Информация к новости
1-01-2022, 12:00

История Нового года и праздничных ёлок в Одессе

Категория: Новости / Статьи

У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Первую новогоднюю ёлку в России установили в 1819 году в царском дворце, а 7 января 1852 года в большом зале Екатерингофского вокзала Санкт-Петербурга впервые была устроена первая публичная ёлка. Одесса, как это часто бывало, и здесь оказалась впереди планеты всей.

Первая ёлка в городе появилась на Рождество 1811 года. Устроена она была метрессой императора Александра I княгиней Марией Антоновной Нарышкиной для своей больной шестилетней дочери Софии в доме графини Ольги Станиславовны Потоцкой.

Там по поручению императора для них было устроено помещение, а в парадном зале второго этажа установлена усеянная украшениями и подарками, высокая, стройная, ветвистая, неувядающая ель. Привёз её из Умани графо Потоцкий в подарок к Рождеству маленькой княжне. Подарков было множество: и корзина живых цветов, и традиционные куклы, и игрушки, и «роскошный белый кролик, выбивавший своими лапками дробь на тамбурине», и в клетке поющая «синяя птичка-колибри», и «маленькие золотые часы» от императора Александра I. Но особо понравился девочке подарок матери — выписанный из Вены настоящий клавесин. Вокруг блистающей тысячами огней ёлки кружились в хороводе под звуки оркестра из итальянской оперы не только радостные дети, но и дамы, и сановные мужи во главе с «градоправителем Одессы стройным и изящным Ришелье».

Обычай дарить на Новый год подарки и устраивать праздничный стол, сопровождает человечество по сей день. Естественно, этим не могли не воспользоваться в коммерческих целях производители различных товаров. Показательно, например, что в канун нового ХХ века в России появилось французское шампанское «Конец века» и «Новый век». А московская парфюмерная фабрика А. Остроумова предложила покупателям набор под названием «Новый век»: духи, пудру, мыло и одеколон. Об этом же убедительно свидетельствует памятная всем одесская реклама. Сто десять лет назад перед новым, 1912 годом «великолепный 3-этажный магазин заграничных товаров братьев Петрококино» завлекал посетителей Рождественской выставкой ёлочных украшений, свечей, детских игрушек — «самых изящных подарков для всякого возраста».

 

К праздничному столу одесситам предлагали «изысканный коньяк Мартель, французский ликёр Кюрасо, знаменитое шампанское Луи Редерера, бессарабские, крымские, кавказские вина», непременные «спутницы доброго вина — гаванские сигары» и, конечно, фрукты. Свои товары рекламировали «Мясная лавка Пефани» и «Бакалейная и колониальная торговля Мавроматис» на Греческой улице. В предверии массовых мероприятий, например, традиционного «Большого бала в Биржевой зале», рекламировалась «праздничная обувь», «грандиозно дешёвая продажа» шуб и манто из различных натуральных мехов, а также вечерние туалеты. Всемирно известная фирма «Карл Фаберже», имевшая в Одессе своё отделение, предлагала разнообразные ювелирные изделия.

Одесситы всегда славились живым участием в общезначимых общественных мероприятиях, поэтому неслучайно широкое распространение в городе получает устройство «благотворительных ёлок». Известно, например, о большом бале-маскараде в Биржевом зале, проведённом 31 декабря 1861 года в пользу Александровского детского приюта и прошедшем по подписке. Среди дам-распорядителей и директоров бала были известные в Одессе общественные деятели. В Большом актовом зале Ришельевского лицея в те дни был проведён ряд концертов симфонического оркестра «с целью доставить одесской публике возможность слышать классические произведения великих композиторов Мендельсона, Моцарта, Бетховена». В пятницу, 29 декабря «в Большом театре дан спектакль в пользу Одесского женского благотворительного общества», собрано свыше 800 рублей серебром. На протяжении ряда лет Елена Петровна Демидова, княгиня Сан-Донато, устраивала новогодние ёлки в епархиальном женском училище, жертвуя на подарки и лакомства детям.

Дж. С. Сержан. Портрет Е. П. Демидовой-Сан-Донато. 1895-1896 гг.

В последние дни 1911-го одесские газеты пестрели объявлениями о предстоящих в новом году традиционных благотворительных новогодних мероприятиях. Проводились они под эгидой жены недавно прибывшего в Одессу нового градоначальника Л. С. Сосновской, возглавившей общество помощи бедным.

