Пою тебе, о Гименей!
Хотя в народе и любят подшутить над семейными тяготами супружеского существования (и это, в основном, мужчины), все знают, что брак – дело серьезное. И к нему надо подходить со всей ответственностью.
Что и делали наши предки, составляя будущие союзы по принципу разумности и выгоды.
А как же любовь, спросите вы?
Конечно, если кому-то повезло, и в него попала стрела Амура – то куда тут денешься! А если нет? Если лучшие года проходят в одиночестве?
Такого цивилизованное общество допустить не может. И не думайте, что речь идет о социальных сетях и специальных сайтах знакомств.
Свахи существовали всегда. А потом их роль взяли на себя брачные агентства. Вы удивитесь, как давно это произошло.
К вам обращаю свой призыв
Первое в мире брачное агентство было открыто в Лондоне в 1650 году – и его хозяин не прогадал. Отбоя от клиентов не было. Увы, ничего особо романтического в большинстве объявлений, поступавших в контору, не было. Так, некий Джон Даймли, подошел к брачному контракту сухо и деловито: «Дама должна обладать состоянием в 300 гиней (сумма, примерно равная полумиллиону долларов в сегодняшнем эквиваленте). Не важно, является ли она девственницей, вдовой или беременной от бывшего мужа».
По крайней мере дама в этом случае знала на что идет…
До России английское новшество, уже достаточно распространившееся по Европе, дошло на много позже. Особый всплеск брачного посредничества приходится на конец девятнадцатого, начало двадцатого века, когда в печати появилась целая вереница брачных газет. Уже к 1906 году в каждой губернии обширной империи имелись свои издания. И вот что интересно, Одесса опять оказалась «впереди планеты всей». Если мы и преувеличиваем, то совсем немного. Судите сами, вплоть до революционного 1917-го, в Одессе выходили: «Одесский брачный листок», «Брачный листок», «Одесская брачная газета», «Брачная газета Юга», «Брачный союз» и прочее.
А как романтичны и искусны в составлении объявлений были соискатели.
Некоторые объявления просто невозможно читать без слез.
«Женщины!
К Вам обращаю мой призыв и Вас зову на отклик некорыстный. Ужель опять в ответ расчет холодный, иль равнодушный взор скользнет по мне в минуту искренних признаний. Я одинок, судьбой всем не обижен, — есть дар ума, богатства и души, и облик симпатичный, и поэт, считаюсь интересным и в обществе и в жизни, любви же счастья рок не дал. Хочу женой-подругой в дом ввести ту, кто мне искренно ответит на мой призыв дать сердцу луч любви. Мой идеал — душа и ум, таланта я поклонник. Люблю изящество, глубокий взор очей и лес таинственный косы роскошной».
Не знаю, как на ваш вкус, а по мне, так с «лесом таинственным косы роскошной» автор дал перебор. А в остальном – очень все живенько.
Вот еще один образчик в стиле меланхолических мечтаний:
«Где та подруга, та путеводная звезда,
Что скажет мне: «Я ключ твоих исканий,
Пойдем со мной, не плачь, не унывай,
Пойдем с тобой в тот край, где люди смелы,
Где нет вражды и вечных треволнений...
И полный надежд объять нежной лаской
На тот призыв, ликуя, словно май,
Я отзовусь: «Ужели то не сказка?
Веди, веди меня в желанный, светлый край».
Описание места, куда бы хотел попасть жених со своей гипотетической возлюбленной, правда, навевают минорные ассоциации. Даже, я бы сказала, в некотором роде печальные. И все же – красиво.
Вообще, похоже на то, что некоторые абоненты писали вовсе не для того, чтобы найти спутника жизни, а чтобы реализовать свою тягу к поэтическому творчеству. Особенно преуспели в этом женщины.
«Слиянье душ, созвучье дум,
О, сколько в этом красоты!
К тому стремится сердце, ум,
О том лелею я мечты.
Мое сердце ждет тебя, возлюбленный, приди!»
А это еще проникновеннее:
«Вся жизнь моя
Была тоской отравлена суровой,
Тускнел рассвет, во мгле его багровой
Свой скорбный путь свершала я...
