Информация к новости
7-02-2015, 18:24

Есть ли место Одессе в «списке ЮНЕСКО?

Категория: Історія та суспільство / Статті


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Есть ли место Одессе в «списке ЮНЕСКО?

Пролог: «Тень Потемкина»

Тень Потемкина витает над нашим городом. Нет, не мятежного броненосца, всколыхнувшего когда-то благополучную Одессу залпом своих орудий. Самого князя Потемкина-Таврического, после завоевания Причерноморья в 1787 году устроившего для Екатерины Великой вояж по новым землям империи. Тогда им были устроены пышные действа с показом новых населенных пунктов во всей их грядущей красе. Конечно же, умнейший вельможа не собирался обманывать макетами свою государыню, но лишь демонстрировал ей то, каким должен был стать сей благодатный край. Однако, с легкой руки недоброжелателей – стало выражение «потемкинские деревни» символом показухи и стремления выдать желаемое за действительное… Именно эти грустные ассоциации возникли и у меня, и у многих неравнодушных одесситов после окончания «международной» научно-практической конференции, посвященной вопросу включения исторического центра Одессы в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, прошедшей 28-29 января. Международной в кавычках – потому, что заявленные как иностранные участники, эксперты этой почтенной организации к нам не приехали. По версии организаторов – из-за сложной внутриполитической ситуации в нашей стране. Мы же полагаем – что совсем по иной причине. Но о ней – в конце…

 

Действие первое: «Ты помнишь, как все начиналось…»

Наталия Мотырева, глава Одесской областной организации охраны памятников, на пресс-конференции перед началом мероприятия, не без ностальгии напомнила нам о том, что примерно тридцать лет назад Одесса была первой в СССР признана «историческим городом», а ее центр – получил статус «историко-архитектурного заповедника». Для его сохранения были созданы соответствующие управления областного и городского уровня с реальными полномочиями, профильный институт, реставрационные мастерские с лучшими в стране специалистами… Но – за последние годы институт и мастерские расформированы, а управления – потеряли реальную возможность охранять памятники архитектуры, оказавшиеся во власти столичных чиновников. И… в «заповеднике» царит форменное засилье «браконьеров». Достаточно оглянуться вокруг – и вы не увидите уничтоженные исторические здания в стиле гостиницы «Спартак» или «Круглого дома» на Греческой площади, замененного монстром-новоделом «Афина»; чудом стоящие руины дома Руссова - бросятся вам в глаза. Изувеченные грубейшими переделками старинные дома, а то и целые архитектурные комплексы, утратившие свой неповторимый облик в стиле той же Греческой площади – вот нынешние реалии… И вычеркнуты из списков памятников архитектуры сотни прекрасных зданий, обреченных на гибель или безвкусную переделку. Добавьте к этому множество растущих как грибы после дождя высотных зданий в камерном, малоэтажном центре, - и вы поймете: все наши претензии на включение в пресловутый «список всемирного культурного наследия» как «города-памятника» - мягко говоря, сомнительны. Ведь требования ЮНЕСКО крайне жестки, и предусматривают они сохранение целостности и (или) аутентичности исторической планировки города, архитектурных комплексов и отдельных зданий, равно как и адекватную защиту и систему менеджмента на местном и государственном уровне… Нет нужды говорить о том, что ни один из этих параметров у нас не соблюдается, а «современная диссонирующая застройка» – продолжает свое победное шествие по Одессе. Так о каком «включении» 95 гектаров исторического центра вокруг порта в вожделенный реестр может идти речь? И стоит ли даже говорить об этом? – Наверное, все-таки стоит, ведь если мы опустим руки, то и остатки былой красы и славы частью разрушатся сами, а частью – будут заменены безликими гигантами из стекла и бетона.

 

Действие второе: «Кто виноват?»

