На данный момент каждый третий человек в Украине – пенсионер. Постоянных налогоплательщиков в государстве – около 11 млн, а пенсионеров – 12,5 млн.
Таким образом, средств, которые платят работающие украинцы в виде ЕСВ, не хватает на обеспечение по крайней мере минимальной пенсией всех, кто в этом нуждается.
Как сообщает издание Domik.ua, до конца года в бюджет ПФ заложено 253,4 млрд гривен (запланированные расходы по состоянию на ноябрь, в 2016-м затраты составят около 260 млрд гривен). Для сравнения: государственный бюджет Украины, за счет которого содержатся все министерства (обороны, инфраструктуры, здравоохранения), государственные служащие, выполняются ремонты дорог и т.п., составляет 565 млрд гривен. Если мы посмотрим на все публичные финансы, их размер составит почти 756 млрд гривен. Таким образом, 253,4 млрд – треть этой суммы.
Если обратить внимание на ВВП Украины, который, по прогнозам, в 2015 году составит примерно 1,450 трлн гривен, станет понятно, что расходы на пожилых людей будут составлять 17% от ВВП страны в целом. По сравнению с европейской практикой 17% – наибольшая доля от ВВП, которая идет на обеспечение пенсионеров.
Если мы тратим половину государственного бюджета и самую большую долю от ВВП на содержание пенсионеров, наша система пенсионного обеспечения должна быть лучшей в мире.
Однако ситуация совсем другая. С одной стороны, мы имеем один из самых маленьких доходов на душу населения с ВВП, поэтому вышеуказанная доля не является показателем качественного финансирования пенсионеров. Размер средней заработной платы едва дотягивает до 4000 гривен. А в соответствии с нормативами, пенсия должна быть 40–60% от зарплаты, то есть от 1600 до 2400 гривен в месяц.
Мы должны понимать: все, что выплачивается пенсионерам, напрямую зависит от тех, кто сейчас работает. Именно они платят налоги, чтобы страна имела возможность формировать бюджет Пенсионного фонда и содержать пожилых людей. К сожалению, Украина за все годы независимости так и не создала систему обеспечения пенсионеров, кроме солидарного уровня, формирующегося за счет налогов. Исследования показывают, что данная система имеет ряд недостатков.
Самый главный заключается в том, что 80% нынешних пенсионеров получают пенсию, которая по формуле не соответствует социальным взносам (сумме налогов), что они делали в течение трудовой деятельности. На самом деле она должна быть меньше, но благодаря политикам-популистам мы подтягиваем сумму пенсии до минимального прожиточного минимума. Расходы на это составляют около 32–35 млрд гривен в год.
Сегодня 40% женщин и 20% мужчин должны были бы получать пенсию ниже прожиточного минимума, но государство декларирует доплату им независимо от уплаченного ЕСВ в предыдущие годы. Это означает, что люди не платили налоги в ПФ, получали заработную плату «в конвертах», но мы все равно подтягиваем их пенсию до минимального уровня за счет сметы Пенсионного фонда. Если политики хотели стимулировать неуплату налогов, они должны были бы за счет поступлений в госбюджет дотягивать пенсию до минимального уровня. Но происходит иначе: мы из собственного кармана перекрываем расходы политиков.
Сейчас ведутся дискуссии о том, как «отбелить» заработную плату, ведь от этого зависит пенсия нынешних пенсионеров, а в дальнейшем – и наша. Если не изменить систему пенсионного обеспечения, то в действующем виде она будет становиться банкротом, и уже через некоторое время государственный бюджет вообще не сможет финансировать Пенсионный фонд. Уже сегодня его дотации составляют 4% от ВВП. То есть с 250 млрд гривен собственных средств в ПФ всего лишь 170 млрд гривен, а 80 млрд гривен – дотация из госбюджета. Большую сумму составляет только долг страны перед внешними кредиторами и убытки НАК «Нафтогаз Украины». Все остальные расходы – меньше. На что же тратят 250 млрд гривен? Из этой суммы 150 млрд гривен уходит на пенсию по возрасту, остальное – «дотягивание» до прожиточного минимума, спецпенсии и т.д.
Какова же сейчас ситуация с пенсионным обеспечением в Украине? Фактически, действует один уровень финансирования пенсионеров – солидарный. Есть зарегистрированная, но почти не работающая система третьего добровольного накопления, размер активов которой не превышает 3–5 млрд гривен.
