С раннего детства, со школьной скамьи нам внушают мысль о том, как необходимо любить и беречь природу. Становимся старше — слышим об этом из уст чиновников, политиков, общественников. Но что происходит на деле? Как реально, как теперь принято говорить, защищается наша экологическая система — основа нашего с вами здоровья? Об этом мы беседуем с народным депутатом Украины, Почетным гражданином Одессы, президентом Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета Сергеем Киваловым.
— Сергей Васильевич, существует известное изречение Экзюпери о том, что как только человек проснулся и привел себя в порядок, то следующим его шагом должно стать приведение в порядок собственной планеты. Тема ведь не теряет актуальности?
— Эта тема становится все более актуальной, даже, я бы сказал, острой. Федор Михайлович Достоевский в свое время очень точно отметил: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин». Но любовь к природе — это, прежде всего, конкретные действия. Причем каждый из нас должен четко осознавать, что, прежде всего, происходит в том регионе, в котором мы с вами живем, с его экосистемой. Ведь именно сохранность экосистемы — важнейшая составляющая обеспечения жизнедеятельности региона. То есть, речь идет, о самых насущных, самых жизнеобеспечивающих проблемах.
— Вероятно, одной из самых главных проблем нашего региона является ситуация с Куяльницким лиманом?
— Да, и эту проблему необходимо решать комплексно. А до того, как решать, что и как нам «делать с Куяльником», необходимо осознать главное: его статус. В связи с этим я направил в конце января сего года депутатский запрос на имя Премьер-министра Украины с инициативой создать на территории Куяльницкого лимана курорт государственного значения. Это очень важно, ведь в соответствии к положениям ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О курортах» решение об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значения принимает Верховная Рада Украины по представлению Кабинета министров Украины. Данный вопрос был изучен совместно со специалистами государственного учреждения «Украинский научно-исследовательский институт медицинской реабилитации и курортологии Министерства здравоохранения Украины, а также профильными специалистами областной государственной администрации. В своем депутатском запросе я отметил, как мне представляется, основное: «Предоставление данной территории статуса курорта государственного значения позволит сохранить и обеспечить охрану этого уникального курортного комплекса, будет способствовать развитию его инфраструктуры, повысит инвестиционную привлекательность, в том числе для иностранных инвестиций, а главное — позволит и в дальнейшем использовать этот уникальных лечебный комплекс для оздоровления одесситов».
— И каков результат?
— Данная инициатива по определению Куяльницкого лимана курортом государственного значения и утверждению границ и зон санитарной охраны курорта Куяльник была рассмотрена Премьер-министром Украины и по ней получен положительный ответ, который направлен в Одесскую облгосадминистрацию для выполнения. Также данная инициатива получила поддержку главы Одесской областной государственной администрации.
— Но ситуация с Куяльникам — далеко не единственная проблема в Одесском регионе.
— Конечно. Именно поэтому в Кабинет Министров Украины мною несколько раз направлялись обращения и по поводу выделения дополнительных средств из городского бюджета для реконструкции сливного коллектора Среднефонтанской балки в Приморском районе. Работа в этом направлении продолжается с Одесским городским советом. Также отмечу, что в 2012 году на 8-й станции Большого Фонтана появилась удобная набережная, на склонах. Сейчас даже страшно вспомнить, какой мусорник там был до этого! Очищали мы эту запущенную территорию от мусора, как говорится, с нуля. Там ведь были одни руины: грунтовая дорога, горы строительного мусора, доставшиеся нам в наследство от соседних коттеджей. Смотреть на этот беспредел было невозможно, и мы приняли решение построить здесь новую набережную.
Там было до этого был обычный мусорник, высадили 10 тысяч деревьев и кустарников.
— Насколько мне известно, только вывезти эти горы мусора было очень непростым делом.
— Да, за время строительных работ нами был проделан колоссальный объем работы: вывезено около 400 тонн бытового и строительного мусора, выложено 2 тыс. кв. м тротуарной плитки, оборудованы зоны отдыха (12 скамеек, 12 урн), засеяно газонной травой 3,250 м склонов, оборудована автономная система полива зеленых насаждений, установлено освещение (30 светильников), высажено более 100 различных деревьев, 345 кустов хризантем, построены 3 спуска к морю (включая пандусы для людей с ограниченными физическими возможностями), построена стоянка для автомобилей площадью в 900 кв.м.
