В Украине началась большая распродажа машин. Ценники на подержанные легковушки, по словам руководителя компании Auto Consulting Олега Омельницкого снизились за последнее время в среднем на 15%, а это, как минимум, до тысячи долларов экономии на среднестатистической легковушке.
Причем, эксперты не исключают, что машины и дальше будут дешеветь. "Ценового дна рынок может достигнуть зимой", — говорит Омельницкий. Ожидаемые "скидки" — еще до 10%.
Причин ценового обвала несколько.
Во-первых, большое предложение авто на продажу. По данным Auto Consulting, речь идет о парке до 300 тысяч штук. Причем, эта цифра постоянно растет. Под нулевую растаможку в Украину завезли огромное количество машин из Европы. Плюс - все больше украинцев пытаются избавиться от своих авто, кто из-за того, что денег стало меньше, кто по причине отъезда из страны, — пояснил Омельницкий. Есть прогнозы, что на перепродаже окажется до 1,5 млн машин.
Во-вторых, покупать машины украинцы сейчас не спешат. В октябре на авторынке был зафиксирован очередной спад сделок - минус 8% в сегменте новое техники, и почти 15% - по б/у.
Впрочем, особняком стоит премиальный сегмент, где продажи, наоборот, набирают разгон.
Что сейчас происходит на авторынке, и чего ждать по ценам, - в материале "Страны".
Мечтал о машине, купил генератор
Отечественный авторынок в октябре ушел в минус по всем основным сегментам. По данным ассоциации "Укравтопром", в прошлом месяце было импортировано 15,1 тысячу подержанных иномарок из-за границы, что на 4% меньше, чем в сентябре этого года, и почти вчетверо - чем за аналогичный период 2021 года.
Но продали еще меньше. "Если в сентябре на вторичном рынке реализовали порядка 70 тысяч авто, то в октябре - около 60 тысяч, то есть, минус 10 тысяч штук за месяц", — отметил Омельницкий. По "новому" рынку спад составил 8% (до 3,1 тысяч сделок).
И это при том, что с весны, когда и бизнес, и рядовые граждане немного адаптировались к условиям военного времени, авторынок только рос. Дополнительным толчком стала нулевая растаможка, под которую в Украину завезли огромные объемы иномарок. В сентябре рынок вышел на рекордные показатели по продажам. И тут - снова обвал, — говорит Омельницкий.
По его мнению, откат по автопродажам начался по нескольким причинам.
Первая — снижение платежеспособного спроса. Доходы многих украинцев, как минимум, не растут, плюс — из-за высокой инфляции все больше приходится тратить на жизнь. Далеко не всем по карману содержание и обслуживание авто. Поэтому те, кто мечтает сесть за руль, решили взять паузу. Тем более, люди сейчас просто не понимают, какую машину брать. На фоне дефицита бензина и дизеля некоторые избавились от авто с ДВС, купив электрокар. С которым теперь из-за частых перебоев с элекроэнергией вообще непонятно что делать. И что будет дальше - можно только гадать.
Вторая — приближающаяся зима, которая, по всем прогнозам, будет сложной.
"У меня было отложено на машину 5 тысяч долларов. Но в итоге все потратил на дрова, котел, генератор, это сейчас нужнее", — говорит житель Киевской области Игорь, который вложился в подготовку своего частного дома к холодам в условиях энергокризиса вместо того, чтобы приобрести подержанную иномарку.
Третья - текущие перебои с электроэнергией. "В октябре пошла массированная атака на нашу энергосистему, начались перебои со светом, интернетом, связью. Не все в таких условиях смогли выбрать авто, провести сделку и поставить машину на учет", - говорит Омельницкий.
Понятно, что влияние этого фактора на рынок небольшое, но определенный отложенный спрос он все же сформировал.
Покупают дорогие джипы, отказываются от электрокаров
По данным ассоциации "Укравтопром", на "новом" рынке самыми популярными, по итогам прошлом месяца, оказались автомобили Toyota, их зарегистрировали 665 штук. На втором месте — Skoda (326 штук), на третьем — Renault (270 штук).
Если говорить о конкретных моделях, то, к примеру, 300 регистраций было по новым Toyota RAV-4, 249 - по Kia Sportage, 206 — Renault Duster и т.д.
В топ-10 самых популярных в автосалонах моделей также Toyota Land Cruiser Prado и Camry, Skoda Kodiaq, Hyundai Tucson, BMW X5 и др. Продажи этих авто дали половину всех регистраций новых легковушек, — отмечают в "Укравтопроме".
