Авгиевы конюшни (продолжение)
Немало времени и внимания уделял Дмитрий Барышев и организационной, бумажной работе.
Казалось бы, до этого ли главе губернского УГРО, когда вокруг разгул преступности и бандитизма? Но нет, как хороший руководитель, он понимал – с циркуляров и инструкций начинается тот самый порядок, который дает потом возможность работать слаженно и эффективно.
Первым в стране он участвует в разработке обоснования разделения отделов УГРО по типам совершения преступлений. Подобная специализация была опробована в Одессе и принята потом на вооружение в СССР, так как показывала отличные результаты.
Каждая операция по установлению преступления, задержанию, проведению обыска тщательно разрабатывалась, проводилась под контролем специалистов и в присутствии свидетелей.
Работы у сотрудников УГРО в ту пору было много.
В период с 1920 по 1925-й годы на территории Одесской губернии и в Одессе было ликвидировано несколько сот банд. Активное участие в этом принимали и сотрудники ОУР, и резерв уголовного розыска, конная милиция, которую организовал и возглавил красный командарм Федор Блинов. И пока Блинов со своими бойцами в погоне за мелкими, средними и крупными шайками мотался по просторам обширного Одесского края, Барышев наводил порядок в городе.
Так, в 1922 году в Одессе появилась банда, которая довольно долгое время ускользала от правосудия. Они нападали на свои жертвы на улицах не только глухими вечерами, но и днем, отнимали драгоценности, деньги, часы, дорогие безделушки, в общем, все, что можно было потом сбыть с выгодой. Налеты грабителей отличались дерзостью и жестокостью, сережки отрывали вместе с мочками ушей, нередко убивали жертв нападения.
Как потом выяснилось, в состав банды входило пять юношей в возрасте от 16 до 19 лет. Главарем банды была молодая девушка, Рита Дмитров-ская, 24 лет отроду. Самое интересное, что Рита по своему рождению и воспитанию не принадлежала криминальной среде. Отец ее был инженером коммунального хозяйства, а сама она, до того как сколотить банду, служила в Американской миссии помощи голодающим Одессы и в совершенстве владела английским языком.
Какие странные идеи и представления о жизни, какой психологический надлом заставили ее собрать молодых людей, преданных ей во всем, и выйти с ними на улицы Одессы грабить и убивать? Насколько можно понять характер Дмитровской, она не надеялась на благополучный конец и даже, может быть, искала героической, по ее мнению, гибели.
При задержании банды она и ее подельники оказали сотрудникам ОУР вооруженное сопротивление. Лично Дмитровская ранила оперуполномоченного ОУР Скульского, чем усугубила свое положение.
Участники банды, учитывая их несовершеннолетний возраст, были приговорены трибуналом к тюремному заключению. Документов по Дмитровской не сохранилось, может быть и она получила срок, но скорее всего ее расстреляли.
В том же году старым рецидивистом по кличке «Химик» было организовано нападение на Одесское финансовое управление (тогда они исполняли функ-ции банков), расположившееся в здании бывшей Земской управы в районе Привокзальной площади.
В десять вечера, в форме сотрудников ЧК «Химик» и пять его подельников проникли в помещение управления через заднюю дверь, назвав пароль. Они обезвредили охрану в коридоре, оставшихся в управлении сотрудников согнали в караульное помещение, а сами занялись делом.
В результате ими было вывезено много золота, ценных бумаг, денег.
К операции преступники готовились тщательно, потратив на это больше полугода. Хорошо изучили расписание, принципы работы учреждения, структуру хранения ценностей, расположение вооруженной охраны на входе, в коридоре, возле кассы. К подбору исполнителей «Химик» подошел не менее серьезно. Из разных городов страны, Ростова, Киева, Москвы, Харькова пригласил на «дело» крупных специалистов с воровской репутацией, заработанной еще в дореволюционные времена.
Репутацию «специалисты» оправдали. Операция длилась около часа. За это время грабители сумели вынести из финансового управления четыре мешка разного рода ценностей на сумму более 400 тысяч червонцев.
Благодаря оперативным розыскным мероприятиям команды Барышева, преступников удалось задержать и вернуть государству большую часть награбленного. Вот только главарь банды, «Химик» не был пойман.
Занятно, но тут повторяется, пусть не во всех подробностях, история с угрозовцем Зайцевым.
В конце сороковых годов бывший оперативник ОУР Борис Белоусов, принимавший в 1922 году участие в поимке преступников и хорошо запомнивший и само дело, и внешность главаря банды, сумевшего уйти от правосудия, встретил «Химика» в Одессе. Тот спокойно прогуливался по Соборке. Ему уже ничего не угрожало «за давностью лет».
В самой Одессе находили приют осколки банд, гулявших по всей губернии. Так, в 1922 году оперативниками было установлено, что доме, на окраинном тогда Водопроводном переулке проживали150 преступников, входившие в банду Махно.
Подразделение банды было разбито на группы по типу воровской специализации – одни промышляли на улицах, грабя состоятельных граждан, другие совершали налеты на квартиры, третьи шуровали на вокзалах и т.д. Каждому отряду было присвоено имя. Так, например, шайка, занимающаяся грабежом государственных складов, носила гордое название «Красный пакгауз».
Сыскарям сразу стало понятно, что у бандитов имелся источник получения информации, без которого налеты не могли бы осуществляться с такой точностью и успешностью.
Действительно, со временем обнаружилось, что сведениями бандитов снабжала сотрудник ОУР Колесова. Впоследствии Колесова была арестована и осуждена на 5 лет.
В 1923 году оперативниками губернского уголовного розыска были раскрыты и ликвидированы две группы фальшивомонетчиков, базировавшихся в Одессе и Николаеве.
Это было хорошо организованное подпольное производство, со своим разветвленным бюрократиче-ским строением. Точно по образцу (представленного впоследствии как нечто совершенно новое) метода Стаханова, каждый в ней имел свой участок работы.
Так, одесским отделением производства фальшивой валюты заведовал С. Левченко, за хранение и сбыт денег отвечали В. Гольштейн и Н. Линденбаум. Имелся в группе литографист-печатник, был человек, работающий исключительно на машинке для разрезания фальшивых купюр.
За каждой группой, занимающейся сбытом продукции, был закреплен свой участок. Одни, работали, например, на железной дороге, по линии станций Вопнярка, Крижополь, Жмеринка. Другие крутились на улицах Одессы.
Изготовлением клише для купюр занимался мастер своего дела, известный всему воровскому миру гравер Бродский. Профессионал высокого класса, Бродский в лучшие времена вполне мог бы работать легально и приносить пользу государству. Именно он изготавливал фальшивые клише для украинской пятидесятирублевой купюры, для «керенки» номиналом сорок и двадцать рублей, а потом и для советской пятирублевой купюры.
Все участники группы фальшивомонетчиков, в результате проделанных розыскных мероприятий, были арестованы и осуждены.
Барышев в своем дневнике упоминает об одной, можно сказать, уникальной работе гравера.
«Будучи в тюрьме до суда, Бродский изготовил клише портрета Ленина, состоящее из слов его автобиографии. Слово «автобиография» на портрете начиналось с губ портрета. Портрет Ленина был изображен очень точно по сравнению с фотографией», – пишет Барышев.
Что и говорить, в пору работы на должности начальника Одесского губернского УГ, Барышев повидал достаточно занятных личностей. Судьбы этих авантюристов были так интересны, что просто просились на бумагу.
Один из них, по нашему представлению, стал прообразом знаменитого литературного героя из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
Окончание следует
Фото из архивов музея истории милиции ГУМВД Украины в Одесской области