, о дорогах! От многострадальной трассы Одесса-Рени фактически осталось лишь название. Дорожного полотна нет! И когда оно появится, хотя бы образца соседней Молдовы, не понятно. Нас из года в год кормят обещаниями, что вот-вот деньги почти нашли. Но, увы, обещаниями дороги не прокладываются. А введение в действие предлагаемой Сергеем Киваловым зоны «порто-франко» позволило бы очень быстро найти инвесторов для реализации этого международного проекта.
И таких примеров, даже в сравнении с ближайшими соседями – Молдовой – можно приводить множество.
До тех пор, пока наши власти будут навешивать ярлыки и в упор не видеть реальной выгоды от реализации проекта, только лишь потому что инициатор данного проекта пришелся не ко двору. До тех пор, пока столица будет жить от майдана до революции и наоборот, не обращая никакого внимания на чаяния регионов, и лишь выкачивая все соки из этих самых регионов, никакого экономического процветания в стране не будет.
Это не нами придумано, не наше ноу-хау: многие страны для выхода из экономических трудностей на отдельных создавали и создают хозяйственные анклавы, имеющие беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.
Сейчас в мире функционирует несколько тысяч свободных экономических зон. Тысячи! Народного депутата Сергея Кивалова периодически словесно линчуют из-за одной. Где же логика?! Или это – риторический вопрос?