Спасти уникальный архитектурный облик исторической части Одессы можно только совместными усилиями власти, общественности и профессионалов, что в нынешних непростых условиях равносильно почти чуду. Таким был лейтмотив недавно состоявшейся в пресс-клубе газеты «Слово» пресс-конференции директора архитектурно-художественного института, заведующего кафедрой архитектуры зданий и сооружений, доктора архитектуры, заслуженного архитектора Украины Валерия Павловича Уренева.
В свое время еще при существовании Советского Союза Одесса застраивалась по так называемому экстенсивному Генплану развития, который допускает постоянное расширение городских границ за счет прилегающих сельских районов. Нынешний Генплан, по словам специалистов, предполагает другой, интенсивный путь, при котором город вместо того, чтобы постоянно расползаться, как чернильное пятно, должен с максимальной целесообразностью использовать территорию в пределах своих границ. Это значит, что в Южной Пальмире необходимо постепенно застроить мрачные поля фильтрации, ветхую Молдаванку и Жевахову гору. Однако на практике все происходит совершенно иначе.
– Нынешний путь развития нашего города, – говорит Валерий Уренев, – конечно же, не экстенсивный и не интенсивный. Я бы назвал его хаотичным…
К сожалению, хаос в данном случае сродни разрухе. Вместо того, чтобы осваивать малозаселенные районы, многочисленные застройщики устремились в центрально-историческую часть Одессы, меняя ее архитектурный облик.
По мнению Валерия Уренева, новые здания возводятся там с нарушением многих норм. Одно из самых распространенных нарушений – это повышенная этажность. По Генплану высота зданий в историческом ареале не должна превышать ширину улицы. Иначе эта улица будет напоминать каньон. Лишь в глубине квартала можно увеличить этажность в полтора раза.
– У нас же, – говорит гость пресс-клуба, – сначала построили на Дерибасовской "Европа-центр". Неплохое по архитектуре здание, но не того масштаба и не в том месте. Потом была изуродована надстройками гостиница «Большая Московская». Теперь все остальные здания уже равняются по "Европа-центру" и «Большой Московской». По проекту имеет целых семь этажей и будущая гостиница «Спартак»…
Между тем, все здания, которые перестраиваются подобным образом, выпадают из реестра объектов архитектурного наследия.
Не может в нем оставаться и сооружение, которое было полностью снесено, а затем восстановлено, к примеру, как "Круглый дом" на Греческой площади. С нормативной точки зрения, это уже не памятник архитектуры, а бутафория. Требования со стороны ЮНЕСКО в этом плане еще жестче. В соответствии с ними возле охраняемого объекта нельзя ничего строить даже в радиусе пятидесяти метров. К примеру, Одесский Оперный театр не может попасть в списки ЮНЕСКО из-за пристроенного рядом жилого новодела «Орфей».
– Если владелец исторического здания хочет иметь торговый центр, – говорит Валерий Уренев, – то, пожалуйста, нет вопросов. Есть так называемый ленинградский метод реконструкции, уже применявшийся в Одессе. Внутри дома разбираются все перегородки и перекрытия, затем устанавливаются новые. Можно вообще поставить внутри бетонный каркас, разгрузив таким образом наружные стены. Но не надо сносить уникальное здание, а затем строить на его месте какую-то башню. Я был в Финляндии. Там есть целый квартал исторических зданий, которые внутри полностью перестроены. Зато снаружи они все остались такими же, как были…
К сожалению, для современных предпринимателей гораздо дешевле просто снести или развалить любое историческое здание, затем построить на его месте новое. Первым в списке намеренно уничтоженных объектов архитектурного наследия стал уже упомянутый "Круглый дом" на Греческой площади. Затем тоже самое произошло с гостиницей «Спартак». Намеренно и планомерно уничтожается уникальный дом Руссова. Ветшает гостиница «Пассаж». Если так пойдет и дальше, то в скором времени от старой Одессы останутся лишь одни воспоминания и бутафорские нагромождения.
Помимо варварского уничтожения памятников старины в центральной части ломается и система так называемой периметральной застройки – тоже своего рода историческая изюминка Южной Пальмиры.
– Дело в том,– поясняет Валерий Уренев, – что по проекту Деволана все старые здания в нашем городе имели глухие торцы, без дверей и без окон. Поэтому к ним совершенно безболезненно можно было пристраивать другие дома. Таким образом формировалась определенная линия сплошной застройки. Теперь же новые здания со всех сторон имеют окна, поэтому к ним никак не пристроишься. По сути дела, сейчас идет точечная застройка, которая ломает всю старую систему…
Полное пренебрежение многих застройщиков к историческому прошлому Одессы можно сравнивать разве что с вандализмом в музее или неуклюжими телодвижениями слона в посудной лавке. Остановить это безобразие можно только при наличии принципиальной и совершенно неподкупной позиции городских властей. Но они, судя по всему, в сохранении архитектурного наследия нашего города не заинтересованы…