В прошлую пятницу, Венецианская Комиссия заслушала информацию о состоянии выполнения своих замечаний к отечественному люстрационному закону, и раскритиковав изменения в избирательный закон касательно исключения кандидатов в депутаты из партийных списков до выборов.
«В Украине произошло из ряда вон выходящее событие. Группа граждан неправомерным путем добыла проект решения по продолжающемуся судебному производству относительно конституционности «люстрационного» закона Конституционного суда и «вбросила» его в Интернет!
Решение пишется в совещательной комнате. В соответствии с законом, до его обнародования к нему имеют доступ только судьи КС! И никто посторонний не имеет права туда попасть и взять документ. Как проект оказался в руках людей, не имеющих отношения к суду? Варианта только два: либо политики сами проникли в совещательную комнату, либо получили проект из рук кого-то из судей или работников суда. И в том, и в другом случае – это не совместимо с законом. Я считаю, что депутаты должны немедленно дать объяснение обществу: как к ним попал проект!
Наверное, никто не захотел бы оказаться на месте пациента, которому еще не успели сделать анестезию, а хирург, с грязными руками и пеной у рта уже пытается его разрезать только лишь потому, что вокруг – благодарные зрители…
А такое «хирургическое вмешательство» в работу Конституционного Суда – это опасный прецедент. Если общество один, другой раз это стерпит, - все, можно считать это очередным ударом по конституционализму в Украине. Повторяю, это не только циничное влияние на суд. Это не совместимо с европейскими стандартами демократии и правосудия.
Согласно Основному закону, гарантом соблюдения Конституции является Президент. Однако там не случайно также записано, что Украина является правовым государством, где единственным органом конституционной юрисдикции является Конституционный Суд. Венецианская Комиссия последовательно отмечает важную роль Конституционного Суда, в особенности для Украины. А его сейчас в Украине пытаются опорочить, запугать, помешать суду работать непредвзято. Это очень опасные игры, которые «подпиливают» один из «столпов» украинской государственности.
В любом цивилизованном европейском государстве, работа конституционного суда – это уважаемый труд, охраняемый законом и государством. В Украине, Конституционный Суд и вовсе имеет особое значение.
Конституцией и Законом урегулирован порядок деятельности Конституционного Суда, согласно им утверждены правила этики на его пленарных заседаниях и другие регламентные вопросы. Хотя рассмотрение дел и является открытым, даже свое выступление в зале суда участник конституционного производства не имеет права использовать для политических деклараций и заявлений. Проект решения или заключения Конституционного суда готовится судьей-докладчиком и выносится на закрытую часть заседания Конституционного Суда, в которой участвуют только судьи, принимавшие участие в рассмотрении дела. Даже протокол, стенограмма и выступления на закрытой части заседания Конституционного Суда не разглашаются – не говоря уже о проекте решения.
Никто не отменял норму закона об ответственности за неуважение к Конституционному Суду. Но её так ни разу и не применили. А надо было бы, чтобы впредь неповадно было.
Кстати, никто не принимал законов о том, что каждый новый влиятельный политик приводит в КС своих единомышленников, чтобы все последующие решения Конституционного суда устраивали его лично и его друзей. Однако, отдельные политики жаждут «нужного» конституционного правосудия.
В современной Европе невозможно представить себе политика, размахивающего проектом еще не принятого решения Конституционного Суда. Еще труднее представить себе судью Конституционного Суда, раздающего политикам копии рабочего проекта. Это исключено.
Судья Конституционного Суда непосредственно участвует в рассмотрении дела, имеет право свободно изложить любое мнение, внести любую поправку или предложение. Не согласный с решением Конституционного Суда судья, может изложить особое мнение. А возмущенный работой Суда – уйти в отставку.
Если же судья или работник секретариата суда забыл наброски решения, к примеру, в троллейбусе, нашедший их политик должен высказать возмущение подобной небрежностью, потребовать дисциплинарного разбирательства и ответственности, а не размещать документы для служебного пользования конституционного органа в Интернете и призывать повлиять на решение суда. По сути – это призывы к давлению на суд, которые должны получить свою оценку согласно закону.
В цивилизованных странах именно так и есть: такие призывы считаются не только неуважением к суду. Они расцениваются именно как давление. И обязательно влекут юридическую ответственность. Такие действия для европейского политика по отношению к Конституционному Суду – пятно на репутации и конец политической карьеры. А у нас такие, совершенно не законные действия, пытаются представляют как патриотизм!",