Информация к новости
  • Просмотров: 1026
  • Дата: 27-03-2015, 09:30
27-03-2015, 09:30

Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»

Категория: История и культура


Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»

Евгений Шварц… Уже и классика, и мировая слава. Его пьесы-сказки — словно тот «вариант», который всегда беспроигрышен: «Золушка», «Тень», «Голый король», «Дракон» и, конечно же, «Обыкновенное чудо».

В предисловии к пьесе Шварц писал: «Обыкновенное чудо» — какое странное название! Если чудо — значит, необыкновенное! А если обыкновенное — следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас — речь пойдет о любви».

В 1964 году была создана первая экранизация «Обыкновенного чуда» в режиссуре Эраста Гарина и Хеси Локшиной. В 1978 г. на телевизионные экраны вышел фильм «Обыкновенное чудо» с музыкой Геннадия Гладкова в постановке Марка Захарова в исполнении звездного актерского состава, завоевавший любовь и признание нескольких поколений.

 

«Таки решились…»

Этот фильм поистине обожаем зрителями и сегодня. Посему возникает закономерный вопрос: как можно было не «побояться» ставить мюзикл в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. Михаила Водяного? Ведь невольно зритель будет сравнивать, даже учитывая, что фильм есть фильм, а сцена есть сцена, да еще и мюзикл… Что за необыкновенное таинство вело создателя спектакля (мюзикл поставил московский режиссер Дмитрий Белов) и исполнителей, которые, как говорят в Одессе, «таки решились»?

Решились — и зритель принял. Спектакль с большим успехом идет на сцене уже несколько месяцев, и накануне Международного дня театра, 26 марта, одесситы снова могут окунуться в это самое необыкновенное таинство, в мир волшебных приключений и чудес.

Что до таинств, то оно всего одно. Но какое! То самое волшебное, чудесное чувство Любви, способное победить злые чары.

Такое, получается, обыкновенное чудо — Любовь человеческая, которой всем нам так не хватает сегодня. Вот и спешат одесситы на этот спектакль, наполняются его удивительной энергетикой, потому что очень чувствуют: пьеса-то ведь удивительная (так и хочется снова повторить — чудесная!), она на все времена, на любой возраст — как высший ответ на главный вопрос.

И нельзя не отметить еще раз смелость сотрудников Одесского академического театра музкомедии. Вот ведь как: не побоялись они взяться за постановку произведения, которое уже стало, по сути, культовым. А все потому, что истинная театральная постановка — такая, как «Обыкновенное чудо» — сразу дарит зрителю совершенно иные впечатления, новые ассоциации. Это ведь живое искусство.

И все же… Как же «тягаются» одесские исполнители с гениальными Мироновым, Абдуловым, Янковским?

 

«И нет, поверьте, для артиста большей награды»

Уже первые минуты с теми, кто исполняет роли в спектакле, убедили: подобный вопрос, как минимум, неуместен. Никто ни с кем и не собирался «тягаться»: в постановке совершенно другие акценты, абсолютно иные интонации. А вот сам разговор с исполнителями, донесшими до нас «Обыкновенное чудо», получился очень и очень интересным.

Ассистент режиссера «Обыкновенного чуда» и исполнительница роли Эмилии заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова, к примеру, сразу же делает акцент на главном:

— Большая работа шла над каждым образом. Такова манера работы режиссера Дмитрия Белова: он «глубоко копает». Мы в самом начале очень долго сидели за столом и обсуждали: о чем же спектакль? Какова глубина образов? Что касается моей героини Эмилии, то сразу признаюсь: я играла себя. Эмилия — это, прежде всего, женщина. Но женщина, которая в силу обстоятельств, выпавших ей в жизни, вынуждена была приспосабливаться. Она — статс-дама, первая дама при принцессе, ей необходимо соблюдать все устои. Но это еще и женщина, которая всю жизнь любила одного человека — Эмиля, с которым ей пришлось расстаться. Эмилия — тверда и вспыльчива, не смогла в свое время простить своего любимого, в общем-то, из-за мелочи. Встречая спустя много лет своего возлюбленного, Эмилия становится истинной, самой собой — нежной, любящей. Именно это и послужит причиной того, что она, объединившись с Эмилем, сделает все, чтобы Принцесса и Медведь остались вместе. И главное здесь одно — любовь торжествует!

Владимир Кондратьев, исполняющий роль трактирщика Эмиля, признается, что он поначалу не верил, что кинематографический шедевр можно будет перенести на сцену. Долго в начале работы над ролью думал о том, что это просто нереально.

— Конечно, у меня перед глазами стоял образ, созданный Юрием Соломиным в фильме, — рассказывает Владимир. — А тут такое необычное решение. Один костюм чего стоил: халат, феска… Что за образ такой? Потом, в процессе работы над ролью, все стало вырисовываться: Эмиль — самый обычный человек, которому суждено было давным-давно расстаться с любимой девушкой. И он, одинокий, но вовсе не разочаровавшийся в жизни, живет себе и живет, даже занимается кое-какой коммерцией: трактир открыл. Но, главное, он не озлобился, и даже через призму собственных переживаний об утерянной любви сумел сохранить человечность, способность любить.

