С каждым годом теплоснабжение города Одессы становится все более проблематичным и менее качественным. На фоне этого во властных кабинетах давно витает идея о разгосударствлении теплоснабжающего комплекса. Дескать, придет частник, наведет порядок, сделает инвестиции и все наладится. Но действительно ли в этом панацея от всех бед? Или, может, городские чиновники просто жаждут уйти от ответственности?
В качестве независимого эксперта мы попросили высказать на сей счет свое мнение Валерия Дмитриевича Матковского, много лет проработавшего в области жилищно-коммунального хозяйства. В свое время Валерий Матковский занимал должности заместителя городского головы и вице-губернатора, где также курировал эти вопросы.
- Валерий Дмитриевич, насколько успешно, на ваш взгляд, в этом году был начат отопительный сезон?
- Судя по информации некоторых СМИ, нынешние руководители ЖКХ только в ноябре начали менять в отопительных системах обычную водопроводную воду на химически подготовленную. В свое время мы в конце сентября или начале октября уже делали пробные запуски отопительных систем. Это необходимо для того, чтобы посмотреть, как будут вести себя тепловые сети при определенном температурном режиме.
Кроме того, насколько я знаю, тепловики с июля по октябрь так и не заплатили ни одной гривны за газ. Зато мы видим, что повсеместно перекладываются тепловые сети. Никто не спорит с тем, что они и в самом деле нуждаются в замене. Однако есть такое понятие, как первоочередность платежей. В конце концов, что на сегодняшний день страшнее: иметь определенные потери теплоносителя в сетях или остаться без газа?
В настоящее время долг ТЭЦ за использованный газ по итогам прошлого отопительного сезона составляет 315 миллионов гривен. Примерно такую же сумму ей в свою очередь задолжало и КП «Теплоснабжение города Одессы». В целом же кредиторская задолженность этого предприятия – примерно 800 миллионов гривен.
- Юридически ПАО «ТЭЦ» и КП «ТГО» это - два совершенно разных предприятия. Однако технологически они неразрывно связаны между собой. Не имея ни теплофикационных сетей, ни абонентских пунктов, ТЭЦ по сути дела продает тепловую энергию ТГО. И в результате, этой продажи между двумя предприятиями то и дело возникают судебно-исковые претензии. Так не лучше ли объединить ТЭЦ и ТГО в одно целое?
- Безусловно, лучше. Эти два предприятия должны работать в качестве единого комплекса. В свое время уже было поручение Президента о безвозмездной передаче ТЭЦ в коммунальную собственность города. Однако городские власти этот объект не приняли на баланс.
- Недавно правительство приняло решение о продаже трех ТЭЦ, в том числе и нашей, одесской…
- На мой взгляд, это - чистейшая утопия. Износ некоторых технологических узлов на Теплоцентрали достигает 60-80%. Вспомните, хотя бы прошлогоднюю историю с трансформаторами, когда центральная часть города осталась без электроснабжения и его удалось возобновить за счет других энергоподстанций. Одесскую ТЭЦ надо просто снести с лица земли и построить на ее месте новую. Возможно, еще нашлась бы структура, которая взяла бы ее в аренду или в концессию вместе с ТГО, но никак не отдельно.
- Идея о передаче ТГО в частные руки тоже далеко не нова...
- У нас перед глазами, к сожалению, уже есть печальный пример с передачей Водоканала частной фирме «Инфокс». В свое время эта фирма взяла на себя обязательства обновить за счет своих инвестиций водоснабжающий комплекс. Однако стоимость работ по реконструкции стала закладываться в тариф на воду. В итоге, в роли «инвестора» сейчас по сути дела выступает население. А частная структура при этом только снимает сливки.
Возможно, если составить хорошо продуманный договор с учетом интересов громады, то в разгосударствлении теплоснабжения и будет какой-то смысл. Но в целом, я убежден, что всю городскую собственность должны обслуживать коммунальные предприятия.
- Но, к сожалению, эти предприятия из года в год приближаются к состоянию финансового коллапса…
- Это, конечно же, очень интересный вопрос. Предприятия перед началом разгосударствления часто доводились до плачевного состояния, а потом частные структуры забирали их почти даром. Но ведь если предприятие кто-то забирает, значит, он видит в этом прибыль. Так почему же эту прибыль не может получать громада? Зачем же допускать, чтобы кто-то зарабатывал деньги на нашей коммунальной собственности?
К слову, когда я еще был вице-мэром, теплоснабжение было вполне рентабельным. Мы не тратили на него ни копейки из городского бюджета. Разумеется, в те времена стоимость газа была совершенно другой. Но ведь и мы платили за отопление копейки, а теперь платим 9,75 гривны с одного квадратного метра.
Уже в каденцию Гурвица я настоял, чтобы против тогдашних руководителей ТГО было возбуждено уголовное дело по факту неоправданной растраты 40-ка миллионов гривен. Формально эти деньги были направлены на разработку проекта развития теплоснабжения, а реально они, по всей видимости, осели в чиновничьих карманах. Вот вам и «состояние финансового коллапса»…
- Очень многие опасаются, что с переходом теплоснабжения в частные руки значительно увеличится тариф на эту услугу…
- Думаю, что так и будет. Вспомните, как было с тем же «Инфоксводокналом»: как только люди установили счетчики на воду и перестали платить по норме (350 литров в сутки), сразу же стали расти тарифы.
- Но ведь тариф на теплоснабжение можно поднять только с разрешения Национальной комиссию регулирования электроэнергетики (НКРЕ), которая печется о наших интересах…
- Напрасно вы думаете, что она о них сильно «печется». Регулирование этих тарифов должно входить в обязанности местной власти. И если она их будет неоправданно повышать, то на следующих выборах люди за нее просто не проголосуют. Однако в свое время функция регулирования была передана центральным властям, потому что те захотели иметь кормушку. Все ездили в Киев с чемоданами денег и с помощью них решали свои вопросы…
- Выходит, передача теплоснабжения в частные руки потребителям никак не выгодна, скорее наоборот!