[lang=uk]
В свое время на территории бывшего Советского Союза были очень популярны разного рода финансовые пирамиды. Теперь их место заняли многочисленные кредитные организации. Это новое поветрие, к сожалению, гораздо опаснее предыдущего, потому что многие кредиторы сотрудничают с фактически бандитскими структурами, так называемыми коллекторами.
Инфразвук или просто угрозы?
Недавно Интернет буквально взорвался страшным известием. В Петербурге одиннадцатилетняя школьница, Лилу Исмайлова выбросилась из окна по вине коллекторов. Самое невероятное в этой истории то, что семья Исмайловых никакими кредитами не пользовалась и попала в поле зрения вымогателей чисто случайно.
– Когда мы снимали квартиру, хозяйка даже словом не обмолвилась о том, что ее преследуют коллекторы,– рассказывает мать девочки Фидана Исмайлова. – Об этом я узнала намного позже, заглянув в переполненный почтовый ящик…
Через некоторое время последовали и назойливые звонки с угрозами. Женщина, разумеется, тут же попыталась объяснить, что не имеет к непогашенному долгу никакого отношения. На другом конце провода сразу же поинтересовались новым адресом хозяев квартиры. Однако этого адреса Фидана не знала, поэтому звонки продолжались. Маленькая Лилу была в курсе происходящего и вместе со взрослыми тоже возмущалась назойливостью звонивших. По словам окружающих, это был очень бойкий, живой ребенок, вполне способный нагрубить старшим, если к этому располагала обстановка. Видимо, в тот роковой день так и было…
Вернувшись домой, Фидана сперва заметила открытую балконную дверь. Затем увидела, что на балконе стоит табуретка. Глянув через перила вниз, женщина с ужасом увидела, что на земле, у стены дома лежит ее ребенок.
Прохожие успели вызвать «Скорую помощь» раньше, чем обезумевшая мать сбежала с десятого этажа вниз. Говорят, что именно это и спасло Лилу. Если бы «Скорая» приехала на несколько минут позже, девочки сейчас не было бы в живых. Однако ребенок на всю жизнь остался инвалидом.
Сейчас Лилу уже начинает понемногу говорить и даже пытается писать. Однако у нее сильно повреждены головной мозг, позвоночник и многие внутренние органы. Что именно так напугало далеко не робкую девочку, для окружающих до сих пор загадка. Единственная улика, проливающая свет на события того страшного дня – это сделанная торопливым детским почерком предсмертная записка: «Мама, папа, спасайтесь. Мы должны какие-то деньги».
Некоторые криминалисты не без оснований подозревают, что коллекторы для усиления впечатления от своих телефонных звонков иногда подают в микрофон инфразвук. Для людей, далеких от физики, поясню, что это обычная звуковая волна, частота которой чуть ниже порога слышимости. Губительное влияние инфразвука на человеческую психику замечено уже давно. Любого, кто подвергался его воздействию, всегда охватывал животный ужас. В истории физики описаны случаи, когда некоторые незадачливые драматурги пытались использовать инфразвук в театрах во время мистических постановок. Однако все подобные эксперименты заканчивались весьма плачевно: перепуганные зрители, устремляясь к выходу, начинали друг друга топтать.
Чтобы побольше узнать о методах коллекторских фирм, я решила провести небольшой эксперимент: попробовать устроиться туда на работу. Создав специально для этого электронный почтовый ящик, я отправила одной такой фирме свое резюме. Через некоторое время мне прислали пакет должностных инструкций. В нем была небольшая аудиозапись. Цитирую почти дословно: «С должником не церемониться, никаких извините или пожалуйста. Не мямлить, говорить четко и решительно. Ничего не просить, только требовать…». Мне также сообщили, что телефонные номера должников, которыми располагает фирма, помечены специальными цифровыми кодами: от десяти до одного. Цифра десять означает, что данный должник агрессивен и опасен: легко вступает в драку, и способен, явившись в офис фирмы, устроить погром. Номером девять помечают должников, которые агрессивны, но неопасны. Цифра восемь предусмотрена для тех, кто постоянно блокирует номера коллекторских телефонов. Именно поэтому вымогательские фирмы часто приглашают на работу новых операторов, обновляя, таким образом, свою телефонную сеть. Кроме того, номера должников постоянно перебрасываются от одного оператора к другому. Десятки людей, не выходя из дома, постоянно названивают в разные концы Украины, заученно повторяя фактически одни и те же слова. Поэтому избавиться от коллекторских звонков очень сложно, разве что человек решится заблокировать вообще все незнакомые номера. Однако у вымогателей предусмотрено множество методов и на такой случай.