Главное же — сохранил способность к возрождению, очищению души. Встречая свою давнюю любовь, чувствует: ничего не ушло, все живо. А все потому что он тонок, чувствителен, романтичен. Все это очень подчеркивает гениальная музыка Геннадия Гладкова. И я, и моя партнерша Аурика Ахметова, исполняющая роль Эмилии, постарались донести до зрителя главное: любовь не уходит, не проходит, не исчезает. Ну, а самая большая награда для нас — это ощущение, что зритель после спектакля уходит с чем-то очень теплым в сердце. И нет, поверьте, для артиста большей награды.

 

Единство сцены и зала

Заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко, исполняющий в спектакле роль Волшебника, рассказывает, что поначалу роль для него тоже показалась очень сложной.

— У меня внутри было много сомнений, — говорит Сергей. — Но режиссер сумел дать мне много «зацепок», и в результате я понял: Волшебник — это я. Помните постулат Волшебника: «Влюбляться полезно»? Я и сам такой «по жизни»: не могу жить без этого чувства. Волшебнику необходимо волшебство, но так получается: он живет с земной женщиной, чувства которой вроде как «притупились». И мой герой понимает: необходимо внести в их жизнь новую живую струю. Тогда он закручивает такую интригу, чтобы на примере истинной любви Принцессы и Медведя, возгорелась новым огнем истинная, светлая любовь и в его семье. Ведь воссоединение двух любящих сердец — Принцессы и Медведя — это апофеоз спектакля, равно как и апофеоз любви Волшебника и его супруги.

Слушаю артистов, и сразу же понимаю, что речь ведь идет о таинстве необыкновенном — единстве артистов на сцене со зрителями в зале, обрамлением которого становится гениальная музыка Гладкова.

— Музыку Геннадия Гладкова обожала с детства, равно как и фильм «Обыкновенное чудо», так же, как с детства знала наизусть все песни из этого фильма, — продолжает наш разговор Ирина Ковальская, исполнительница роли Жены Волшебника. — Тут ведь в чем особая сложность и тонкость? Он — Волшебник, она — земной человек. Почему они удалились в свой мир? Что произошло? Почему наступил момент, когда он «притаскивает» в их мир огромную группу людей со своими проблемами, заботами? Вопросов ведь очень много, и мы, исполнители, вместе со зрителем стараемся отыскать ответ на них. По своей натуре я — мама, и к юным героям спектакля отношусь именно так. Они — мои дети, я беспокоюсь за них, мне хочется их защитить.

«Серый кардинал королевства» — Министр-администратор… Денис Фалюта, исполняющий эту роль, не очень соглашается, что его герой — «исключительно отрицателен».

— Таких «администраторов» на самом деле очень много, — говорит он. — На каждом шагу встречаются. Он живет с такой позицией: на первом месте — власть и деньги. Крутится, как может. Ну и что? В отличие от Андрея Миронова, который играл эту роль в фильме, мой Министр-администратор — не состоявшийся человек. Он не вальяжен и не грациозен, как Администратор Миронова. Мой герой как бы все время доказывает, что он имеет право здесь быть. Он выбился из низов и изо всех сил «крутится», у него своя точка зрения на все происходящее, которая, по его мнению, не просто имеет право на существование, но и должна главенствовать. Отсюда и его озлобленность, и ощущение, что «что-то не так, как хочется». И, кроме того, у него есть свой секрет: он тайно влюблен в Принцессу. Более того, при его, вроде бы, внешнем поражении на момент в конце спектакля, он «живуч», раскаяния у него нет. Не получилось здесь — получится в другом месте, он пойдет дальше.

Пятеро артистов, пятеро героев… В спектакле их занято, конечно, гораздо больше. И еще большее количество творческих людей сделали все возможное, чтобы «Обыкновенное чудо» в нашем городе состоялось и прошло с настоящим успехом.

Потому, вероятно, и появилась у одесситов удивительная возможность снова и снова погрузиться в необыкновенное таинство этого спектакля — с уникальными декорациями, спецэффектами, которые стали достойным дополнением представленной театром истории о преодолевающей все преграды Любви, которая так удивительно тонко подана в «Обыкновенном чуде».

Уверена: спектаклю жить долго-долго! Недаром ведь исполнители, с которыми я разговаривала (а люди они все такие разные!), чуть ли не синхронно сделали акцент на заключительной сцене спектакля: поцелуе Принцессы и Медведя. В самом деле, апофеоз спектакля: Медведь остается человеком, ибо только в человеческих силах быть истинно смелым и не побояться поцеловать любимую девушку, даже под страхом «угрозы снова стать медведем».

Артисты (пожалуй, даже наперебой) рассказывают, что делается в этот момент и в зале, и на сцене. Слезы в глазах и зрителей, и исполнителей — как высшая оценка спектакля. Это удивительное сопереживание, это ощущение, что Любовь и в самом деле побеждает все, становится тем главным, и ради чего выходят на сцену исполнители, и ради чего приходит зритель в Одесский академический театр музыкальной комедии им. Михаила Водяного — на «Обыкновенное чудо».

Галерея

prev

Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»
Необыкновенное таинство «Обыкновенного чуда»

next
и ещё фотографии ›


Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Loading...


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.