26 и 27 декабря того же года в зале одного из красивейших зданий города — Новой биржи — была устроена новогодняя ёлка с двухдневной лотереей-аллегри. Приём пожертвований проводился на квартире градоначальника в Куликовском переулке. Показательно, что вещей принесли больше, чем в прошлом году, а на ёлку собрали более 4 тысяч рублей. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна прислала в дар городскому Обществу помощи бедным царскую вазу, предназначенную для розыгрыша в лотерее. В одном из объявлений к горожанам обратился лично градоначальник, приглашая принять 31 декабря участие в «традиционном бале-маскараде», доход от которого полностью поступит в пользу городского попечительства детских приютов. Билеты можно было приобрести не только в канцелярии градоначальника, но и в наиболее посещаемых магазинах и кондитерских Фанкони и Робина, а также непосредственно при входе. Стоили они для дам 2 рубля 50 копеек, для мужчин — 3,50, для офицеров и студентов — по 1 рублю. В предновогоднюю ночь в залах Новой купеческой биржи гремел оркестр 13-го стрелкового полка под управлением капельмейстера Гончарова, кружились пары танцующих, «не преминувших оказать свое содействие увеличению средств на содержание призреваемых в детских приютах сирот», — отметила газета «Одесские новости».

Привлёк много публики и новогодний концерт-бал в пользу Общества попечения о бедных бесприютных еврейских детях. 3 и 7 января в театре Сибирякова состоялись грандиозные балы «Крокодила» под девизом «Ничего не бояться, и ничему не удивляться», на которых играли 12 оркестров. Собранные средства пошли в пользу театрального общества и пенсионного фонда.

Новогодний праздник также всегда был в поле пристального внимания и многочисленных разговоров у воспитанников и воспитателей Одесского кадетского корпуса. Центром праздничных развлечений была традиционная ёлка. Устраивалась она в Большом верхнем зале для официальных приемов, парадных вечеров и других торжеств. Ко дню новогодней ёлки 1912 года огромный зал преобразился, приобретя сказочный вид. В глубине его, среди елей и сосен открывался живописный зимний пейзаж — уходящая в даль снежная равнина, деревенские избы, засыпанные снегом, по глубокому снегу вьётся снежная дорога. Среди сосен — чучело огромного медведя, в лапах которого поднос с конфетами. В декоративных избах расставлены прохладительные напитки, фрукты, сладости и подарки. Между избами, ближе к центру зала высится великолепная пятиметровая чудо-ёлка, увешанная самодельными игрушками. В одном из свободных углов бьёт ключом веселье – кадеты и приглашённые дети взапуски катаются на ковриках с деревянной горки. К девяти вечера картина в зале меняется. Младшие кадеты уходят на отдых, а старшие и гости-барышни без устали, с неподдельным увлечением танцуют и веселятся до 11 вечера.

Посетителей кинотеатров порадовал в первые дни 1912 года Мирон Осипович Гроссман, выпустивший в прокат свою первую игровую киноленту «Одесские катакомбы». Успех этого полнометражного фильма был просто невероятный, он вытеснил с местных экранов всю привозную продукцию — его действие разворачивалось в родном городе, среди узнаваемых людей.

Начавшаяся летом 1914 года война наложила заметный отпечаток на всю жизнь страны, в том числе и на традицию отмечать Новый год с ёлкой. В связи с этим весьма своеобразно встречали 1915-й. Зелёную красавицу руководство, опьянённое угаром «патриотизма», решило не ставить, посчитав, что это немецкий обычай и следовать этой традиции во время войны с Германией негоже. Решили отмечать праздник «Вифлеемской звезды», возвестившей о рождении младенца Иисуса.

Вскоре последовало запрет Священного синода на праздничные ёлки в публичных местах. Растущие «антиёлочные» настроения доходили до запретных мер, подогреваемых в печати. Правда, существенных результатов это не принесло — ёлка прочно укоренилась на русской земле. Большевики после захвата власти первое время не посягали на хвойный символ Нового года. Первая одобренная властью ёлка была устроена в январе 1919 года в лесной школе в Сокольниках как показатель равенства детей в новой стране. На ней присутствовал Владимир Ильич Ленин.

Во время борьбы с «религиозным влиянием на массы» уже в конце 1920-х годов ёлка была запрещена как «поповский» обычай и «буржуазная затея». Обычай встречать с ней Новый год стал антисоветским, и только в конце 1935 года после появления в газете «Правда» статьи кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева общество, ещё не забывшее красивый и светлый праздник, активно отреагировало на его призыв положить конец осуждению этого обычая и организовать «к Новому году детям хорошую ёлку!»

Она была проведена в канун 1936-го в первом в Советском Союзе харьковском Дворце пионеров, открытом в бывшем Дворянском собрании. В это же время в Колонном зале Дома Союзов в Москве по захватывающему сценарию, с мастерской игрой актёров прошёл Новогодний праздник для детей, на котором впервые в СССР появился его главный герой — Дед Мороз.

Постышев дарит детям елку и Дворец пионеров. Дружеский шарж Бориса Ефимова, 1935 г.



Год спустя состоялось празднование Нового года с ёлкой в одесском Дворце пионеров и школьников в отреставрированном Воронцовском дворце.
 А для школьников старших классов во время каникул там устроили «специальную елку-маскарад».

Так лесная красавица вернулась после долгих лет забвения на Новогодний праздник и навсегда вошла в нашу жизнь вечнозелёным чудом и волшебной сказкой сегодняшнего дня, суля сладкие ожидания и светлые надежды на будущее.

 источник





Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.