Пока публика обсуждает, гипер-глуп ли очередной пассаж (министра!) В. Омеляна, украинцам подстроили более грозную беду: новые эпидемии инфекционных болезней. Провластные СМИ недоговаривают, что в этом году выявлены (в трех областях) четыре случая заболевания дифтерией, а процент вакцинированных жителей критично мал. При этом чины Минздрава Украины не спешат исправить ситуацию, а информацию о наличии запаса вакцин таят от общественности, как «коммерческую тайну». Такое чреватое смертями и инвалидностями сограждан неадекватное отношение к бедствию имеет ряд причин, включая – политические и «барыжные».
Агенты «схемы» госзакупок сильней ГПУ и КМУ
Многих медиков Украины и их потенциальных клиентов тревожат ныне творимая ломка сети медицинских учреждений и ускоренный рост цен на лекарства. Видя главным агентом этого – бизнес-даму из США У. Супрун, многие недоумевают: откуда у неё – «неприкосновенность», почему и не могут ей мешать – ни Верховная Рада, ни сам «гарант» П. Порошенко?
Ясности недавно добавил президент Ассоциации психиатров Украины, член авторитетных иностранных организаций ученых и известный правозащитник 71-летний киевлянин Семён Фишелевич Глузман (знаменит, как «диссидент» по защите гражданских прав в СССР) – 9 августа он опубликовал открытое письмо к… директору ЦРУ с весьма смелой просьбой:
Официальной реакции чиновников США на тот обвиняющий демарш пока не последовало, в украинском политикуме – тоже молчок (даже шумный вилоносец из Радикальной партии не стал интересоваться связкой Супрун-Возняк-?.). Но отсутствие опровержений того заявления косвенно подтверждает его обоснованность и укрепляет подозрения, что на занятом посту главы МОЗ Украины Супрун служит (через троицу западных НГО) бизнес-интересам ряда зарубежных фармацевтических компаний. В том год назад публично обвинял ее депутат Мусий, предъявив копии договоров. Увы, ни в Генпрокуратуре (к которой обращался разоблачитель), ни в иных органах власти никто не рискнул проверять – не мошенничество ли отстаиваемая Супрун схема закупок лекарств, когда иностранным поставщикам МОЗ платит авансом с большой отсрочкой, принял множество препаратов с просроченными или заканчивающимися сроками годности и (официальную) плату за них отдавал по полной цене, хотя обычно в таких случаях применяют крупные скидки…
Кто и как «осваивает» миллиардные переплаты МОЗ из госбюджета – можно гадать. Но при любых раскладах «акул» рынка «медикаментов» заботит не только лечебная действенность продаваемого, но и устранение (мешающих сбыту) товаров прочих поставщиков (начиная с не имеющих властных «крыш»). Ведь для сбытчиков лекарств это дело – не миссия благодати (с клятвой Гиппократа и т. п.), а «бизнес», что на Западе давно уподобляют войне: борясь за барыши, не грех щемить конкурентов и обирать клиентов (ибо «Nothing personal – just business», – выгораживат барыг фраза О. Бидермана). И, как бизнес-агент, иностранка Супрун перенацелила работу сети медучредений Украины к выгоде круга избранных «ведущих» фармкомпаний. А интересы украинских пациентов – никак не в приоритете, наоборот: рост их нужд полезен сбыту «медикаментов», мотивируя покупать – больше и дороже...
Новые распорядители средствами МОЗ смело нарушают былое обещание закупать при посредничестве международных НГО лекарства – качественные и по меньшим ценам. Такое снижение цены, как подсчитали эксперты, показательно проделали лишь при одной (!) закупке, а потом цены стали завышать. И резко отвернулись от медикаментов украинского производства, предпочитая подороже покупать западные аналоги: достоянием СМИ стал такой отказ от препаратов свертывания крови киевского «Биофарма», но схожих случаев – масса.
Запреты лекарств конкурентов (при меньших ценах)
А 17 августа 2018 г. (зависимая от МОЗ) Госслужба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками («Держлiкслужба») издала распоряжение, запрещающее всем, торгующим и применяющим в Украине лекарственные средства, «реализацию», хранение и применение 75 видов лекарственных средств. Их предписано – не «пущать» к пользователям, а при выявлении – изымать и «утилизировать»...
