Можно сколько угодно спорить и говорить о том, почему в городе до сих пор нет памятника Михаилу Водяному. Человеческая память и человеческая благодарность порой совершают удивительные «кульбиты», и время далеко не всегда все расставляет по своим местам. В прошлом году Одесса отпраздновала 90-летие Михаила Водяного — артиста-эпохи, ставшего еще одним достойным символом города. Однако, как мы знаем, памятника Артисту в городе до сих пор нет…
Сквозь годы и меняющиеся эпохи
И все же, смею утверждать, это не так. Вернее, не совсем так. Михаилу Водяному памятник воздвигнут — совершенно особенный, из тех, что «из ряда вон» в самом прекрасном смысле этого расхожего понятия. Театр, в котором он служил, которому не изменил, не только с честью носит его имя, но и каждый год в день рождения Михаила Водяного дарит одесситам особый подарок — спектакль «Бал в честь короля» (художественный руководитель постановки – народный артист Украины Эдуард Митницкий. Либретто написали Михаил Лич и Александр Заднепровский. Режиссеры постановки – Михаил Лич и Александр Балабан). И даже те, кто «не совсем в теме», отлично понимают, о каком короле идет речь. Конечно же, о нем — о Михаиле Водяном.
Есть ли в городе музей Михаила Водяного? Не торопитесь давать отрицательный ответ. Загляните в фойе Одесского академического театра музыкальной комедии. Там трепетно хранятся портреты (некоторые из них — малоизвестны!) актера, уже раритеты, там же стоит его гримерный столик, часть его личной мебели, и даже стакан в изящном подстаканнике, из которого он любил пить чай… А знаменитый костюм Попандопуло, в котором блистал Водяной!.. Один взгляд на китель и прочие «попандопуловские атрибуты» — и знаменитое «на морском песочке я Марусю встретил» звучит внутри само собой.
Что ж, оказывается, мало просто назвать театр именем народного артиста СССР (кстати, Михаил Водяной в бывшем Советском Союзе стал первым народным артистом, работавшим в жанре музыкальной комедии!). Бережно нести и нести сквозь годы и меняющиеся эпохи память о нем — это, согласитесь, дорогого стоит. Что же до «просто назвать» — тоже не соответствует действительности. Немало пришлось в свое время отдать сил и здоровья супруге Михаила Водяного Маргарите Деминой, чтобы добиться этого…
Силы и здоровье… Не хватило их в свое время и самому блистательному актеру. Рано, всего в 62, ушел из жизни. Он, заслуженно ставший всенародным любимцем, так и не смог пережить гнусную историю, когда его, что называется, облили грязью. Cилы и здоровье оказались на исходе, третий инфаркт стал последним: в сентябре 1987 года Одесса похоронила своего Артиста.
Но даже после смерти мастера у театральной кассы Одесской оперетты можно было услышать, как и при его жизни: «Дайте любой билет на любой спектакль с участием Водяного».
«Чувствительный, тонко настроенный инструмент»
В самый обычный будний день мы посетили нашу Музкомедию, и говорили о «нашем Мише» с теми, кто знал его лично. И вопрос мой звучал очень просто: «Каким запомнился вам Михаил Григорьевич?»
И вот ведь странно. Первое, что слышу: «Истинным одесситом». Это при том, что Михаил Водяной — уроженец Харькова, и в Одессу попал даже не в детстве, а уже будучи артистом Львовской оперетты. Как же нужно было влюбиться в этот пропитанный солнцем и морем город, чтобы сделаться истинным одесситом, какой же талант от Бога нужно иметь, чтобы вобрать в себя характерные одесские черты: темперамент, юмор, интонацию, смекалку и даже походку — легкую, подвижную, стремительную, элегантную!
Наталья Завгородняя, народная артиста Украины, признается, что искренне счастлива, что ей, тогда еще совсем-совсем молоденькой актрисе, довелось работать с Михаилом Водяным на одной сцене.
О простоте и доступности, доброте и интеллигентности Михаила Водяного рассказывают работавшие с ним начальник машинно-декорационного цеха театра Петр Шевчук и начальник службы художественного света Михаил Каганович. Рассказывают — как-то даже и не то слово. Эти люди и по сей день им восхищаются и называют его «истинным талантом во всех ракурсах человеческой и актерской жизни»!
— вспоминает Петр Шевчук.
Готовясь к роли Мишки Япончика, Водяной обратился к родному брату налетчика
— вспоминает Михаил Каганович.
И Михаил Каганович, и Петр Шевчук и сегодня вспоминают огромные очереди на спектакли с участием Михаила Водяного, они растягивались за несколько кварталов, а известная фраза: «Нет ли лишнего билета?» — тоже была постоянным «атрибутом» всех спектаклей, в которых играл Водяной, во всех городах бывшего Советского Союза, куда на гастроли приезжал театр, или концертов, в которых он участвовал.
И еще… Оба эти человека с болью вспоминают о той самой истории, которая укоротила жизнь артисту, Именно с болью: оба моих собеседника совершенно уверены, что создана она была вокруг имени Водяного совершенно искусственно, не имея под собой никакой реальной «основы». Ничего не изменилось: большой талант рождает не только восторг, но и огромную зависть, а дальше — по «классике»: ложь должна быть изощренно гнусной, чтобы в нее поверило как можно большее количество людей. И — пошло-поехало: партийные собрания, где «разбирался вопрос», гнусные письма, травля.
Петр Шевчук и Михаил Каганович рассказали, что именно «та история» лишила сегодня многих из нас возможности услышать голос артиста в записи. Записанные на пленку спектакли с участием Михаила Водяного тогда же, по приказу сверху были размагничены.
Да, так и не установили. Но в начале девяностых годов прошлого века Эдуард Митницкий поставил «Бал в честь короля». Спектакль оказался долгожителем и вот уже почти два десятилетия не сходит с афиши театра. «Бал в честь Короля» — это и есть живой сценический памятник Мастеру, которого любят и помнят. Каждый вечер 23 декабря, в день рождения Михаила Водяного, публика приходит в театр отдать дань уважения артисту, которому поклонялось несколько десятилетий.
Вот так сам театр в дань уважения мастеру, ставшему душой нашей Музкомедии, установил своему артисту живой, величественный и трепетный памятник — «Бал в честь Короля» — единственный в своем роде спектакль, уникальную возможность для нас с вами еще раз вспомнить о большом Артисте.
И каждый раз, когда идет этот «мемориальный» спектакль в зале Музкомедии, ожививший лучшие образы, созданные Водяным, в тот момент, когда звучит в записи «Свидание с Одессой» в проникновенном исполнении самого Короля оперетты, зрители встают — все, до единого. Не так уж, значит, коротка память человеческая, не так она неблагодарна, как нам порой кажется.
Vivat, король, Vivat!