Крутой замес (продолжение)
В экспозиции Народного музея истории милиции ГУМВД Украины в Одесской области немало стендов, посвященных первым революционным годам в Одессе. Что и говорить – времена тогда были легендарные, а личности – одна другой интереснее. Многие из них вошли в мировую историю и будто отсчитывают своими именами вехи начала двадцатого века. Одесса, один из значимых городов империи, находилась в эпицентре революционных бурь.
Экспроприатор, террорист, будущий чекист Яков Блюмкин, апологет анархических идей Нестора Махно и его соратница и подруга Мария Никифорова, женщина уникальной судьбы, выпускница французского Иностранного легиона, в 1916 году воевавшая с турками в Греции. О ней ходили невероятные слухи: кто-то утверждал, что под маской воинственной женщины-офицера прячется молоденький мужчина по имени Володя. Кто-то – что он (или она?) сделал в Париже операцию по смене пола (и это – в начале двадцатого века?). Другие придерживаются версии, что Маруся была…гермафродитом.
Адмирал Александр Колчак, глава Временного правительства Александр Керенский, уже упомянутый нами генерал Алексей Гришин-Алмазов, международный шпион Сидней Рейли, командарм Григорий Котовский.
Все они сыграли предназначенные им роли и остались в анналах истории города.
Имя Нафталия Френкеля, скорее всего, мало о чем говорит обывателю.
Между тем, масштабы его злодейской личности трудно переоценить.
Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ» называет Френкеля одним из главных надсмотрщиков страны. Более того, именно Нафталий Френкель в изворотливости своей придумал то, что стало потом ГУЛАГом.
Обладая недюжинной хваткой и абсолютной, тотальной беспринципностью, он сумел бы отлично устроиться при любой власти и в любой стране. Но Россия времен войн и революций открыла перед ним неисчерпаемые возможности.
Есть две версии его происхождения. По одной – Нафталий Аронович Френкель родился в Константинополе в состоятельной семье торговца, окончил коммерческий институт, а потом занялся лесоторговлей.
По другой – появился на свет в Одессе, в обычной еврейской семье среднего достатка. Впрочем, некоторые считают, что речь идет о двух разных личностях.
Как бы там ни было, с 1898 года Френкель действительно работает в различных строительных фирмах, в том числе и немецких, оттачивая там не столько мастерство коммерсанта, сколько – мошенника.
К началу двадцатого века у Нафталия денег, добытых неправедным путем, накопилось достаточно, чтобы начать собственное дело. Но не в этом состоял интерес прыткого юноши с уникальными математическими способностями.
Говорят, он умел умножать в голове четырехзначные цифры и извлекать кубические корни. Умение, весьма полезное для коммерции, а также для подпольной торговой деятельности, которой он и занимается с огромным успехом, давно поняв, что именно здесь надо искать «быстрые» миллионы.
Нафталий Френкель был в Одессе личностью известной, особенно в криминальных кругах, и особенно в первые годы революции и гражданской войны. Поэтому, кто знает, может быть именно он послужил для Ильфа и Петрова прообразом знаменитого Александра Ивановича Корейко?
Но нет, в истории Одессы есть еще один масштабный авантюрист, который, по нашему разумению, больше похож на подпольного миллионера, с таким непревзойденным мастерством выведенного в книгах Ильфа и Петрова. Но о нем – чуть позже.
А пока вернемся к нашему герою.
В недалеком будущем Нафталий Френкель из контрабандиста и мафиози превратится в советского деятеля, станет руководителем ГУЛАга, дослужится до чина генерал-лейтенанта КГБ, будет трижды, за заслуги перед властью, награжден орденом Ленина.
Но пока гений подпольной коммерции с успехом наращивает капитал.
Прошло всего несколько лет, и усердно обманывая и «кидая» партнеров и заказчиков, Нафталий сумел разбогатеть.
В 1918 году, вместе с некоронованным королем Одессы Мишкой Япончиком, он уже вовсю заправляет подпольным бизнесом. Его деятельность поражала масштабами, а деньги текли в карман неисчерпаемым потоком.
И вот тут Фортуна отворачивается от него. Удачливому дельцу и мошеннику, хоть и без всякой охоты, но пришлось отправиться на войну в составе сформированного на деньги Мишки Япончика полка под истинно народным названием «Красный революционный полк имени В.И. Ленина».
Правда, полк просуществовал недолго, зарвавшегося Мишку пристрелили большевики, а Френкель возвращается в Одессу, которая, с наступлением в 1921 году периода НЭПа кажется ему просто-напросто «золотым дном».
Оборотистый мошенник, умелый предприниматель, хитрый, жестокий и решительный, уже набравшийся криминального опыта, он создает в городе подпольную империю.
С остатками банды Япончика он с успехом продолжает дело, приносящее стабильный и очень неплохой доход. Френкель руководит операциями по торговле контрабандой, его подельники занимаются рэкетом, крупными грабежами и мелким воровством. Ничего не ускользает от его внимания, все идет в ход для получения наживы.
Естественным продолжением подобного «предпринимательства» становятся игорные и публичные дома, рестораны и прочие увеселительные заведения, где втихаря проделывали разного рода «полезные» делишки.
Апофеозом деятельности Френкеля того времени стала торговля валютой, приносившая колоссальные дивиденды. Конечно, и расходы были велики, на то, чтобы сделать «ручными» чиновников, занимающихся надзором и контролем, требовались немалые средства. Но он всегда понимал, что без больших трат большой прибыли не бывает.
Все это закончилось в одночасье, в декабре 1923 года, когда в Одессу, никого не оповестив о своем визите, прибыл отряд московских чекистов.
Френкеля арестовали прямо в его кабинете и очень быстро сопроводили в столицу.
Да и с делом его долго разбираться не стали. Уже в январе 1924 года Нафталия Ароновича Френкеля приговорили к смертной казни.
Но он и здесь сумел выкрутиться. Видно, большие деньги были предложены, так как смертную казнь заменили ему на 10 лет лагерей.
Можно было бы принять это как подарок судьбы и успокоиться хоть на время. Но мозги коммерсанта и авантюриста продолжают работать, и тут он придумывает такое, от чего советская власть не может отказаться.
Огромные прибыли – вот что сулило его предложение. Есть версия, что в 1929 году Френкель, которого доставили в Москву из лагеря самолетом, удостоился беседы с самим Сталиным.
Как бы там ни было, из начальственного кабинета он вышел не заключенным, а руководителем стройки Беломорско-Балтийского канала. За простенькую идею использовать труд зеков (до чего ранее никто не додумался), Френкель получил от ГПУ-НКВД индульгенцию и закончил жизнь почетным пенсионером и орденоносцем.
Нафталию Френкелю приписывают руководство строительством железнодорожного вокзала в Одессе в послевоенные годы. Говорят, он немало походатайствовал перед властями, для того, чтобы строительство, наконец, началось.
Действительно, возведенное в 1883 году по проекту петербургского архитектора В.А.Шретера здание Одесского железнодорожного вокзала было полностью разрушено в 1944 году. И только в 1950 году было принято правительственное решение о строительстве на его месте нового.
Надо признать, что здание по проекту архитектора Чуприна было сооружено в рекордно короткие сроки: работы длились всего лишь два года – с ноября 1950 по июль 1952. А на само строительство были затрачены огромные силы и немалые средства. Что ж, подобный масштаб был как раз в правилах Френкеля.
Впрочем, сейчас это не имеет уже никакого значения. Все равно Нафталий Френкель останется в истории страны как палач и «отец» ГУЛАГА.
Фото из экспозиции музея истории милиции ГУМВД Украины в Одесской области
Продолжение следует