Второй уровень – актуальный почти для всех европейских стран – у нас не работает вообще. В украинском законодательстве он задекларирован, но с примечанием, что его следует применять только в том случае, если Пенсионный фонд станет профицитным. Его уже сейчас можно считать таким, так как из 170 млрд гривен на пенсию по возрасту расходуется только 150 млрд. Если добавить 35 млрд гривен, которые идут на дотягивание до прожиточного минимума, будет уже 185 млрд гривен. К тому же в следующем году предполагаются еще две процедуры индексации пенсии, которые будут связаны с ростом минимальных социальных стандартов.
Можно констатировать, что, имея только одну систему пенсионного обеспечения – солидарную, ситуацию с содержанием нынешних пенсионеров и тех, которые в дальнейшем будут добавляться со следующими поколениями, улучшить нереально. Для того чтобы сбалансировать эту ситуацию и как можно быстрее запустить добровольную накопительную систему, правительством был подготовлен законопроект №2767 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий». Он должен решить несколько задач:
Свести все законы (формулы) начисления пенсий в одну систему. Сейчас у нас есть более 30 законов, согласно которым граждане имеют право выбирать формулу начисления пенсии. Это зависит от стажа, должности и многих других факторов. Понятно, что выбирают тот закон, в котором предусматривается самая большая сумма. Реформа сводит все эти положения в одно целое. Остается вопрос с госслужащими, которые платят единый социальный налог в большем размере. Для того чтобы не возникало социального неравенства, предложено рассчитывать пенсию госслужащим по той же формуле, что и другим, но перед выходом на пенсию однократно выплачивать фиксированную дополнительную сумму. В дальнейшем госслужащий будет получать пенсию по тем же принципам, как и все остальные.
Запуск обязательного накопительного уровня пенсионного обеспечения. Правительство предлагает, чтобы под действие нововведения подпадали люди моложе 35 лет. С 1 января 2017 года они параллельно с солидарным уровнем будут накапливать средства для пенсии на лицевых счетах. Можно выбирать между государственными и негосударственными накопительными фондами. Отчисления от общего фонда заработной платы (сейчас они составляют 36%) на пенсионное обеспечение будут осуществляться следующим образом: с начала 2017 года – 2% на лицевой счет, а 34% – в общий фонд. Затем будет 3% и 33%, потом – 4% и 32%, и так дойдет до 7%. А процент отчислений в общий фонд, соответственно, будет уменьшаться. Реанимационный пакет реформ и Украинская федерация страхования вообще предлагают довести эти отчисления до 12–14% и привлечь сразу все поколения.
Реформа решает проблему предприятий, на которых есть профессии, в соответствии с которыми работники выходят на пенсию раньше общегосударственного возраста. То есть год работы считается за два или полтора года. Если человек вышел на пенсию на 10 лет раньше, разницу должно платить предприятие, которое не создало надлежащих условий труда для своих сотрудников. Однако их задолженность составляет около 8 млрд гривен. Данную сумму перекрывают другие плательщики единого социального налога, что делает невозможным, в частности, проведение индексации пенсий. Мы предлагаем, чтобы с 1 января 2016 года такие предприятия начали формировать накопительный пенсионный фонд, за счет которого люди, идущие на пенсию раньше указанного возраста, могли бы получать средства.
В системе начисления пенсии есть термин «коэффициент замещения». С советских времен он декларировался как «уровень 0,6», то есть перед выходом на пенсию человек получает 100% дохода (зарплата), после этого – 60% от общей суммы, затем 50%, 40% и так далее, но реальность такова, что из-за отсутствия автоматического механизма индексации коэффициент замещения падает. Если сравнить пенсии нынешних пенсионеров с их зарплатами, можно сделать вывод, что они получают коэффициент 0,3 (30%). Европейская система не допускает такого уменьшения дохода, но в Европе действуют одновременно не менее трех уровней.
Нам также необходимо сочетать обе системы. Для того чтобы получить 50% замещения в солидарной системе, нужно платить 36% от фонда заработной платы. Если внедрить накопительную систему и получать на пенсии 50% замещения, надо отчислять лишь 12–14%. Чтобы наши пенсионеры в дальнейшем становились состоятельными, следует запускать второй и стимулировать третий уровни пенсионного обеспечения.
