В Китае гордятся своим первым полуотечественным авианосцем «Ляонин». Почему полуотечественным? Да ведь в основе своей это наш бывший авианосец «Варяг», который долго стоял у причала Николаевского судостроительного завода. Стоял у стенки - и ржавел. Недостроенный «Варяг» Украина получила в наследство от развалившегося СССР. Его решили было продать на металлолом: многие годы искали покупателя, но никак не могли. К счастью для КНР, «нашелся» бизнесмен Сюй Цзэнипин, который уговорил украинское правительство продать корабль под игровую зону. Украина потребовала от оборотистого покупателя гарантий, что «Варяг» не будет использован в китайском военно-морском флоте. Тот клятвенно заверил, что корабль будет переоборудован в Макао в крупнейшее в мире плавучее казино с гостиницей. «Варяг» хотели было купить США, Австралия, Южная Корея и Япония. Но китаец все же победил. За 20 миллионов долларов он приобрел плавучую «груду металлолома», которая благополучно была отбуксирована на переделку. Приобретение неожиданно исполнило давнюю мечту китайских лидеров. Еще Мао хотел иметь в своем флоте мощный авианосец. Но тогда, в 70-е годы прошлого века, у Китая не было ни средств, ни знаний для строительства такого гиганта. Несмотря на то, что китайская сторона, а вернее, бизнесмен, нарушили условия покупки авианосца, превратив его в военный корабль, эту тонкость там «дипломатично» обошли. Зато теперь имеют мощный современный авианесущий корабль. И он по праву стал национальной гордостью флота и страны! Предполагается, что этот реконструированный корабль будет использоваться в китайских ВМС, в первую очередь, как база для экспериментов и подготовки летчиков палубной авиации. Водоизмещение корабля длиною в 300 метров и шириною в 72 метра превышает 65 тысяч тонн. Всего, по данным гонконгских источников, Китай намерен построить несколько авианосцев этого типа, которые относятся к классу "Адмирал Кузнецов". Украина не могла использовать в своих целях «Варяг». Его содержание и обслуживание обходились бы стране очень дорого. Правда, надо было б еще поторговаться, и можно было продать корабль подороже. Кстати, на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара все еще стоит недооборудованный крейсер «Украина». Он практически ровесник «Варяга» и его товарищ по неудачной судьбе на родине - многие годы гниет у заводского причала. «Украина» словно чемодан без ручки: тяжело нести и жалко бросить. В смысле: достроить и содержать – дорого, а продать - некому.