Причины этих санкций указали – спорные: лекарства выявлены в Киеве в обороте «незарегистрированными» и ввезены на территорию Украины якобы «с нарушением (не указываемых) требований законодательства». Зато сослались на статьи 15, 22 и 55 ЗУ «Основи законодавства України про охорону здоров'я», в которых... ничего не сказано о правомочиях «Держлiкслужби» или самого МОЗ на такие меры.
Так, в статье 55 указано право соответствующих госорганов давать разрешение на производство (в Украине) новых лекарственных средств и контролировать качество лекарств, производимых «предприятиями Украины». Но большинство запрещенных 17 августа лекарств – не украинского производства, и все они – не новые (экспериментальные). А главное – ни к одному из запрещаемых лекарств нет претензий по их качеству, претензия – «незарегистрированность» кем-то из чиновничьей рати…
Насмешкой выглядит и ссылка на статью 22 того ЗУ, где прописана обязанность госорганов, контролируя соблюдение технических госстандартов, обеспечивать… здоровую окружающую природную среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения… А это благополучие лишь снизится лишением людей возможности применять «запрещаемые» 75 лекарственных средств, включая препараты от сальмонеллы, ботулизма, столбняка, клещевого энцефалита, стафилококка, стрептококка, иммунологические препараты, пробиотики (в т. ч. весьма популярный «Глицин»). Такой запрет претит и ряду норм Конституции Украины:
«Людина, її життя і здоров'я… визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю» (ст. 3);
«Держава створює умови для ефективного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування» (см. 49);
«Не допускаються зловживання монопольним становищем на ринку, неправомірне обмеження конкуренції та недобросовісна конкуренція» (ст. 42).
Увы, засевшие ныне в руководстве МОЗ и их помощники – не особо чтут законы Украины. И отнюдь не о правах украинских пациентов печется новое руководство «Держлiкслужби»: назначенная там в конце прошлого года начальницей Наталия Гудзь предъявила «конкурсной комиссии» прожект новаций, где главное – изменить порядок импорта лекарств и их допуска к продажам на внутреннем рынке, введя главнейшим «критерием» – приобретение разрешений на это во вверенной службе. Это резко расширяет возможности «коррупционного» произвола. Тем более, что Н. Гудзь заявила «отрицание» права на деятельность компаний чуждых ей типов и групп, считая например, аномалией – предприятия государственной формы собственности. И против госпредприятий Украины с 2018 года «Держлiкслужба» стала систематически вводить все новые запреты: запретили – даже медицинский кислород в баллонах, издавна поставляемый из Запорожья, и медицинский спирт!
Этим презрели права не только сотрудников дискриминируемых заводов, но и традиционных пользователей их продукции. Зато расширен рынок для щадимых частных бизнесов, включая корпорацию «Артериум» (бенефициар – К. Жеваго), с которой Н. Гудзь тесно связана с периода работы там в 2006 году. Этот «лоббизм» достоин внимания ГПУ, но у Н. Гудзь есть покровители, в т. ч. У. Супрун.
«На пороге» дифтерия, а в «Укрвакцине» – мрак
Давно заслуживают внимания и виновные в эпидемии кори, «косящей» жителей Украины с 2017 года, поставив сомнительный рекорд для Европы. А важная причина беды – нехватка в стране нужных вакцин! Потому губернатор Закарпатья и добывал их в соседней Венгрии (чем обозлил У. Супрун, публично требовавшую кары «нарушителю»). А глава Одесской ОГА сумел «выбить» небольшую партию доз (из полагавшихся Днепропетровской области), но признался, что удача далась с трудом.
И эпопея нехватки вакцин от кори тянется почти год. А приказ о проведении вакцинации силами подведомственных медучреждений МОЗ издал лишь в июне этого года. Не удивительно, что на четвертый год с момента пришествия У. Супрун к руководству МОЗ Украины медицинские услуги вздорожали, зато падает уровень здоровья народа. Кроме кори, выросла заболеваемость туберкулезом. А 13 июля был подтвержден четвертый с начала года факт заболевания летально опасной хворью – дифтерией: с этим диагнозом в больницу г. Нежин госпитализировали семью из пяти человек.
