Вчера впервые за долгие месяцы нефть сорта Brent пробила нижнюю отметку в $44 за баррель и пустилась в покорение новых минимумов этого сезона. Разумеется, в какой-то мере это падение можно связывать с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, но, если честно, справедливая цена сегодняшнего эталонного сорта не должна превышать, а то и быть ниже, $42 за баррель. И тому есть вполне логическое обоснование.
Прежде всего, страны ОПЕК продолжили увеличивать объемы добычи чёрного золота (33,64 млн баррелей в сутки за октябрь), вопреки почти полугодичным ожиданиям её заморозки и даже сокращения. Ожидания не оправдались, и каждый месяц бьются рекорды, одними из лидеров которых являются старые игроки рынка, у которых открылось второе дыхание, к примеру, как у Ирака. Эта страна за октябрь нарастила добычу до 4,776 млн баррелей в сутки. Или Ирана, который официально заявил, что ставит цель увеличить добычу до 5,7 млн баррелей в сутки до 2020 года!
Заморозка? Сокращение добычи? Вы о чём?
Однако негативным фактором таких темпов добычи является переизбыток предложений на рынке. Так, всё те же страны ОПЕК в октябре добывали 1,1 млн. баррелей в сутки, которые не находили своего покупателя. Предложение значительно превышает сейчас спрос и, к примеру, европейские порты давно уже стали местом для хранения чёрного золота в танкерах. Только в портах Амстердама, Антверпена и Роттердама сейчас хранится более 9 млн баррелей нефти, причем значительная часть данного сырья из России.
В свою очередь США также, после продолжительного, неспешного, планомерного падения добычи чёрного золота стали демонстрировать рост. Так, EIA на прошлой неделе констатировали рост на 170 тыс. баррелей в сутки. Запасы нефти в США на прошлой неделе, соответственно, увеличились на 2,432 млн баррелей. Курс на снижение добычи отменён - началась жёсткая борьба за рынок? Пожалуй, да.
При этом как-то уж совсем пессимистично, если не сказать апокалиптично, смотрятся доходы главного бюджетонаполнителя России «Роснефти», на конец сентября этого года составившие скромные $1,9 млрд, в то время как за тот же период в 2015-м чистая прибыль монополии составила $5,1 млрд, в 2014-м было $7,4 млрд, а в 2013-м аж целых $13,2 млрд! А между тем, нефть-матушка продолжает простаивать в порту Антверпена...
Что же, новый сезон нефтяной драмы можно считать открытым, и до конца года нас будут ждать весьма неожиданные сюжетные развязки!