В минувшую пятницу в Одессе произошло незаметное для многих одесситов, но очень значимое для нашего города событие. В Пале-Рояле после реконструкции была открыта знаменитая статуя влюбленных — «Эрот и Психея». И не просто открыта. Статуе был присвоен особый статус памятника монументального искусства местного значения. А это значит, что теперь эта копия античной скульптуры, выполненная итальянскими мастерами XIX века, не просто украшает наш город, а находится под защитой закона.
Статуя «Эрот и Психея» известна всем одесситам. Юноша и девушка, возвышаясь на круглом постаменте, обнимают друг друга в предвкушении поцелуя. Это романтическое место обычно скрыто от глаз туристов. Последний раз реставрационные работы здесь проводились более 30 лет назад. Мы привыкли видеть Эрота с отломанной рукой и отбитыми пальцами на ногах, а Психею с грязным, покрытым черными разводами, лицом. Теперь на статуе заделаны все трещины и сколы, лицо Психеи стало намного чище и белее, а Эрот может обнимать свою возлюбленную уже двумя руками. Кроме того, восстановлено основание статуи, к которому теперь прикреплена табличка, свидетельствующая о новом статусе памятника.
Реставрация статуи была выполнена по заказу Управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета. Исполнитель – научно-производственный центр «Экострой», а непосредственно реставрационные работы выполнял одесский художник-реставратор Алик Мирзоев. Именно он и стал инициатором проведения данной реконструкции.
А начиналось все так. Как одессит, влюбленный в наш город, и как художник Алик давно обеспокоен состоянием памятников культурного наследия нашего города. Весной, когда все оживает в предчувствии любви, наблюдать за полуразрушенными фигурами влюбленных, покрытых слоем грязи и пыли, было очень грустно. Тогда Алик и обратился в Управление по вопросам охраны объектов культурного наследия и предложил свою помощь в реставрации статуи «Эрот и Психея».
Пока решался вопрос о реставрации «Эрота и Психеи», Алику было предложено заняться не менее известной в городе скульптурной группой «Лаокоон и его сыновья». Эта скульптура, которая раньше украшала дачу одесского мецената, а впоследствии – городского головы Григория Маразли, также выполнена из мрамора и является копией античной работы.
Этот памятник входит практически во все туристические маршруты. Гости города охотно фотографируются на его фоне, несмотря на то, что скульптурная композиция изображает предсмертные страдания античных героев. Мало того, многие туристы предпочитают лично потрогать статую руками и даже усадить на нее сверху своих детей. Не удивительно, что тонкие части скульптуры быстро ломаются. Так, один из сыновей Лаокоона остался без пальцев. Чтобы восстановить утраченные части тела Алику пришлось использовать жесткую арматуру в качестве основания, мраморную крошку и специальные укрепляющие смеси. Работа продолжалась недолго, и очень скоро на радость одесситам Лаокоон вновь предстал в своем первозданном виде.
Тогда-то художника и заметил один из одесских меценатов. Он и предложил Алику Мирзоеву выполнить еще одну работу по реставрации – привести в порядок знаменитых львов у Воронцовского дворца. Эти две очаровательные мраморные фигуры являются одним из символов Одессы. Они появились здесь в 1830 году и изначально украшали вход в Воронцовский дворец со стороны Приморского бульвара, возвышаясь на высоте трех метров. Как свидетельствует фото из архива, на этом месте львы оставались до 1947 года, и только потом их разместили по бокам ступеней со стороны колоннады. С тех пор львам часто приходилось страдать от не очень культурных одесситов и гостей города. На одного льва могли взгромоздиться сразу несколько человек, а от желающих подергать мраморную статую за хрупкие части просто не было отбоя. Так оба льва лишились нижних челюстей и хвостов. Задачей реставратора стало вернуть им прежний облик.
Летом многие одесситы могли видеть Алика, шагающего по Приморского бульвару с тележкой и коробом, наполненным материалами и инструментами для реконструкции. Из-за жары мастер мог работать только рано утром и ближе к вечеру, когда солнце светит в более щадящем режиме.
Действительно, реставратору пришлось немало поработать: очистить статуи от едкой краски, удалить надписи, сделанные вандалами. Для восстановления челюстей, зубов и хвостов так же, как и в случае с Лаокооном, пришлось использовать жесткую арматуру с таким расчетом, чтобы она выдержала натиск бесцеремонных туристов. К концу августа работы были завершены. Впервые многие одесситы обнаружили, что у любимых с детства львов есть и хвосты, и челюсти. Да и сами статуи в день открытия, который был приурочен ко Дню города, казалось, светились от счастья.
И вот, с началом осени пришла очередь Эрота и Психеи. На реставрацию этой статуи у мастера ушло почти два месяца кропотливого труда. Примечательно, что открытие памятника состоялось как раз ко дню рождения Алика.
«В реставрации участвовал не только я, мне помогали и Археологический музей, и Музей западного и восточного искусства, – рассказывает Алик Мирзоев. – Статуя находится прямо под большими деревьями софоры. Когда идет дождь, сюда смывается вся грязь с листьев, из-за этого мрамор покрылся грибком. Кроме того, сок семян софоры оставляет желтые следы. Все это удалось очистить специальным химическим раствором для мрамора, который мне предоставил Археологический музей. А консультации и специальную литературу по античной статуе мне предоставил античный отдел Музея западного и восточного искусства».
В текущем году реставрационные работы по погодным условиям уже завершены. Однако на следующий год Алик Мирзоев намерен продолжить работу. Что же на очереди? Знаменитые одесские Атланты. Сейчас, когда проходят работы по реставрации фасада здания, Алик уверен, что городские власти не оставят без внимания и самое главное украшение этого архитектурного памятника – самих Атлантов. Мастер уже сделал необходимые замеры и расчеты для составления сметы.
Кроме природных разрушающих факторов не последнюю роль играет фактор человеческий. Вандалы, которым не свойственно понятие культуры, уничтожают памятники быстрее всех погодных катаклизмов. Сегодня скульптурная композиция «Лаокоон и его сыновья», которая реставрировалась менее полугода назад, опять стоит с поломанными пальцами. Статуи львов, на которых туристы взбираются ногами, уже утратили свою белоснежность. А расположенный рядом со львами старый чугунный фонарь, вообще, полностью выкорчеван до основания. Как остановить безумство человека разумного?
Наш город создавался и строился с огромной любовью. Архитектурные памятники, скверы и аллеи, украшенные старинными фонарями, лестницами, оградами – все это создает неповторимый дух Одессы, позволяет нам наслаждаться ее красотой и уникальностью.
Многое изменилось с тех пор. Конечно, никто не рассчитывал на то, что мы будем сбивать выполненную руками мастеров лепнину с фасадов, чтобы повесить кондиционер или расширить балкон. Никто не думал, что улицы в центральной части города мы превратим в загазованные магистрали, а машины будем парковать прямо на тротуарах. И уж точно никто не мог предположить, что мы разучимся смотреть на памятники глазами, а будем щупать их руками, проверяя на прочность.
Кто-то может сказать, что мы ничего не решаем. Но на самом деле, только от нас зависит, смогут ли одесситы, которые будут жить в этом городе через сотню лет, так же как и мы, гордиться тем, что родились и выросли в Одессе.