Распространение дифтерии (ранее ее выявляли в Рубежном Луганской области и в Киево-Святошинском районе Киевской области) добавило тревог медработникам крайне важных специализаций: инфекционистам и эпидемиологам. Они, анализируя риски «эпидемического» распространения дифтерии, отмечают наличие для этого ряда условий.
Во-первых, «реформами» губится прежняя сеть государственных и муниципальных специализированных инфекционных клиник, а численность медиков этих нужнейших профессий критично упала (из-за неблагодарного занижения оплаты их услуг), и знающие ситуацию не видят просвета.
Во-вторых, критично низка иммунизация взрослого населения Украины.
В-третьих, опять медики обнаружили нехватку вакцин и от этой хвори!
Высок риск, что упущения, приведшие к эпидемии кори, повторятся и в противостоянии дифтерии. Она, по прогнозам медиков – «на пороге». При том, что без немедленного введения сыворотки около 50% заболевших умирают. Необходима – всеобщая вакцинация (показана для детей – по определенному графику от момента рождения, а взрослым – каждые 10 лет). Но в МОЗ это не организуют, ограничившись «успокоительным» заверением: вакцин хватит, чтобы бесплатно обеспечить всех. Кому нужно. Правда, на сайте МОЗ популяризуют и иной вариант: бесплатно вакцинировать в госклиниках – только заключивших договора, а остальные – должны сами оплатить (и найти) такую услугу.
Пока же эти вакцины ищут и практикующие медики. Есть ли они, и какого качества? Руководители ГП «Укрвакцина», обеспечивающего централизованное хранение всех закупаемых государством вакцин и сывороток, не смеют выдать эту правду (с 2016 года на сайте предприятия не обновляют данные о запасах). Но по отчетам МОЗ против дифтерии было закуплено у трех поставщиков около 18 млн. доз вакцин. Но предъявить их наличие «супрунцы» не хотят...
За подстроенный дефицит – расплачиваться народу
Практикуемые при Супрун приемы поддержки фаворитов сбыта лекарств рождают подозрения о «геноциде». О чудовищном замысле поговаривают даже такие весьма просвещенные граждане, как врачи, обсуждая в соцсетях причины дефицита лекарств, медперсонала, нужнейших управленческих решений МОЗ...
Увы, кроме нехватки медпрепаратов, что можно (при наличии доброй воли) восполнить экстренной закупкой в течение дней, пациентам Украины все более вредит сокращение числа... медиков. Об этой беде уже трубят и СМИ, и оппоненты нынешних «можновладцев», но последние решать проблему не спешат: то ли от избытка самоуверенности, переходящей в вялотекущую идиопатию, то ли... они, действительно, не прочь сократить народонаселение Украины.
Пока более явен «ценовой геноцид». Отсутствие в клиниках, финансируемых через МОЗ, обещанных бесплатных прививок берутся возмещать частные медицинские компании, но требуют существенную плату: и за «добычу» вакцин, и за вакцинирование, а порой и сверх того. Так, в Киеве, где дислоцированы склады «Укрвакцины», и доставка оттуда лекарств незатратна, коммерсанты придумали доплату за «консультацию».
Продавая услугу вакцинации, часто предлагают выбрать одно из двух: подешевле – «индийскую» (более опасную) вакцину, дороже – «европейскую» (щадящую). Но на практике – не всё так просто: любые вакцины могут оказаться подпорчены истечением срока их действия и/или нарушением правил хранения. Также их могут «перепутать», если клиент (как часто бывает) не проверяет лично надписи на ампулах (которые после использования стоит забирать с собой для сверки перед следующим приемом препаратов). Увы: «ничего личного – только бизнес».
Сопротивление супрунцев хвалимой «прозрачности» в учёте полученных по «госзакупкам» вакцин имеет известное махинаторам объяснение: так легче скрыть и «недопоставки» товара (когда его нет, но в документах он числится), и подмены товаров (например, просроченные лекарства числятся годными). Примечательно, что ныне хранимые вакцины против дифтерии имеют срок годности – до 2019 года. Лишь тогда их можно будет уничтожить, надежно похоронив от проверяющих секреты происхождения, качества и реальной стоимости. Тогда-то руководящие МОЗ смогут публично заявлять: ой-ё-ёй, нет вакцин – испортились, срочно нужны новые закупки!
А народу Украины в этой схеме «снабжения» отведена жалкая роль: терпеть и выживать, полагаясь на собственные силы, средства и смекалку...