Иногда, чтобы изменить жизнь, достаточно сделать всего один шаг. Украинский ученый-выживальщик Сергей Гордиенко таких шагов в своей жизни сделал немало. Постоянно преодолевая себя, он берется за самые невероятные испытания. В одиночку пешком путешествовал по джунглям Латинской Америки, в составе экспедиций побывал в Арктике и Антарктиде, пешком прошел через всю Украину, и тоже пешком путешествовал от Белого моря к Черному... Говорит, сила воли и рассудительный взгляд на жизнь позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Главное – не сдаваться, верить в себя.
Вот и на этот раз украинский путешественник, специалист по экстремальному одиночному выживанию отважился на еще одно испытание: на небольшой гребной лодке пройти более семи тысяч километров от Днепра до Средиземного моря. На стареньком одноместном каяке Сергей стартовал в сентябре из Днепропетровска. Цель его экспедиции – показать, что возможности человека практически безграничны и выжить можно даже в самых сложных условиях.
– Сергей Иванович, вы всю жизнь посвящаете экстремальному выживанию. Зачем сознательно толкаете себя на риск?
– Моя задача – испытание человеческого организма и выработка рекомендаций по технике выживания. Для меня важно найти все варианты правильного поведения человека в экстремальной ситуации, помочь побороть страх, независимо от того, находится ли он в экстремальном регионе, где отсутствует цивилизация, или внутри нее.
– В дорогу вы чаще всего отправляетесь пешком. И максимум, что берете с собой – тележку, груженую необходимым снаряжением...
– Мои экспедиции проходят без использования автотехнических средств. Частично – они пешие, частично – это сплав на каяке или переход по открытым акваториям. К примеру, на лодке мне удалось пересечь Белое море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро, отдельные северные моря. И дело даже не в том, какое судно выбираешь. А в опыте, предварительной подготовке, способности адекватно реагировать на экстремальные ситуации.
История оставила немало примеров, когда первые мореплаватели совершали переходы на небольших судах, которые сегодня нам покажутся просто неприспособленными для серьезных испытаний. К примеру, гренландские эскимосы использовали каяк для морской охоты в суровых условиях северных широт. Их небольшие лодки длиной около шести метров и около 1,5 метров шириной были невероятно маневренными! Сейчас это кажется невероятным!
Еще один пример – полумифическая история, связанная с заселением острова Пасхи, согласно которой небольшая группа древних полинезийцев сумела добраться до отдаленного островка в Тихом океане на небольшом каноэ! Учитывая отдаленность других островов Тихого океана, повторить это путешествие сейчас кажется просто невозможным!
– В 2000 году вы прошли около девятнадцати тысяч километров пешком по Южной Америке – от Огненной земли до Мексики. Наверное, в пути часто случались ситуации, опасные для жизни?
– Регион Латинской Америки – один из самых сложных. Но у путешественника-одиночки всегда больше шансов выжить. По простой причине: один человек совершает меньше необдуманных поступков, чем группа людей, где все надеются друг на друга, поэтому ошибок больше.
Отправляясь в дорогу, я всегда тщательно изучаю географический регион, чтобы понять насколько он опасен. Иногда путешественники и даже целые экспедиции погибали только потому, что недооценили регионы. Латинская Америка – регион с тропическим и субтропическим климатом. Здесь много экзотических болезней, которых нет у нас. Моей задачей было доказать, что человек, находясь в новых условиях, может остаться в живых, не применяя медицинских препаратов.
Я шел здесь вдоль реки Амазонка – это был достаточно сложный подъем. На отдельных участках маршрута было много путешествующих людей из разных стран. Встречались и браконьеры: те, кто занимается отловом насекомых для продажи, пилит лес, отлавливает животных. Вообще-то везде можно найти цивилизацию, даже, на первый взгляд, в непроходимых джунглях! И всегда важно оставаться лояльным к окружающему миру, находить общий язык с населением, даже если ты не знаешь языка.
– Как же вы общались с местными жителями, не понимая ни слова?
– Знание языка не решает проблем. Ведь часто даже говорящие на одном языке люди не могут договориться. Здесь более важно твое расположение духа, отношение к миру. Это чувствуется даже без слов.
– Вы – первый, поднявший флаг Украины над Северным полюсом. Причем, участвовали в экспедициях на полюс дважды. В международной экспедиции к Северному полюсу под руководством известного полярника Владимира Чукова, и в составе экспедиционной группы по программе МЧС. А позже – были в первой украинской Антарктической экспедиции, проведя год на Южном полюсе. Поделитесь впечатлениями от путешествий в эти две самые холодные точки планеты?
