Информация к новости
12-07-2022, 18:00

Ахметов передає державі ліцензії на мовлення своїх медіа: причини та наслідки

Категория: Новини / Аналітика

У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Топ-новостью вчерашнего вечера стала информация о том, что олигарх Ринат Ахметов отдает весь свой медиабизнес государству. Такое заявление от его имени опубликовано на официальном сайте SCM. И, кстати, в Офисе президента его за это уже похвалили.

Авторы telegram-канала Klymenko Time разбирались в причинах, побудивших самого богатого человека Украины отказаться от успешной «медийки», а также анализируют последствия такого решения.

В заявлении Ахметов называет свое решение вынужденным и ссылается на скандальный закон об олигархах. Напомним, до войны бизнесмен вошел в жесткий клинч с Офисом президента по поводу этого закона и заявил тогда, что у него пробовали чуть ли не «отжать» телеканалы «Украина» и «Украина 24». Тогда же на ТВ Ахметова ужесточилась персональная критика Зеленского, а депутаты от правящей партии «Слуга народа» объявили бойкот посещению этих каналов.

Война, очевидно, многое поменяла во взаимоотношениях между Ахметовым и Офисом Зеленского. Да, и сам бизнесмен говорит в своем заявлении, что «российская военная агрессия против Украины не дает возможности компании SCM продать медиабизнес на рыночных условиях». Но все же мы видим во всей этой истории куда более глубинные причины, побудившие Ахметова пойти на такой радикальный шаг.

Война, безусловно, обесценила многие вещи, а некоторые, как один из главных активов Ахметова — «Азовсталь» — и вовсе уничтожила. И все же закон не вынуждает Ахметова отдавать свой медиабизнес государству. Даже внесение его в реестр олигархов на фоне войны мало что меняет лично для Ахметова. Но бизнесмен все равно это делает, в отличие, например, от того же Порошенко.

Отметим ряд важных моментов.

Первое. Телеканалы в Украине – дело дорогое и само по себе практически неокупаемое. Главный «профит» от содержания «телика» – это политическое влияние и манипуляция настроениями избирателей. Собственно, потому для власти так важна лояльность медиа, а для их собственников – это возможность выстраивать «конструктивные взаимоотношения» с властями.

Второе. Государство, равно как и «коллектив журналистов», не смогут организовать успешно работающее СМИ. Чиновник по определению заточен на своего работодателя, а в данном случае, это будет государство с всегда недостаточным финансированием. Свежий пример такой кооперации – телеканал «Дом», имеющий низкие рейтинги при обильном финансировании и зарплатах у журналистов значительно выше рыночных. Но проект «не взлетает».

«Коллектив журналистов» тоже не справится с этой задачей, потому что СМИ – это на одну половину творчество, а на вторую – очень большие деньги, которых у «коллектива журналистов» по определению быть не может.

Третье. Политический процесс в Украине с началом войны заморожен и все телеканалы показывают один и тот же марафон. Одновременно невозможна и любая критика власти во время войны. Соответственно, главную выгоду от содержания телеканалов – влияние на власть и избирателей – уже невозможно получить. А содержание телеканалов – удовольствие по-прежнему очень дорогое, при этом сами источники доходов у того же Ахметова существенно сократились.

Делаем вывод, что Ринат Ахметов не верит в скорое окончание войны, а потому принял рационалистическое решение о сокращении непрофильных расходов.

И что характерно, медийный удар сейчас наносится именно по Офису президента. Теперь государству надо будет принимать решение, что делать с коллективом в 4 тысячи человек, а также, как удержать позиции наиболее рейтинговых телеканалов страны «Украина» и «Украина 24». Потому что, если каналы рухнут, – а есть все основания считать, что именно так и произойдет, – тогда уже власти придется как-то пояснять, зачем им нужен в стране закон, который дискредитирует крупный бизнес и разрушает успешный медиахолдинг.

Понятно, что до войны были совсем другие правила игры, и ОП нужно было получить контроль над всеми центральными СМИ, что гарантировало бы Зеленскому переизбрание на второй срок. Но теперь старые законы в медиасфере не работают, сам президент и так находится на всех телеканалах, где любая его критика невозможна по определению.

И еще отметим, в заявлении Ахметова говорится, что государству передаются лицензии на вещание, но не активы компаний. В комментариях на Facebook к посту с этой новостью директор по коммуникациям SCM Наталья Емченко несколько раз повторяет, что виноват во всем закон об олигархах, а про активы компании она написала так: «это уже другая история, которая не будет касаться работы МГУ (Медиа Группы Украина, – ред.)  как медиа». По ее словам, Медиа Группа отношения к медиа иметь больше не будет.

Интересные формулировки. Поэтому, скорее всего, в этой истории точка не поставлена и вполне вероятно, что будет какое-то продолжение. Какое, станет понятно в обозримом будущем. В тех же комментариях пользователи предполагают, что медиабизнес Ахметов может перенести в соседнюю Польшу.

Но в любом случае, эта история – нехороший звоночек для Украины: начиная от людей, которые, скорее всего, останутся без работы, заканчивая сосредоточенными только в руках власти медиа.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.