И каждый день
Встречал грозой меня,
И с юных лет я солнца жду
В холодной мгле все в даль иду,
Не видя проблеска света и участья
Тепла, любви и счастья».
Короткая приписка гласила: «Желаю выйти замуж; я бедная, скромная, солидных лет девушка».
Со временем – то ли цены за печатное слово ввиду явных успехов матримониальных изданий повысились, то ли стали приходить в газеты клиенты более серьезно настроенные – тон объявлений изменился в сторону более прозаическую. Хотя элементы декоративного романтизма в брачных заметках все еще попадались.
«Кто, рыцарь ли знатный, иль латник простой, в целях брака, протянет мне руку свою? Я—женщина 30 лет, здоровая, со зрелыми взглядами на жизнь и брак, рвусь вдаль светлой, сильной любви. Хотя не нуждаюсь, но более солидная обеспеченность мужа желательна».
«О себе говорю коротко: имею все душевные качества, желаю иметь подобную же жену-подругу жизни, не старше 28 лет, с приличным приданым».
«Мне лично денег не нужно, зарабатываю до 4 тысяч в год, но жизнь становится все дороже и чтобы не быть спокойным за будущее необходимо приданое. Отзовись девица или вдова до 30 лет, найдешь во мне доброго мужа-друга. Прошлое мертво, если будущее чисто: пишите обстоятельно, правду с карточкой».
«Студент-медик, мускулистый, музыкален, симпатичный, хочу жениться на особе богатой. Одесса, Гл. Почтамт, до востребования.»
«ЗА ГОРБАТОГО, или имеющего какой-либо другой физический недостаток, но доброго и богатого господина, желает выйти замуж молодая девушка (без прошлого), дочь престарелых родителей».
Их нравы
Не только брачные, но и обычные издания обращали свое внимание на животрепещущий вопрос, как сейчас бы выразились, «гендерных отношений». Так, газета «Раннее утро» сделала любопытную подборку объявлений из разных стран:
«Барышня, 23-х лет, желает обмениваться письмами с молодыми девушками от 23 до 38 лет. Брюнеткам дано будет предпочтение, но и блондинки будут встречены симпатично. Писать: «Трубадуру», улица Сен-Джака“.
«Молодая барышня, блондинка, 14-ти лет, желала бы переписываться с мужчинами всего мира. Цель? Самый милый узнает ее. Клавдия Киллет, 45, Фронплэс».
«Роза Жерве, Биддафорд 15, Бэрон Майль, хотела бы переписываться о любви с приличными мужчинами. Сама очень прилична. Голубые Глаза».
«Крошки, если вам хочется познакомиться с красивым господином, брюнетом, 30 лет, пишите Монфорду 298, Акведук».
«Деловой человек, 146, улица Берри, желает переписываться с барышнями на тему об удовольствиях любви».
Помещали также газеты и забавные истории, немного смахивающие на анекдоты, достоверность которых никто не мог проверить, что и позволяло редакторам утверждать, будто они взяты из реальности.
Улыбнемся вместе с читателями начала прошлого века и мы:
«Богатая и красивая вдовушка Клара Броун из города Канзаса в штате Миссури поместила в газетах объявление, что ищет мужа, блондина или брюнета, богатого или бедного, здорового или хворого, — лишь бы был вежлив и не из западных штатов Америки.
На это объявление отозвалось 1т. 500 человек: 110 ученых, 150 аристократов со всех концов света, 200 купцов, 18 пасторов, 29 разведенных, 208 вдовцов — предлагали свои услуги, всячески расхваливая свои физические и нравственные качества. Городской голова города Бостона прислал целый список из 300 женихов, официально засвидетельствовав против каждого отметку о его положении и качествах.
Оригинальнее всех было письмо одного шофера из Нью-Иорка:
«Так как сейчас я без места, то готов жениться на любой женщине, черной, белой, желтой, зеленой, красной или голубой, лишь бы были у нее деньги; но если бы попало мне в руки 20.000 долларов, а то и 30, — то черта с два женился бы я и на самой лучшей».
Г-жа Броун отвергла всех претендентов, а откровенного шофера приняла к себе на службу».