Сей традиционный вопрос простого ответа не имеет. Ведь почти сто лет исторический фонд медленно, но верно разрушается. Построенный из долговечного при нормальной эксплуатации «ракушняка», не терпящего влаги, он буквально размывается как песочный замок, перманентно подтапливаемый текущими коммуникациями. И никакие частичные и косметические ремонты фасадов не устранят это губительное влияние. Тем паче – все мы помним, как такие ценнейшие памятники архитектуры, как Оперный театр или кирха, годами пребывали в состоянии «вечной реставрации», а то и полной разрухи, при полном небрежении государства. И спасены они были только благодаря общественной активности и помощи меценатов и местных, и зарубежных. А сколько погибло или стоит на грани гибели! Параллельно же – годами идет форменная атака новостроев на тот же исторический центр. Причем, при нынешней системе контроля – разрешения и согласования могли давать и структуры Министерства культуры, и столичные же органы стройнадзора. Зачастую – в обход и местных управлений по охране памятников, и друг друга, и… Закона Украины. Сложно не согласиться с начальником областного управления охраны памятников Владимиром Мещеряковым, полагающим, что незаконные разрешения следует отменять, а «небоскребы» – сносить или приостанавливать их строительство. Но реально ли это при нынешней-то системе и организационной, и судебной?! Ведь все силы богатых и влиятельных застройщиков будут брошены на защиту «попранных интересов и прав», а государство – не сможет защитить интересы города. То есть – свои же, наши общие! Но что же нам делать-то?

 

Действие третье: «Что делать?»

Прежде всего – конечно же, продолжать работу по составлению досье памятников архитектуры Одессы, работа над которым ведется Киевским институтом памятникоохранных исследований, понимая: без коренного изменения государственного подхода – ничего нам «не светит». Город и область должны снова вернуть реальное право распоряжаться своим наследием – и отдельными зданиями, и архитектурными комплексами, и землей, на которой строят новые дома. Киев же – всемерно способствовать охране памятников всех уровней, а не административно указывать, чему быть или не быть. А еще – вспомнить старое изречение Наполеона, применив его к мирным целям. Великий полководец говорил: для успешной войны необходимы три вещи: деньги, деньги и еще раз – деньги! Для сохранения и восстановления, да нет, уже порой, воссоздания нашего исторического центра нужны именно они. Огромные и постоянно поступающие. И начинать надо с тотальной замены коммуникаций.

Но где их взять в нынешней, мягко говоря, кризисной ситуации в стране? Ведь даже в недавнее мирное и относительно благополучное время для того, чтобы привести в порядок Львов, ставший ЕДИНСТВЕННЫМ городом Украины, таки включенным в вожделенный список ЮНЕСКО, требовались колоссальные вливания за счет государственного бюджета. Ответ прост и альтернативы ему нет: привлекать инвесторов и отечественных, и зарубежных, гарантировав им абсолютную защиту инвестиций, но – связав жесткими условиями сохранения и воссоздания памятников. Причем путь этот уже разработан в законопроекте, зарегистрированном в Верховной Раде и разработанном народным депутатом Сергеем Киваловым. Суть проекта – в придании Одессе экспериментального экономического статуса с максимальным облегчением привлечения инвестиций за счет снижения налогов и предоставления льгот. Собственно говоря, так когда-то и выросла Одесса, став истинной «Южной Пальмирой» при максимальном благоприятствовании государства. И если это произойдет – мы сможем медленно, но верно возвратить нашему городу былую красу и славу. И неважно, будут ли памятники архитектуры переходить в собственность заинтересованных бизнесменов за номинальную цену, или сдаваться в долгосрочную аренду. Важно то, что их аутентичность и реставрация станет основным условием, а инвесторы – будут гарантированно защищены от произвола и поборов. Но для этого необходимо главное: желание государства реально обеспечить Одессе необходимые права и возможности. И, само собой – наша активность на всех уровнях – от неравнодушной общественности – до чиновников муниципального и областного уровня, на деле желающих городу сохранения наследия, процветания и гармоничного развития.

 

Эпилог: «Занавес сброшен»

…Лишь в конце конференции стало нам известно то, что, полагаю, знали ее организаторы с самого начала. Одесса переведена из «списка С» ЮНЕСКО – списка городов-кандидатов на включения в вожделенный реестр, в «список D», где фигурируют лишь отдельные историко-архитектурные ансамбли. В нашем случае – Приморский бульвар, Екатерининская площадь… Да и это «кандидатство» может реализоваться лишь при соблюдении жестких условий и требований! Проще говоря, наши шансы как города-памятника приблизились к нулю. Хочется надеяться – не навсегда. Но для этого потребуется и время, и постоянные усилия, и, главное – добрая воля центральной власти, которая сменит пагубное бездействие умной заботой. Иначе – не быть Одессе собой, превращаясь в унылую провинцию.

 

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:https://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-02/1423326325_13333064323.jpg
next
и ещё фотографии ›



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.