Інформація до новини
9-08-2019, 14:00

Как вернуть лекарства и медтехнику в аптеку?

Категорія: Новини / Правовий лікнеп

У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Как вернуть лекарства и медтехнику в аптеку?

В аптеках отказываются принимать уже приобретенные у них лекарства и технику. Там ссылаются на то, что приобретенные лекарственные средства возвращать нельзя. Но законно ли это?

Как украинские законы защищают покупателей лекарств?

По закону, приобретение лекарств – это обычный договор розничной купли-продажи. Так что это договор с покупателем – физическим лицом, кроме норм Гражданского кодекса Украины, действуют еще и все гарантии о защите прав потребителей. А такой покупатель лекарств является потребителем.

По договору розничной купли-продажи, покупатель может действовать определенным образом, не только если ему продали товар ненадлежащего качества. Но и если ему продали качественный товар:

Согласно ч. 1 ст. 707 Гражданского кодекса Украины, Покупатель имеет право в течение четырнадцати дней не считая дня покупки непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте покупки или других местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, комплектации и тому подобное. В случае выявления разницы в цене необходим перерасчет с продавцом.

Об этом же говорится в Законе о защите прав потребителей. Потребитель может обменять у продавца непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению.

Но существует точный Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену / возврату, по основаниям, указанным в 9-й статьи Закона Украины «О защите прав потребителей», утвержденный Кабмином Министров Украины. Согласно Перечню обмену / возврату не подлежат продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены и определенные непродовольственные товары.

Надлежащее качество товара, работы или услуги – это свойство продукции, соответствующей требованиям, установленным для данной продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем.

А к лекарственным средствам по закону  относятся: вещества (субстанции), лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты), гомеопатические средства, средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами, лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам.

Обмен и возврат лекарств ненадлежащего качества

Иное дело с продажей лекарственных средств ненадлежащего качества. Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей», если вы приобрели продовольственные товары ненадлежащего качества, продавец обязан заменить их товарами надлежащего качества или вернуть уплаченные деньги. Но это если недостатки товара удалось обнаружить в пределах срока годности.

Срок годности – это срок, определенный нормативно-правовыми актами, нормативными документами, условиями договора, в течение которого в случае соблюдения соответствующих условий хранения и/или эксплуатации или потребления продукции некачественные показатели и показатели безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов и условий договора. То есть, если вы приобрели лекарства ненадлежащего качества, у вас есть полное право требовать или заменить их лекарствами надлежащего качества или вернуть деньги. Причем вы сами выбираете вариант, а продавец на основании закона только обязан действовать в соответствии с вашими требованиями, как покупателя. За исключением разве что случаев, когда у продавца нет соответствующих лекарств надлежащего качества, чтобы предоставить их вместо лекарств ненадлежащего качества.

Заявления в аптеках правомерны. Но они касаются не всех лекарств

Заявления в  аптеках о невозможности возврата лекарств касается только тех случаев, когда приобретены лекарства надлежащего качества. В этом случае, по действующему законодательству, покупатель не имеет права ни обменять, ни вернуть лекарства.

Но такие заявления вообще не касаются случаев приобретения лекарств ненадлежащего качества. Самый простой вариант – истек срок годности определенного лекарственного средства. Тогда покупателю обязаны или заменить лекарства ненадлежащего качества или вернуть деньги.

Природа договора влияет на то, какой закон можно применить

Медицинская техника – непродовольственный товар. Здесь действуют правила об обмене товара надлежащего качества, но только в том случае, корда такая медицинская техника предназначена для личного, домашнего или иного некоммерческого использования.

Если вы покупаете механическое устройство для измерения артериального давления для использования дома, в течение четырнадцати дней с момента получения товара вы можете обменять это устройство на аналогичное, если оно не может быть использовано по назначению или не подошло вам по размеру, цвету или по другим причинам.

Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, вы можете либо приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, или расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или обменять товар на аналогичный, как только соответствующий товар поступит в продажу. А продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить вам, если вы требуете обмена товара.

Вам обменяют товар надлежащего качества, если вы не использовали его и сохранили его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный вам вместе с проданным товаром.  Потому что при отсутствии этих условий или расчетного документа продавец может отказать вам в обмене товара.

Но если медицинскую технику приобрело определенное медицинское учреждение, то есть юридическое лицо, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на эти виды отношений.

К тому же, если такая медицинская техника была приобретена с целью некоммерческого использования, не будут действовать при этом и положения Гражданского кодекса относительно обмена товара надлежащего качества. А поскольку это не договор розничной купли-продажи, а договор поставки, он регулируется другим кодексом – Хозяйственным. При покупке медицинской техники нужно обращать внимание на субъектный состав. Так, Закон Украины «О защите прав потребителей» распространяется только на покупателей – физических лиц, а также на то, какое именно соглашение было заключено. Поскольку только по договору розничной купли-продажи в законах описаны условия и порядок обмена / возврата товара надлежащего качества.

А вид и природа договора влияют на определение не только норм закона, которые применяют к нему, но и самого закона.

Что может и чего не может покупатель

Законодательное регулирование касается только продажи товаров ненадлежащего качества. Согласно Гражданскому кодексу Украины и Закону Украины «О защите прав потребителей», покупатель товара ненадлежащего качества, вправе, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по выбору:

– пропорционально уменьшить стоимость товара;

– безвозмездно устранить недостатки товара в разумный срок;

– возместить расходы на устранение недостатков товара.

Если были выявлены недостатки, которые можно устранить или устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, или которые появились вновь после их устранения, покупатель может:

– отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– требовать заменить товар.

Если же покупатель медицинской техники – физическое лицо, и эта техника не предназначена для использования в предпринимательской деятельности (то есть это – договор розничной купли-продажи), то права такого покупателя за ненадлежащее качество этой медтехники определяют специальные нормы Гражданского кодекса Украины.

 

Если по данной теме у вас возникли дополнительные вопросы, обращайтесь в Юридическую клинику Национального университета «Одесская юридическая академия». Юрклиника работает ежедневно с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 13:00, выходной день – воскресенье. Запись на прием осуществляется каждую среду с 10:00 до 14:00 по номеру телефона: (048)777-27-61, или по адресу: 65009, г. Одесса, ул. Черняховского, 2.

Директор Юридической клиники Шишацкая Юлия Олеговна




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.