Председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила, что все предложения по передаче российских замороженных активов для финансирования военной помощи Украине имеют юридические риски.
По её мнению, переход от замораживания активов к их конфискации и последующему распоряжению ими могут стать причиной "нарушения международного порядка, который вы хотите защитить; который вы хотели бы, чтобы Россия уважала", цитирует Лагард The Financial Times.
Ускорение процедуры конфискации "поднимает целый ряд других вопросов", которые касаются международного правопорядка, финансовой стабильности и ответственности, добавила Лагард. Она также указала на "огромную асимметрию" в размещении российских активов: в еврозоне заморожены свыше двухсот миллиардов евро, в США – только шесть миллиардов. Кроме того у евро более слабая позиция по сравнению с долларом в международных финансах, отметила глава Европейского центрального банка.
США изучают несколько вариантов использования замороженных российских активов - от полной конфискации до выпуска облигаций, которые позволят передать Украине многомиллиардный доход с российских средств за несколько лет сразу. По подсчётам Вашингтона, такие облигации могут принести 30–40 миллиардов евро в следующие десять лет и 50–60 миллиардов в течение 15–20 лет.
Страны ЕС предпочли бы отдавать Киеву только прибыль, полученную от базовых активов. Подобная мера позволит выделять Украине ежегодно около трёх миллиардов евро. Это предложение обсуждалось на последнем саммите ЕС в марте. Однако окончательное решение не было принято.
Вопрос использования российских резервов для оказания военной помощи Киеву стал более актуальным в последние месяцы, поскольку война идёт уже третий год, а дополнительная помощь США Украине задерживается в Конгрессе.
На встрече в Вашингтоне министры финансов "Группы семи" и управляющие центральными банками пообещали продолжить работу над "всеми возможными способами" использования замороженных российских активов, сообщает Reuters.
Заместитель министра финансов США Уолли Адейемо заявил, что министры финансов G7 проводят техническую работу, чтобы определить варианты, позволяющие создать прочную правовую основу для прямого ареста активов.
Возможные варианты, как ожидается, будут представлены лидерам "Группы семи" на саммите в Италии в июне.
Напомним, что в ответ на полномасштабное российское вторжение в Украину в феврале 2022 года в западных странах было заморожено около 300 миллиардов долларов резервов Центрального банка России. Москва не может воспользоваться ни активами, ни заработанными процентами.
Дискуссии по поводу того, можно ли конфисковать замороженные активы российского Центробанка, не подрывая при этом доверия к международной финансовой системе, идут уже больше года.
Москва ранее заявляла, что в ответ на заморозку или конфискацию российских активов за рубежом она может предпринять аналогичные шаги в отношении активов "недружественных стран" в России, которые оценивает в как минимум 288 миллиардов долларов.