По полученной Госэкоинспекцией информации от ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте» в соответствии с письмом от 09.08.2016. Судно «BW BORON» флаг Острова Мэн, ИМО9716016, прибыло к причалу № 11 Ильичевского морского порта под погрузку подсолнечным маслом.
Как рассказали в Госэкоинспекции, при осуществлении мониторинга врачом эпидемиологом ИСКЛВМТП ГУ «ЛЦМОЗУ на ВТ» установлен факт замывки грузовых танков после выгрузки груза на причале № 25 Ильичевского топливного терминала МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и метанол общим количеством 11000мт. Также установлено, что в 15:30 31.07.2016 после выгрузки судно отбыло по 12-ти мильную зону для замывки танков, после замывки промывные воды были слиты за борт судна на расстоянии 15-16 миль от берега.
После получения информации Госэкоинспекция поручила заведующему Ильичевского сектора экологического и радиологического контроля отдела экологического и радиологического контроля в пункте пропуска через государственную границу Дерожекоинспекции (далее подразделение Госэкоинспекции) принять соответствующие меры по проверке фактов, изложенных в письме.
09.08.2016 с целью проверки законности действий администрации судна по замывки грузовых танков и сброса загрязняющих веществ в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины, во исполнение требований Приложении II Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов ( МАРПОЛ73 / 78 ) , Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года, и проверки фактов изложенных в вышеупомянутом письме, подразделением Госэкоинспекции направлены письма на капитана морского порта Ильичевск в отдел пограничной службы «Черноморск» морскому агенту ООО «Старк Шиппинг» с просьбой проведения совместной проверки. Госинспекторов подразделения Госэкоинспекции вместе с представителями службы капитана морского порта не допустили к проверке путем поднятия трапа судна, что делает невозможным осуществление проверки.
В связи с не допуском представителей Госэкоинспекции и службы капитана морского порта и с ограниченным временем нахождения судна в акватории Ильичевского филиала государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (далее ИФ ГП «АМПУ»), 09.08.2016 подразделением Госэкоинспекции были направлены письма морскому агенту «Старк Шиппинг», капитану морского порта Ильичевск, с просьбой срочно предоставить всю имеющуюся информацию относительно судна «BW BORON», флаг Greet Britain за период с 29.07.2016 по 09.08.2016, а именно: копии судовых журналов (грузовых и нефтяных операций, судовой), регистрового сертификата судна, копии сертификатов IOPP и ISPP, количества загрязняющих веществ, находящихся на борту судна на момент захода в акваторию Сухого лимана.
10.08.2016 направлено письмо государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (далее ГП «АМПУ») относительно вероятного загрязнения морской среды и с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию относительно судна «BW BORON» по фактам, изложенным в письме ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте. Только 16.08.2016. почте в Госэкоинспекции поступило письмо заместителя председателя по логистике ООО «АМПУ» от 10.08.2016 следующего содержания: «поскольку запрашиваемая Вами документация находится на борту судна, а его копии не предоставлялись в адрес предприятия, считаем целесообразным провести проверку фактов возможного загрязнения морской среды на борту судна и получить необходимые копии».
Дополнительно, 10.08.2016 направлено письмо в главный офис филиала «Дельта- лоцман» ГП «АМПУ» о предоставлении информации в возможно сжатые сроки по движению судна за период 30.07.2016 по 08.08.2016 включительно. От капитана морского порта Ильичевск письмом от 09.08.2016. Получен ответ о том: «что к сожалению, в функциональные обязанности капитана морского порта не входит вопрос предоставления подразделения Госэкоинспекции копий документов и порекомендовано обратиться к агенту, который обслуживает судно». От представителя ООО «Старк Шиппинг» письмом от 10.08.2016. Сообщено о том: «что в ООО «Старк Шиппинг» не имеет в обслуживании указанного в письме от 09.08.2016. Судна под указанным флагом, в связи с чем не имеет возможности предоставить приглашены документы». От главного офиса филиала «Дельта- лоцман» ГП «АМПУ» ответы до настоящего времени не получено.
Также после получения ответа, капитану морского порта Ильичевск направлено письмо с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию относительно замывки грузовых танков судна за период с 29.07.2016 по 09.08.2016, в настоящее время ответ не поступало. Учитывая ограниченное время нахождения судна в акватории ИФ ГП «АМПУ», 10.08.2016. подразделением Госэкоинспекции повторно было направлено письмо морскому агенту «Старк Шиппинг» с просьбой предоставления запрошенной информации до выхода судна из акватории порта на рейд. В этот же день судно покинуло акваторию порта для ожидания причала на рейдовой стоянке.
11.08.2016. Подразделением Госэкоинспекции в третий раз направлено письмо морскому агенту ООО «Старк Шиппинг» с просьбой предоставить запрашиваемую информацию. В настоящее время ответ в Госэкоинспекцию не поступала.