Социальные сети изобилуют множеством фотографий с надписями на стенах подъездов. Попадаются и весьма впечатляющие видео. На одном из них парень без спроса вломился в чужую квартиру. На другом целая группа молодчиков жестоко избивает беззащитного человека. Есть на «Ютубе» и видеозапись, как коллекторы пытаются выселить из квартиры женщину с ребенком.
Все это, вместе взятое, вполне может вызвать у человека суицидальные настроения и без всяких инфразвуковых установок. По последним данным в Украине уже зафиксировано 169 случаев самоубийства, которые произошли под влиянием коллекторов. Однако ни в одном из них виновные так и не были привлечены к ответу. Якобы не удалось доказать причинно-следственную связь между преследованием вымогателей и добровольным уходом из жизни.
Верхушка айсберга…
Все юристы в один голос твердят, что так называемая коллекторская деятельность незаконна. Никто не имеет права требовать у человека какие-то деньги и тем более посягать на его имущество – кроме судебного исполнителя, и то лишь после соответствующего постановления суда. Тем не менее, государство почему-то выдает коллекторским фирмам лицензии. По последним данным в Украине официально лицензировано двенадцать таких фирм. Восемь из них якобы с иностранным капиталом. Хотя трудно поверить, что кто-то из иностранцев в наше непростое время может инвестировать свой капитал в Украину, да еще в столь сомнительный бизнес. Скорее всего, сами эти фирмы активно вывозят свои капиталы в оффшорные зоны. Известно также, что по поводу деятельности упомянутых выше псевдолегальных коллекторов уже подано в правоохранительные органы примерно 250 заявлений. Если учесть, что далеко не все такого рода заявления принимаются к рассмотрению, то, думаю, эту цифру можно смело умножать на три.
Само собой, все это лишь верхушка айсберга. Большинство коллекторских фирм попросту не обременяют себя никакими лицензиями. Кредитуя наивных людей, они сами же потом взыскивают с них проценты, пеню и, вообще, все, что получится.
На одном одесском мини-рынке мне попался на глаза небольшой павильончик, на стене которого было написано: «Кредит до 100000 гривен без залога, при наличии одного лишь паспорта!» Что и говорить, щедрость почти сказочная! Но если призадуматься, то к чему «реальным пацанам» залог? Они и без всякого залога, зная ваши паспортные данные, все «вытрясут» из вас до последней копейки. Внутри симпатичного павильона меня встретила хорошенькая приветливая барышня: «Какую сумму вы хотите получить? У вас паспорт с собой?» После моего вопроса, имеет ли данное предприятие лицензию на банковскую деятельность, взор барышни явно потускнел.
– У нас не банк, а кредитное общество,– поправила она меня строго. – И этот вид деятельности не лицензируется…
Примерно этот же прием в свое время использовали и многочисленные финансовые пирамиды. Выдумывая разные мудреные названия, типа «Будынок селенга», они все в один голос уверяли, что их деятельность настолько оригинальна, что никаких лицензий для нее пока не предусмотрено. На самом же деле все очень старо и тривиально. Любая деятельность, связанная с денежным кредитованием, квалифицируется как банковская, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Докажи, что ты не верблюд!
Но если старые добрые пирамиды, по крайней мере, можно было обходить стороной, то теперь некоторые кредитные линии представляют собой своего рода изощренные ловушки. К примеру, мой сосед по дому недавно обнаружил у себя на пенсионной карточке дополнительную тысячу гривен. Оказалось, что – это банковский кредит. Однако обескураженный пенсионер при этом клянется и божится, что никаких кредитов не просил и никаких дополнительных договоров при получении карточки не подписывал.