Бросается в глаза присутствие в топ-10 элитных моделей (Toyota Land Cruiser Prado и Camry, BMW X5), которые к массовому сегменту не относятся.
То есть, на "новом" рынке пошел перекос в сторону премиум-сегмента. Эту тенденцию подтверждает и Омельницкий.
В целом, по его словам, с начала войны премиальный сегмент бьет рекорды - его доля на рынке, по итогам 10 месяцев, составила 17,4%. Но в отдельные периоды доходила и до 20%, а, к примеру, в августе этого года — до 23,5%, что очень много как для бедной воюющей страны. Для сравнения - в прошлом году доля премиум- сегмента едва превышала 13%.
Тут есть несколько пояснений. "Люди стали жить одним днем. Если позволяют средства, покупают авто, о которых всегда мечтали", - говорит Омельницкий.
Менее романтичный фактор - изменения в бизнес- и чиновничьей среде. В новых условиях одни предприниматели разоряются, другие, наоборот, нащупывают золотую жилу. То же касается круга лиц, зарабатывающих на откатах и схемах.
То есть, появилась новая прослойка внезапно разбогатевших граждан, которые первым делом кинулись обзаводится атрибутами богатой жизни, в том числе, автомобилями.
Самой популярной моделью премиум-сегмента, по данным Auto Consulting, стал Mercedes-Benz GLE7 На втором месте - BMW X5. Но неплохо расходятся также Audi, Lexus, Volvo.
И это при том, что ценники в премиум-сегменте зашкаливают. BMW X5, к примеру, в салонах стоит от порядка 2 млн до почти 2,6 млн гривен в зависимости от комплектации.
"В сентябре салоны обновили ценники под новый валютный курс. Плюс нужно понимать, что подорожала логистика, для всех авто, как премиальных, так и обычных. В итоге, некоторые модели премиум-класса, к примеру, джипы, подорожали примерно на миллион гривен", — пояснил Омельницкий.
Впрочем, как видно, на спросе на них это не сказалось.
Еще один сегмент, где сейчас наблюдаются интересные тенденции - электромобили. Напомним: до войны продажи электрокаров набирали разгон, да и после вторжения особый спад их не коснулся. Более того, на фоне дефицита с бензином и дизелем и их резкого подорожания многие водители продавали авто с ДВС и взамен покупали электрокары. В итоге, по данным Омельницкого, на начало лета доля электрокаров на рынке новых авто достигла рекордных 7-8%.
Но сейчас ситуация меняется. Из-за массированных атак на нашу энергосистему пошли перебои с электричеством — как дома (а у многих есть зарядки для электрокаров в частных домах), так и на специализированных АЗС. "Генераторы их не тянут, там очень большая мощность, поэтому, да, есть проблемы с заправкой", — говорят в Auto Consulting.
Получается, что электрокары становятся весьма проблемным транспортом. Омельницкий прогнозирует снижение их доли до 5% уже по итогам ноября.
Но вот в октябре особого обвала продаж не было. В "Укравтопроме" отметили, что за прошлый месяц автопарк Украины пополнился 1614 электрокарами, что на 73% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 2% больше, чем в сентябре 2022 года. При этом 1248 регистраций пришлись на б/у электрокары и только чуть больше 300 - на новые.
Но на рынке сработала инерция. Многие авто, которые оформили в октябре, на самом деле были заказаны ранее, еще до атак на энергосистему. Поэтому не попадут ли они сходу на перепродажу со скидками, если в Украине сохранятся проблемы с электричеством — вопрос открытый.
Многие водители сейчас отдают предпочтения гибридным моделям, которые могут работать и на бензине и на аккумуляторе. Доля таких авто, по данным "Укравтопром", выросла с 9% до 12%.
Избавляются от авто и снижают ценники
Но основное движение сейчас идет на б/у рынке. И в октябре он также существенно просел - минус почти 10 тысяч сделок, по сравнению с сентябрем.
При этом предложение авто на вторичном рынке продолжает увеличиваться, и по данным Auto Consulting, составляет от 200 тысяч до 300 тысяч штук по всем каналам продаж (салоны, комиссионные площадки, объявления на специализированных ресурсах, авторынки и пр).
О том, почему украинцы стали меньше покупать машин, мы уже писали выше. Почему они стали больше их продавать?
Причин тут тоже несколько.