– Конечно, для меня, как и для каждого исследователя, полюс всегда оставался сигнальной точкой отсчета в моей жизни. В 1985 году в составе экспедиционной группы «Арктика» мы достигли 86 градуса северной широты. Второй раз, уже в 1998 году, в составе российской экспедиции на Северный полюс я установил здесь флаг Украины. А до этого – в 1996 – 1997 годах состоялась первая украинская научная антарктическая экспедиция. 12 украинских зимовщиков тогда впервые попали на полярную станцию «Академик Вернадский», переданную украинским ученым британцам. Мы занимались сбором данных по метеоусловиям и изучением озонового слоя. Помимо основной работы на станции у меня, как специалиста в области экстремального выживания, была также личная программа. Я изучал возможности выживания человека в среде низких температур высоких широт. То есть во время зимовки я совершал отдельные переходы по материку: просто уходил от станции и жил в полевых условиях, ночуя в палатке. Кроме того, во время перехода на Антарктический полуостров, собирал данные по сходу лавин. Эти данные интересовали наших специалистов, работающих в Карпатах.
– После таких экспедиций происходит переоценка ценностей?
– Они очень меняют человека. В экстремальных ситуациях часто видишь человека совершенно по-новому: в дороге мне приходилось видеть лучшие качества худших людей и наоборот.
– А как организован ночлег во время ваших пеших путешествий? Были ситуации, кода в пути невозможно было даже установить палатку?
– Ситуации бывают разные. Например, в джунглях лучше использовать даже не палатку, а простой гамак, привязанный к деревьям, потому что в районах с очень высокой влажностью земля просто «кишит» огромным количеством пресмыкающихся. Многие змеи, кстати, ядовиты. Поэтому ночевать здесь безопаснее на деревьях. А вот в пустынях наоборот – просто делаешь навесы от солнечных лучей.
В принципе, предварительно изучив регион и используя эти знания, в дороге можно выжить, имея при себе только туристический нож.
– Совсем недавно Вы путешествовали по Украине, пройдя пешком несколько тысяч километров от Днепра до Черного моря. Почему выбрали такой маршрут?
– Это была просто тренировочная экспедиция. Каждый год я стараюсь пройти несколько тысяч километров, чтобы привести свое здоровье в нормальное состояние. Ну, и кроме того – собрать новый материал для своих исследований.
Тогда я стартовал из Днепропетровска, потом был пешеходный переход вдоль побережья Днепра – до Новой Каховки. А дальше – прошел до Олешковских песков и Кинбурнской косы. И вернулся назад по тому же маршруту. Его общая протяженность составила больше тысячи километров.
Сейчас стартовала моя экспедиция на Ближний Восток, которая называется «Библейский меридиан», и посвящена основному нашему литературно-духовному памятнику – Библии. Я стартовал из Днепропетровска, прошел по Днепру до Черного моря. А дальше – буду двигаться вдоль побережья Черного и Средиземного морей: вдоль румынских, болгарских, турецких берегов, побережья Греции. Планирую остановки от Кипра до Египта, и от Египта до Израиля. Вернусь обратно тем же маршрутом. Общая протяженность маршрута составит более 7 тысяч километров. Собираюсь пройти это расстояние за год и четыре месяца.
Эта экспедиция несет важную просветительскую миссию. У всех нас должно присутствовать понимание, что самым важным для каждого из нас являются человеческие отношения. Люди всегда мечтают о том, чтобы наконец прекратись бесконечные, бессмысленные войны, которые ни к чему не приводят, кроме горя и разрушений.
Люди должны задуматься, что все мы находимся на одной маленькой подводной лодке. И есть еще время протянуть друг другу руки, осознать то, что мы и есть тот единственный и могущественный разум, который населяет эту планету. И наша задача – сохранять мир, а не разрушать его, сохранить нашу общую культуру, нашу духовность.
– Без каких качеств не обойтись человеку в экстремальных ситуациях?
– Чтобы понять свои возможности, человек должен изучать самого себя. Изучить свои физические возможности. Очень важный фактор – психологический. Нужно научиться правильно оценивать ситуацию и искать пути выхода из нее, поборов свои страхи.
Практически первое, что слышит человек при рождении – слово «нельзя». Оно определяет определенный запрет. Этот запрет от изначально простого приводит к более сложному, запрет превращается в страх. В этом самое главное, что сейчас руководит и управляет нашим миром – страх заставляет людей совершать ужасающие и подлые поступки. Страх потерять и страх не приобрести, страх не взаимодействовать и так далее. Наша задача – найти пути выхода из такой ситуации, то есть выбрать рациональное действие, при этом не забывая, что побороться – всегда полезнее, чем отказаться от борьбы.
– А бывали случаи, когда опускались руки и просто не хватало сил бороться? Что спасало в таких ситуациях?
– В первую очередь – вера. Все в мире происходит не случайно. Над нами есть Всевышний, и я верю в его поддержку. Верю в то, что каждый человек должен выполнить то, что ему предназначено на его пути. Если человеку что-то дано, если он чувствует в чем-то свой талант, то его обязательно нужно применять и развивать. Нужно постоянно работать над собой, выполнять то что тебе предназначено. Иначе человек просто просуществует, так и не выполнив свою главную задачу.