Информация к новости
26-04-2016, 10:00

Юрий Антипов: Чернобыль – наша боль и память

Категория: Перша шпальта / Новини

У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Юрий Антипов: Чернобыль – наша боль и память

То, что произошло в ночь на 26 апреля 1986 года в уголке украинского Полесья, сразу же вышло за пределы одной страны и приняло глобальный характер.  Авария на Чернобыльской атомной электростанции – экологическая катастрофа, ужасающие масштабы и последствия которой даже спустя 30 лет вызывают глубокие потрясения.

Размах такой катастрофы, как Чернобыль, невозможно определить только лишь в цифрах, ее невообразимый масштаб ощущается в трагедии конкретных человеческих судеб. Добровольно, по зову сердца, рядовые, сержанты, старшины и офицеры пожарной охраны Одесской области смело выезжали в Чернобыль и вносили свою лепту в это нелегкое дело. Всего с Одесского региона в ликвидации последствий аварии участвовали более 300 человек. Среди них был и тогда капитан внутренней службы, старший инженер управления пожарной охраны Юрий Антипов. Сейчас Юрий Федорович - экс-председатель Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, генерал-майор службы гражданской защиты.

«26 апреля 1986 года, 1 час 23 мин. 49 сек. на 4-ом блоке ЧАЭС прозвучало два мощных взрыва, в результате которых начался пожар активной зоны уран –графитового реактора РБМК. Разрушение реактора было настолько значительным, что основная часть содержимого активной зоны была выброшена через образовавшийся в здании проем во внешнюю среду. По оценкам, около 3,5% активности были унесены за пределы промышленной площадки АЭС в виде газовых, паровых и аэрозольных выбросов»,
 - отмечает чернобылец.

В период 26 апреля по 10 мая 1986 года, когда разрушенный реактор был окончательно заглушен, по официальной информации, в атмосферу было выброшено около 50 МКи радиоактивных веществ (примерно 4 % общей активности топлива в реакторе, масса топлива около 190 тонн). По другим оценкам, из реактора было выброшено от 90 до 100% топлива. Всего по уточненным оценкам выброшено 42 МКи наиболее опасного для человека радионуклида йода 131 I, однако основная часть радиоактивных веществ в виде топлива, сплавов и других материалов с высокой удельной массой выпала в пределах промышленной площадки АЭС.

Загрязнена территория площадью 160 тыс. квадратных километров. Больше всего пострадала, северная часть Украины, запад России и Беларусь. Радиоактивные выпадения произошли (в той или иной степени) на территории 20 государств. От радиационного поражения, полученного при тушении возникшего пожара в ночь аварии, погибли 28 человек. (6 пожарных и 22 работника станции) у 208 – диагностирована лучевая болезнь. Большие контингенты населения были эвакуированы из зоны бедствия. В работах по ликвидации последствий катастрофы принимали участие от 600 до 800 тыс. человек (200 тыс. – из России). Согласно отчету ООН, количество людей непосредственно или косвенно пострадавших от аварии на ЧАЭС, составляет 9 млн., из них 3 – 4 млн. – дети. Катастрофа стоила Советскому Союзу в три с лишним раза больше, чем суммарный экономический эффект, накопленный в результате работы всех советских АЭС, эксплуатировавшихся в 1954 – 1990 годах.

Авария оценивается как крупнейшая за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от последствий людей, так и по экономическому ущербу.

На момент аварии ЧАЭС была самой мощной в СССР. С технической точки зрения причиной аварии на ЧАЭС стало несовершенство конструкции реактора РБМК – 1000 и правил его эксплуатации персоналом. Запроектная авария в атомной энергетике, если ее не локализовать, быстро перерастает в необратимую радиационную катастрофу. Именно по такому сценарию развивалась

Чернобыльская катастрофа. Огромные скорости протекания переходных процессов исключают возможность управления локализацией первых стадий начинающейся катастрофы.

«По определению В.И. Вернадского, существует «точка времени», после которой процесс развивается необратимо и неуправляемо. Для Чернобыльской катастрофы точка времени оценена в 56 секунд. Это практически исключает возможность адекватных действий персонала. Чернобыльская катастрофа явилась своеобразным тестом на реальную готовность страны к событиям такого масштаба. Она дала примеры высокого профессионализма и патриотизма, одновременно со всей очевидностью продемонстрировав сколь тяжелы последствия неготовности и неправильных действий властей, особенно в первом – остром – периоде аварии»,
 - рассказал Юрий Антипов.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.