Информация к новости
5-12-2020, 14:00

Как вирус поменял нас? Реакция нейролингвиста Татьяны Черниговской

Категория: Новости / Полезные советы

  

Нейролингвист Татьяна Черниговская делится своими размышлениями относительно дистанционных технологий. Чего мозг не умеет делать так это не учиться. Мозг учится всегда!

- Пандемия и вынужденный переход в онлайн ускорили те процессы, которые происходили и раньше, - считает нейробиолог Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований, член-корреспондент РАО. – Человеческий мозг так сложен, что непонятно, как нам вообще удается сохранять хоть какую-то стабильность в голове, живя в такой противоречивой, многозначной и постоянно меняющейся среде. Конечно, мир всегда менялся, но сейчас всё изменилось так быстро и масштабно, что воспринимается это так, словно привычный нам мир рухнул.

Чтобы перестроиться на новый лад и привыкнуть к изменениям, нужно, чтобы в мозгу человека сформировались новые нейронные сети. Но что, если изменения такие масштабные, как сейчас? Это может спровоцировать самую настоящую перегрузку.

- Приведу в пример социальные сети – не Фейсбук или Вконтакте, а те, которые образуются между людьми, - рассказывает Татьяна Черниговская. - В науке есть так называемое число Данбара - это допустимое число социальных связей для каждой особи, исходя из размера её мозга. Например, размер мозга высших обезьян позволяет им создавать социальные группы в 50 особей, а самый ближний круг составляет 3-4 особи. У человека же мозг в три раза больше, чем у высшей обезьяны. Значит, размер социальной группы для человека по может составлять 150 человек, а самых близких должно быть 12-15 человек. И тысячи социальных связей, которые создаются вокруг современного человека - это колоссальная перегрузка для наших нейросетей.

Переход на онлайн-обучение - большая нагрузка для детского мозга

И подобные перегрузки происходят почти в каждой сфере. По словам Черниговской, с переходом в онлайн – всего, а не только образования – перестают работать старые нормы этики и морали, поведения и законодательства. А новых норм, которые бы подходили для общения, работы и учебы в цифровой среде, пока еще нет.

- Сейчас и взрослые, и дети дезориентированы, - говорит Черниговская. – Взрослые говорят детям – учись пока так, делай вот то и это, а потом будешь жить хорошо. Но прямо сейчас ребенок что, не живет? Возникает синдром отложенной жизни – отложенной на то время, когда пандемия закончится.

Лидерству в онлайне не научишься

Логичный вопрос – как же тогда пережить период пандемии с наименьшими потерями? И как в таком случае нужно учить детей, не откладывая что-то не потом?

- Онлайн-учеба может быть эффективна, но только когда есть все базовые точки – объяснение, проверка знаний, повторение, - считает Андрей Курпатов. – И я не могу сказать, что весь наш онлайн-контент, который сейчас используется в образовании, отвечает этим требованиям. Затем, есть вещи, которые развиваются только в оффлайне. Например, подвижный интеллект, который нужен для принятия решений и ориентации в ситуации, формируется только при общении с другими людьми. Поэтому нам нужны комбинированные программы, где знания давались бы онлайн, а мягкие навыки - коммуникация, лидерство, выражение собственного мнения - формировались в традиционной, оффлайн среде.

Пока дети вынуждены учиться из дома, вся эта работа по развитию мягких навыков ложится на плечи родителей, у которых голова сейчас и без того забита множеством проблем. У родителей просто нет возможности уделять детям минимально необходимое им внимание – а ведь сейчас, в такой стрессовый период, внимания нужно еще больше. И получается, что мы просто не позволяем детям полностью реализовать свой потенциал.

- Нам нужно учить детей пониманию, а не запоминанию, - уверена Татьяна Черниговская. – Если мы не хотим вырастить детей, которые живут в формате «Окей, Гугл», нужно учить их метанавыкам – самой способности учиться, умению противостоять стрессам. Сейчас наши дети живут в ситуации, когда любая оценка ниже пятерки воспринимается как горе. Но какое же это горе? Сегодня двойка, а завтра Нобелевская премия, обвалы и подъемы – это и есть наша жизнь. Затем, нам нужно учить детей и тех, кто их самих учит, способности сохранять человечность в цифровом мире. Социальные отношения и воспитание – это очень важно, ребенок не может научиться этому в интернете. Этот навык можно получить только от другого человека. Так что нет нужно добавлять социальный хаос в мир, который и так уже полностью разъехался.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.