Госэкоинспекция письмом от 11.08.2016 обратилась к начальнику отдела пограничной службы « Черноморск » (копия письма начальнику Одесского пограничного отряда ) и проинформировала о ситуации сложившейся и руководствуясь ст.95 Водного кодекса Украины, ст. 20-2 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» принимая во внимание ст. 2 , 19 Закона Украины «О государственной пограничной службе Украины», во исполнение требований Закон Украины «Об исключительной (морской ) экономической зоне Украины», с целью привлечения к ответственности ( в случае подтверждения факта загрязнения) попросила осуществить совместную проверку изложенных в письме от 09.08.2016. ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте» и предложили определить дату и время, но к сожалению ответ до настоящего времени в Госэкоинспекцию не поступала.
Также Госэкоинспекция письмом от 12.08.2016 обратилась в Управление Укртрансбезпекы в Одесской области и сообщила о ситуации сложившейся и учитывая требования постановления Кабинета Министров Украины от 10.09.2014 № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», Положения о Государственной службе Украины по безопасности на транспорте, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 февраля 2015 № 103 , п.п. 2.2.3 , п 2.2.13 Правил контроля судов с целью безопасности мореплавания, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 17.07.2003 за № 545 , и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины от 23 марта 2004 года № 353/8952 попросила провести проверку (обзор) судна «BW BORON» ИМО9716016 по фактам изложенным в письме ГУ «Лабораторный центр МЗ Украина на водном транспорте».
Учитывая бездействие и препятствование представителями морского агентства ООО «Старк Шиппинг» проведению проверки, 13.08.2016. Подразделением Госэкоинспекции было направлено письмо в отдел пограничной службы «Черноморск» для проведения совместной проверки 13.08.2016. В 13:00 часов с участием представителя Государственной службы Украины по безопасности на транспорте и письмом о проведении совместной проверки проинформирован морского агента ООО «Старк Шиппинг». Вместе с представителями Государственной службы Украины по безопасности на транспорте прибыв на место стоянки судна, госинспектора подразделения Госэкоинспекции снова не были допущены администрацией судна на борт, но был допущен представитель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте. На протяжении всего времени стоянки «BW BORON» трап находился в приподнятом состоянии. Представители ВВС Черноморск для проведения совместной проверки не появились, ответ до настоящего времени не поступало.
После окончания проверки представителем Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, подразделения Госэкоинспекции переданы фото копии документов, взятых на судне.
13.08.2016 года, с целью установления всех обстоятельств нарушения требований природоохранного законодательства Украины, подразделением Госэкоинспекции направлено письмо от 13.08.2016 в отдел пограничной службы «Черноморск», с просьбой установить правопорядок на границе и обеспечить беспрепятственный доступ на борт судна госинспекторов подразделения Госэкоинспекции 13.08.2016 в 19:00 ч. К сожалению ответа до настоящего времени, не получено.
14.08.2016 направлено письмо от 14.08.2016 капитану морского порта Ильичевск о принятии всех возможных действенных мер, которые сделают невозможным выход судна из акватории Ильичевского филиала ГП «АМПУ» без привлечения ответственного лица администрации судна к ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства, с копией письма ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте» и копиями судовых документов, предоставленных Государственной службой Украины по безопасности на транспорте.
Факсограммой от 14.08.2016 в 17:54 ч. на пост экологического контроля «Ильичевский морской торговый порт» пришел ответ капитана морского порта Ильичевск на вышеупомянутое письмо без номера, даты и его подписи где отмечается, что капитан морского порта может отказать в выдаче разрешения на выход судна только на основании решения уполномоченного законодательством органа государственной власти , игнорируя и искажая содержание письма о необходимости обеспечения его стороны проверки на судне фактов грубого нарушения законодательства, изложенных в письме ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте» и предоставленных копий документов Государственной службой Украины по безопасности на транспорте, в соответствии с которыми , факты, изложенные в письме ГУ «Лабораторный центр МЗ Украины на водном транспорте подтвердился, предоставленные копии документов подтверждающих факт загрязнения исключительной (морской) экономической зоны Украины в результате сброса с судна «BW BORON» , флаг Острова Мэн , ИМО9716016 , замивочних вод (смесь воды с остатками МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир и метанола) в количестве 96м³.
Ни одна из служб, ГП «АМПУ» (в подчинении которого находится служба капитана порта, которую возглавляет капитан морского порта, а также «Дельта- лоцман» ГП «АМПУ») не вмешалась в ситуацию для обеспечения законности в пределах предоставленных им полномочий и обязанности» связей. Как следствие капитана судна не привлечен к ответственности согласно ст. 26 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне» на сумму 23 тысяч 800 гривен и судно оставило Ильичевский морской торговый порт.
Это только один из случаев пренебрежения природоохранным законодательством как администрации судов, их представителями морскими агентами, а также должностными лицами государственного предприятия «Администрации морских портов Украины». Смесь воды с остатками опасного груза в результате сброса с судна попало в Черное море, наше Черное море где мы отдыхаем, ловим рыбу. Поэтому такие действия «под открытием» администрации иностранного судна угрожают не только государственным интересам Украины в исключительной (морской) экономической зоне по добыче живых природных ресурсов моря, которые мы потребляем, а и угрожают здоровью человека.