В качестве накопительных фондов украинское правительство предлагает использовать государственные учреждения. РПР и УФС категорически против такого решения. Дело в том, что государственные накопительные пенсионные фонды есть только у наших соседей – в России и Казахстане, другие страны мира не доверяют пенсионные средства государству. Проникаться накоплением граждан – не свойственная государству функция, оно просто не умеет это делать, особенно наше. Граждане не будут знать, как используются их средства, есть ли они вообще и смогут ли люди их получить, когда выйдут на пенсию. У политиков всегда возникает желание национализировать средства вкладчиков. Реанимационному пакету реформ стоило немалых усилий добиться уменьшения отчислений в государственный пенсионный фонд и перевода незначительных процентов в собственность человека.
Кроме того, правительство установило возрастное ограничение людей, которые подпадут под действие пенсионной реформы – младше 35 лет. Мы считаем такое решение нецелесообразным, ведь пожилые люди также могут воспользоваться преимуществами накопительной системы. Если человек в 59 лет решил обратиться к негосударственному страхованию, и сумма средств недостаточна для перевода в пенсию, можно выплатить ее в виде однократной материальной помощи, как госслужащим.
Еще один недостаток обязательной накопительной системы для людей 35 лет и моложе заключается в том, что результат работы мы сможем увидеть только через 25 лет, когда первое поколение уйдет на пенсию. Это ставит под угрозу всю реформу пенсионного обеспечения. За это время государство может национализировать деньги вкладчиков, как это было в Венгрии. Если мы не начнем разгружать солидарный уровень сейчас, есть риск, что нынешнее поколение налогоплательщиков потеряет свои накопления.
Вместе с тем эксперты РПР и УФС предлагают, чтобы украинцы имели возможность выбирать уровень агрессивности инвестирования: агрессивный (можно заработать большой доход или потерять средства), умеренный или консервативный. Первый вид свойственен молодому поколению: даже если в какой-то год они потеряют инвестицию, смогут накопить больше в последующие годы. Умеренный характерен для тех, кто находится на середине своей трудовой жизни. Консервативный подходит людям, которым до пенсии осталось три-четыре года. На сегодняшний день нет возможности выбирать уровень агрессивности.
Также законопроект предусматривает использование накопленных средств в критических ситуациях. Например, человеку срочно необходима дорогостоящая операция, собрать средств нет возможности, а без операции человек умрет. В таких случаях можно использовать деньги, накопленные на пенсионном счете. Если все хорошо, и человек доживает до пенсии, а средств на лицевом счете уже нет, государство, согласно Конституции, будет выплачивать ему пенсию в размере прожиточного минимума. Мы предлагаем, чтобы за счет накопительного фонда можно было платить проценты за ипотечное кредитование. Пожилой человек, являющийся владельцем недвижимости, может решить, что с ней делать: продать или заключить договор содержания.
Еще одна предлагаемая нами новация – оплачивать обучение детей за счет пенсионных накоплений, но не более 20–30% от объема накоплений. То есть инвестиция в детей. Это залог того, что потомки получат достойное образование, а соответственно, и работу, и когда родители выйдут на пенсию, будут содержать их.
Пенсионная реформа предусматривает несколько вариантов получения накопленной пенсии:
Пенсия с гарантированным периодом выплат. Например, человек хочет получать в течение 10 лет с момента выхода на пенсию фиксированную сумму ежемесячно. Даже если он умрет через 5 лет, наследники будут получать его пенсию еще 5 лет. Если человек будет жить дольше указанного периода, накопительная пенсия будет выплачиваться и дальше.
Пенсия для супругов. Женщина и мужчина вместе получают определенную сумму пенсии (100%), а после смерти одного из них второй будет получать 50 или другой указанный процент.
Пенсия для одиночки. Например, человек накопил 100 000 гривен.
Считается, что в среднем женщины живут еще 20–24 года после выхода на пенсию. На этот период рассчитывается сумма ежемесячной пенсии. Как правило, она будет выше, чем два предыдущих варианта. После смерти человека родственники ничего не получают.
Если человек умирает до наступления пенсионного возраста, вся накопленная сумма передается наследникам. Способы получения пенсии исчисляют специалисты страховых компаний в соответствии с продолжительностью жизни мужчин и женщин.
Таким образом, пенсионная реформа – необходимый и важный шаг на пути к разгрузке солидарной пенсионной системы, искоренению коррупции и качественной жизни всех слоев населения в Украине. Если в ближайшее время не запустить пенсионную реформу, следующие поколения пенсионеров могут остаться без достойной пенсии. У нас есть еще немного времени для того, чтобы изменить систему.