Еще в середине осени, когда знающие люди намекали, что доллар будет по 30, многие украинцы улыбались: нет, это «страшилки», такого точно не может быть! Прошло несколько месяцев, на черном рынке доллар по 35. Не улыбается уже никто! Теперь и самые мрачные прогнозы кажутся вполне правдоподобными. Если даже специалисты, работающие в банках, разводят руками – где предел падения, на какой критической точке остановится гривна – не знает никто.
Такими темпами, какими сегодня падает национальная валюта, мы все очень скоро окажемся опять в начале 90-х, когда зарплаты в бюджетной сфере составляли примерно долларов 5 в месяц… Уже сейчас большинство бюджетников получает 50 долларов в гривневом эквиваленте. А это значит – никаких поездок за рубеж на отдых, никаких покупок техники, электроники. Да нет – просто никаких покупок, ведь большинство необходимых товаров, начиная от одежды и заканчивая автомобилями, мы импортируем. За десятилетия независимости, кроме конфеток Рошен и некоторых продуктов питания, Украина, увы, практически ничего путного так и не научилась производить. Кстати - странное дело – почему-то товары отечественного производства и отечественные продукты дорожают практически так же, как и импортные. Под шумок?
Нацбанк контролирует ситуацию…
Есть кто-то, кто верит?
Несмотря на стремительную девальвацию гривны, которая сегодня очевидна даже детям, Национальный банк Украины продолжает убеждать граждан, что курс гривны находится под контролем. «В арсенале НБУ есть еще инструментарий. Надеемся на то, что удастся стабилизировать ситуацию, используя этот инструментарий, потому что мы НЕ ДОПУСТИМ, чтобы ситуация выходила у нас из-под контроля», – заявила председатель Нацбанка Валерия Гонтарева во время экстренного брифинга, состоявшегося 23 февраля. Она также рассказала о новых административных мерах, внедряемых регулятором для нормализации положения дел на валютном рынке Украины.
Наверное, не стоит говорить о том, что в эти слова и в эти меры уже никто не верит. Для наглядности – курсы валют, которые, как известно, являются показателем и индикатором реакции рынка на слова финансовых руководителей, на следующий же день после брифинга опять подскочили. Даже в обменных пунктах доллар уже продавался по 32! Вернее, не продавался, так как его там не было… Но должен был продаваться примерно по этой цене.
Об усилении административных рычагов управления валютой Гонтарева говорила совсем не так уверенно, как во время прошлых встреч с прессой. Надежда Нацбанка на то, что рынок сбалансируется сам по себе и выйдет на тот курс, который позволит регулятору достичь желаемых показателей по удержанию цен и базовой инфляции, не оправдалась. Отпущенная в свободное плаванье, гривна начала падать настолько стремительно, что инфляция однозначно превысила прогнозируемые 24%. Соответственно, о том, что гривна «больше не вырастет» на сей раз Гонтарева тоже предусмотрительно не заявляла.
Зато глава Нацбанка реабилитировала население! Ей пришлось признать тот факт, что при курсе 30 гривен за один доллар население доллары не то, что массово не скупает – просто вообще в упор не видит. Если кто сейчас и раскачивает валютный рынок, по ее мнению, то это предприниматели. Вот против них-то и направлены нынешние административные меры.
Перечислять все принятые Нацбанком меры в данной статье не буду – они практически не касаются населения, а затрагивают сугубо крупных предпринимателей, ведущих валютные операции. Скажу только, что специалисты к ним отнеслись скептически. Они считают, что данные меры лишь приведут к формированию дополнительных расходов для бизнеса и, естественно, усилят коррупцию.
И все же – стабилизируется ли гривна?
Все эти непонятные населению, но важные для финансистов мероприятия Нацбанка не снимают с повестки дня главного вопроса – стабилизируется ли гривна? И на какой отметке она зафиксируется? Увы, на этот основополагающий вопрос ответа по-прежнему нет. Банкиры намекают, что ответственность за молниеносное падение национальной валюты лежит не только на НБУ. Соответственно, любые ограничения, вводимые сегодня Нацбанком, могут лишь ненадолго облегчить ситуацию, но не устранят саму проблему. И в результате со временем она даст о себе знать с новой силой.
А в чем же сама проблема? Это, пожалуй, и украинцам, далеким от финансовой сферы, понятно – в том, что экономика страны разрушена майданом и войной. В том, что из-за вооруженного конфликта на востоке Украины и, соответственно, некомфортного бизнес-климата (как известно, бизнес любит тишину), в обозримом будущем не приходится рассчитывать на приток иностранных промышленных инвестиций, которые могли бы наполнить экономику валютой. Кредиты МВФ тоже вряд ли наполнят страну валютой, учитывая, как и какими темпами они уходят в никуда… Можно, конечно, вводить административные меры, и есть вероятность, что они даже на короткий срок будут иметь эффект - затормозят падение гривны. Но в целом это падение не прекратится.
Опять же, зафиксировав какой-то приемлемый курс доллара по отношению к гривне, Нацбанк не может удержать черный рынок, который живет по своим законам.
Что же в подобной ситуации остается делать рядовым украинцам, которые не получают зарплату в валюте, а честно трудятся за гривны? Последовать по пути заробитчан и тоже, бросив свою работу в Украине, свои дома и своих детей, отправиться на заработки в любую европейскую страну, где платят валютой? Помните, в свое время был такой прикол Фоменко, о том, что лучший выход из российского кризиса – Шереметьево-2. Похоже, для украинцев в данной ситуации это руководство к действию, а не шутка.