Информация к новости
  • Просмотров: 483
  • Дата: 11-09-2018, 19:00
11-09-2018, 19:00

День знаний или День вышиванки-2 VIDEO

Категория: Новости / Аналитика


День знаний или День вышиванки-2 VIDEO

Отзвенели Первые звонки в украинских школах… Дети отстояли на вредных для здоровья по мнению и. о. министра здравоохранения торжественных линейках… Счастливые родители первоклашек смахнули слёзы надежд и умиления, не менее счастливые родители одиннадцатиклассников утёрли слёзы избавления и облегчения… Из впечатлений, оставшихся в памяти – калейдоскоп очень ярких красок в детской одежде, на мой взгляд слишком ярких, диссонирующих и, как говорится, рвущих глаз. В Украине новая школьная форма – вышиванка. Ведь все мы понимаем – без принуждения со стороны органов власти разных уровней подавляющее большинство одесских, например, семей не посчитало бы возможным одевать своё чадо в вышитую исподнюю рубашку, один из элементов национального восточнославянского костюма, в режимное учреждение – школу, пусть и по праздникам. Значит, снова, в который раз – принуждение и разнарядка…

 

«Времен связующая нить»

Не буду спорить, вышиванка – не просто фольклорный элемент, это связующая нить с нашим давним прошлым, возможность осознать свои собственные национальные корни. Бесспорно и то, что необходимо трепетно хранить, бережно собирать и изучать народные обычаи, национальную одежду, особенности деревенского быта как часть культурного достояния и истории народа. Причём часть достаточно существенную, так как она даёт материал для этнических исследований процессов развития языка, миграции населения, предпочтений и представлений наших предков о миропонимании.

Но абсолютизировать фольклор недопустимо. Все народы в процессе своего развития усложняют формы собственного общественного быта, добавляя в них наработанный багаж культурных в самом широком значении достижений. Фольклор начинает выполнять вторичную, как бы прикладную роль, и важен как опыт и как одно из отражений национального своеобразия. Ценности, относящиеся к базовым – искусство, наука, вера перекрывают фольклор в процессе культурного развития.

Для моих дорогих читателей, не особо разбирающихся в культурологической риторике, напомню, как во времена правления президента Ющенко в рамках художественных выставок филигранного литья или тончайшей фарфоровой посуды выставлялись куклы-мотанки или глиняные свистульки, коим самое место в этнографическом музее. Надеюсь, все мы прекрасно осознаём, какой пласт культурного развития отделяет даже очень красивую пысанку от самого простого из 52 ювелирных яиц Карла Фаберже.

Ещё раз повторюсь: и вышиванка, и пысанка, и куклы-мотанки – предметы искусства, но искусства народного, примитивного и архаичного в самом хорошем смысле этих слов. Примитив и архаика – антиподы городского и индустриального уклада, для этих видов искусства цивилизация – это то, что разрушает органичные начала народной жизни, сохранившие себя только в сельской культуре. Именно поэтому Революция достоинства, начинавшаяся как проевропейская, завершилась как жесткая тотальная экспансия сельской культуры во все сферы украинской жизни, в том числе и в образовательную.

К слову сказать, Великобритания, как Земля обетованная для всех наших власть имущих и креативной молодёжи, очень космополитичная страна. Там попросту нет национального костюма. Премьер-министра Великобритании, как, впрочем, любого другого европейского чиновника или сановника, ни на мероприятиях, ни на празднованиях вы не увидите в национальном костюме. Может стоит с их толерантности брать пример?

Принуждения и разнарядки вызывают, как правило, только отторжение и протест. Насильственную украинизацию наш народ уже проходил несколько раз в рамках всяческих коренизаций. Процесс политики коренизации в 20-х годах прошлого века и его последствия прекрасно описаны в драме Мыколы Кулиша «Мина Мазайло». Не знают наши власть предержащие классической украинской литературы…

 

«Духовный детокс» или «плюс в карму»

Юлия Володымиривна, в своём извечном желании соригинальничать, назвала вышиванку «духовным детоксом» (детокс на молодёжно-хипстерском слэнге означает очищение). И, что неожиданно, попала в десятку.

То, что мы видели на школьных линейках по всей Украине – это реально «духовный детокс». Только не очищение духа, а очищение от духа. На примере китайской полиэстэровой вышиванки с набитым аляповатым рисунком, или даже если она вышита программированной швейной машиной, мы можем воочию представить себе предмет, который лишился духа, сакрального смысла. Напрочь отделившись от практик, которые были в ней сконцентрированы, вышиванка, производимая китайским конвейером миллионами экземпляров, перестаёт быть наглядным пособием по изучению прошедшего времени, так как лишается связи со своими изначальными функциями, в первую очередь, конечно, символическими, то есть именно с теми, которые позволяли связать времена.

В итоге мы получаем не просто симулякр народного костюма, отделенного от усилий и функций, но банально мнимое свидетельство истории – ретро-утопию, ностальгическую грёзу.

Представьте себе, дорогие мои читатели, сколько усилий и умений украинским женщинам прошлых веков необходимо было потратить, чтобы сшить и вышить вышиванку своими руками: соткать полотно, отбелить его, выкроить и сшить рубашку, выкрасить природными красителями нити, научиться вышивать и вышить. Как говаривал герой известной советской кинокомедии: «Эта работа требует некоторого самоотречения!» А я, как человек, владеющий техникой вышивания гладью и крестом, от себя могу добавить – эта работа требует исключительной усидчивости, внимательности, сосредоточенности, аккуратности, художественного вкуса и приличного знания огромного количества традиционных орнаментов и техник. Это медитативная работа, излечивающая стрессы и неврозы. Как сказала та же Юлия Володымиривна: «В какой-то мере вышиванка – это плюс в карму!» Вот бы украинским девочкам научиться самим вышивать! Нынешняя набивная полиэстеровая вышиванка для девчонки – школьницы ничем не отличаема от обычной блузки в яркий цветочек.

Депутат от Народного фронта Виктория Сюмар показывает древнее фото своей прабабушки в вышиванке и кораллах, утверждая, что вышиванка – это генетический код нации. Выходит, по её мнению, если моя прабабушка жила в городе и носила городскую одежду – у меня набор хромосом не подходящий для нации Сюмар? А если кому-нибудь взбредёт в голову, что генетический код нации – не вышиванка, а, например, шаровары или какой-либо другой элемент народного костюма? Из каких соображений выбрана именно вышиванка? Чувствуете, мы на пороге патриотической истерии?..

На эту тему рассуждают в видеосюжете посол Великобритании в Украине Джудитт Гоф (не к ночи помянута – как представительница ЛГБТ) и Елена Дидык, этнограф и мастер художественного вышивания. Посол интересуется, сколько вышиванок было у обычной украинской девушки или женщины, а девушка-этнограф рассказывает в ответ интересные вещи: что вышиванка – это исподняя одежда, которую первой одевает на тело женщина, и носить её на улице просто так нельзя. А то, что у нас сейчас многие носят – это стилизованные платья и рубашки с этноузором. А за всю жизнь украинская женщина носила от 30 до 60 вышиванок, которые вышивала сама, вкладывая в эту работу всю свою душу и все свои умения.

Думается мне, что только созданная своими руками и своим сердцем вышитая сорочка сможет стать настоящим сакральным символом для нашего народа и той самой нитью, связующей времена и поколения.



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Loading...


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.