– Это так называемый овердрафт, свободные средства банка, – пояснила заведующая одним из отделений «Ощадбанка» Малиновского района города Одессы Алла Щербатюк.– Если человек, использовавший эти деньги, в течение месяца вернет их банку, то кредитная ставка будет нулевой. Если же нет, то она составит 27% годовых, что означает 22,5 гривны в месяц…
Однако, не зная, что у него на карточке овердрафт, человек может снять эти деньги совершенно случайно, например, делая покупки в универсаме. А потом, все также по незнанию, он, разумеется, не будет платить и проценты. В итоге, он, в конце концов, окажется должен банку не одну тысячу, а десятки тысяч.
– Я очень строго требую от своих сотрудников, – говорит Алла Щербатюк,– чтобы они при выдаче карточек людям все четко объясняли. Но если ваш сосед не хочет пользоваться овердрафтом, он может подойти в наше отделение, написать заявление, и эти деньги у него с карточки снимут…
Более абсурдной ситуации нельзя себе и представить. Раньше надо было писать заявление для того, чтобы получить кредит, а теперь его нужно писать, чтобы от этой напасти избавиться. Если так пойдет и дальше, то почти любому среднестатистическому гражданину Украины скоро придется еще доказывать, что он не верблюд. Впрочем, уже есть люди, которым, образно говоря, пришлось пройти и через это…
Практика показывает, что жертвой коллекторских структур может стать практически любой человек. Даже тот, который и на пушечный выстрел никогда не подходил ни к одному банку. Недавно жительница Львова Анна Москалик получила по почте постановление днепропетровского суда, по которому ее семья должна была погасить некий долг в пятьдесят восемь с половиной тысяч гривен. Когда женщина обратилась в этот суд, то выяснилось, что он такого постановления не выносил. Приехав в банк, Анна попросила служащих показать ей кредитное дело. Вместо него ей показали одно лишь заявление ее мужа, где он якобы просил открыть для него кредитную линию. Через некоторое время почерковедческая экспертиза установила, что подпись на этом заявлении поддельная. Можно сказать, что все закончилось хорошо, если, конечно, не считать нервные переживания, потраченное время и дорожные расходы. К сожалению, подобный случай далеко не единственный. В Юридическую клинику Одесского национального университета «ОЮА» то и дело обращаются за помощью люди, которых преследуют коллекторы, хотя они никаких кредитов не брали.
«Засвечиваться» опасно…
Далеко не праздный вопрос: откуда же банк мог получить персональные данные Анны Москалик для того, чтобы подделать заявление ее мужа? Есть все основания предполагать, что эти данные в нашей стране давно уже стали товаром. Несколько лет назад, еще во времена приснопамятного Януковича, в Минюсте разгорелся крупный скандал. Кто-то взломал электронную систему госреестров. Некоторые чиновники слетели со своих постов. Было даже открыто уголовное производство. Однако в скором времени центральные власти это дело замяли. Вовсю торгуют персональными данными различные супермаркеты, где есть системы индивидуальных скидок, операторы кабельного телевидения и пр. Словом, все, кто имеет к ним доступ. В таких условиях никто из нас не может быть уверенным, что завтра ему не предъявят некий долг и не последуют угрозы, оскорбления, а затем еще и физическая расправа.
По большому счету, так называемая коллекторская деятельность – это все тот же рэкет. Только направлен он теперь не против предпринимателей, а против тех, кто имел неосторожность где-то «засветиться». Кроме того, в лихие девяностые милиция все-таки худо-бедно боролась с рэкетирами. Теперь же, есть все основания предполагать, что она их, наоборот, «крышует». По словам того же главы ассоциации коллекторов Украины
Валентина Ильчука, большая часть сотрудников коллекторских фирм – это бывшие сотрудники правоохранительных органов. Иными словами, налицо явное сращивание криминальных структур с правоохранительными. Думаю, повсеместное распространение коллекторов следует рассматривать, как кризис государственной власти, правовых отношений, этики и морали…