Во-первых, сказывается снижение уровня доходов, что заставляет водителя либо менять авто на более дешевое, либо вообще от него отказываться. Наиболее популярными среди потенциальных покупателей сейчас являются подержанные авто стоимостью до 5-6 тысяч долларов. То есть, ценовая планка, мягко говоря, не очень высокая.
Во-вторых, предложения взвинтил массовый ввоз иномарок под нулевую растаможку. Ими затарили склады и сейчас пытаются продать.
В-третьих, свои авто выставили на продажу беженцы, которые приняли решение пока не возвращаться в Украину, и избавляются от "лишнего" имущества.
По итогу предложение авто в несколько раз превышает потенциальный спрос.
И это уже обрушило цены, которые, по словам Омельницкого, упали до 15%.
"Если сравнивать с довоенным периодом, удешевление еще больше. К примеру, корейские Hyundai Elantra на газу, которые в прошлом году я закупил под небольшую службу такси по 9 тысяч долларов, сейчас уже полгода не могут по 6 тысяч распродать. Машин на рынке - просто огромное количество, конкуренция за покупателя очень жесткая. Люди ищут за 5-6 тысяч долларов не просто "свежий" автомобиль с небольшим пробегом, а к каждой царапине придираются, и требуют дополнительных скидок. Аргумент: "машина подержанная, не в салоне берете" уже никого не впечатляет. Правила сейчас диктует покупатель", — говорит нам киевский предприниматель Виталий, который занимается в том числе пригоном авто из Европы.
По данным Института исследований авторынка, на вторичке растет доля самых дешевых машин (до 3 тысяч долларов). Если в июне она составляла 20,8%, то в сентябре уже больше 24%, а в октябре — 29,4%.
При этом семь из десяти самых ходовых моделей упали в цене, полюс снизилась минимальная средняя цена б/у автомобиля.
Последняя в апреле этого года составляла 5500 долларов, затем выросла до 5990, а с августа снова начала уменьшаться, и, по итогам октября, опустилась до 5300 долларов.
Что касается скидок, то тут Институт исследования авторынка дает такой расклад за сентябрь:
- Daewoo Lanos за месяц упал в цене примерно на 2%, с 2600 до 2550 долларов
- Skoda Octavia — на 1,5%, с 6700 до 6600 долларов
- BMW 3 серии - минус почти 5%, с 6300 до 6000 долларов
- BMW 5 серии — минус 4%, с 7400 до 7100 долларов
- ВАЗ 2109/21099 - минус 3,2%, с 1550 до 1500 долларов.
- Ford Fiesta - минус 4,5%, с 6300 до 6020 долларов.
В октябре под "акции" попало еще несколько моделей.
- Volkswagen Passat подешевел за месяц в среднем с 6900 до 6700 долларов
- Volkswagen Golf — c 5000 до 4900 долларов
- BMW 5-й серии — с 6800 до 6600 долларов
- BMW 3-й серии — с 5850 до 5700 долларов
Также аналитики отмечают стремительное "старение" автопарка, которое ускорилось в последние три месяца. По итогам октября средний возраст авто в Украине вырос до 16,6 лет, тогда как еще летом едва превышал 15 лет. Доля легковушек старше 30 лет, увеличилась с 10,3% в сентябре до 11,7% в октябре.
"Сейчас продает цена. Все хотят дешевую и при этом хорошую иномарку. Только где ее взять непонятно. В Европе на воне нашей нулевой растаможки машины резко подорожали и пока отката по ценам не произощло, из США сейчас везут меньше, а за счет логистики через ЕС - плюс 2 тысячи долларов к ценнику. Самые выгодные предложения сейчас - на рынке внутренних перепродаж, от собственников машин. Они видят, что авто "зависает", продать сложно, поэтому готовы уступать. Причем, скидки могут быть очень существенными - от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов", — рассказывает "автогонщик" Виталий.
По мнению Олега Омельницкого, ценового дна рынок подержанных авто достигнет зимой, а уже к весне может пойти рост. Впрочем, все будет зависеть от ситуации на фронте и в экономике.
Ранее озвучивались прогнозы, что на рынок вторичных перепродаж могут выставить до 1,5 млн подержанных автомобилей, которые станут прежним собственникам попросту не по карману.
Правда, Омельницкий оценивает столь высокие цифры скептически. "Пока мы видим в разы меньшее предложение авто. даже не представляю, что должно произойти, чтобы оно перевалило за миллион", — отметил эксперт.