— Между тем, одесские склоны, как известно, очень и очень капризны…
— Именно поэтому на набережной на 8-й ст. Большого Фонтана за период времени с 2000-го года Международным гуманитарным университетом были проведении колоссальные работы по гидротехническим сооружениям и берегоукрепительным работам. Каждые пять лет мы самостоятельно проводим инженерно-геологические изыскания этой территории, чтобы убедиться в каком состоянии находятся склоны, какие методы нужно предпринимать для предотвращения их поползновения. Обращаемся к специализированным организациям, в том числе к КП «ЧерноморНИИпроект», Одесской государственной академии строительства и архитектуры для разработки технической документации. Сейчас на склонах произведены работы по берегоукреплению: подпорные стенки, лотки для отвода дождевых вод вдоль всей набережной. На берегоукрепительном участке забиты 112 свай, диаметром 600 м и глубиной 24 м; 89 свай диаметром 600 м, глубиной 15 м; 46 свай диаметром 400 м и глубиной 8м.
Следует отметить, что на 8-й ст. Большого Фонтана также есть выход штольни для отвода подпочвенных вод, которые мы поддерживаем в нормальном техническом состоянии. А воду, которая протекает в этих штольнях, мы используем для полива зеленых насаждений на склонах. Существует такое гидротехническое сооружение, как волнорез, траверса, на которых ежегодно проводятся ремонтные работы по восстановлению, что препятствует разрушению прибрежной линии и склонов. Там высажено более 5 тысяч разных кустарников и деревьев. При этом подчеркну, что эта территория постоянно поддерживаются за счет средств Международного гуманитарного университета!
Что же касается дня сегодняшнего, то капризы природы, особенности климата привели к тому, что береговая инфраструктура оказалась под угрозой разрушения, ситуация получилась довольно сложной, поэтому во избежание необратимых последствий, было принято решение о серьезном укреплении береговой линии. На 8-й станции Большого Фонтана, начались серьезные берегоукрепительные работы — для блага одесситов и всех, кто приезжает к нам отдыхать. Природа капризна, пляж «ползет», эти работы необходимо проделать срочно, причем качественно, хорошими специалистами, которые и привлечены к их выполнению. Те, кто будет отдыхать на 8-й станции Большого Фонтана, должны ощущать себя в полной безопасности. И эти работы стартовали. Они будут окончены к 1 июня. Горожане и гости города смогут с удовольствием здесь отдыхать. При этом следует отметить, что по окончании работ сюда будет завезено около 300 тонн песка, чтобы пляж стал еще лучше прежнего.
— Студентов Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета можно часто увидеть на субботниках — на улицах Одессы, во дворах, парках.
— Вы сами привели в начале нашей беседы проникновенные слова Экзюпери о том, что нужно «приводить в порядок свою планету». Ради заботы об экологическом состоянии в городе Одессе, систематически, каждые выходные по моей инициативе проводятся субботники. Причем, делается это и в парках, и на улицах, и на придомовых территориях города. Всего было собрано и вывезено более 15 тонн мусора, подрезано и укреплено несколько тысяч деревьев во дворах и скверах. В преддверии празднования Дня освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков в городе прошел масштабный субботник, в котором также приняли участие наши студенты и жители города.
— Вы также часто вместе со своими студентами высаживаете деревья, кустарники, цветы.
— В рамках целевой программы «Озеленение», которая существует более 18 лет, в городе было высажено более 20 тыс. деревьев и кустов. По уже сложившейся традиции каждый студент, а их в Национальном университете «Одесская юридическая академия» и Международном гуманитарном университете насчитывается около 20 тысяч, и каждый преподаватель, а их в вузах около 5 тысяч, высадил хотя бы по одному дереву. И я уверен, что если к этой инициативе подключатся студенты остальных вузов, то наш город будет значительно озеленен. Так, на территории улицы Академической нами высажена аллея из белых акаций, которая является своеобразной зеленой визитной карточкой города: 70 белых акаций — к 70-летию со Дня освобождения города.
Более того, только в феврале этого года в парке Победы было высажено более сотни деревьев. Еще столько же саженцев пополнили зеленый фонд парка им. Т.Г.Шевченко. А на склонах на 8-ой станции Большого фонтана было высажено около трехсот елей и молодых кустарников. Всего — 512 деревьев и кустов. Кроме этого, совместно с Правозащитным союзом инвалидов была проведена акция «Мы вместе». Студенты Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета вместе с детьми-инвалидами приняли участие в субботнике и высадили сотню молодых саженцев.
— Сергей Васильевич, одним из программных пунктов Украинской морской партии, создателем и лидером которой вы являетесь, стало возрождение и развитие морского трамвайчика в Одессе, который с таким удовольствием вспоминают одесситы. Есть ли подвижки в этом вопросе?
— Да, в Одесском городском совете создана рабочая группа по запуску морского трамвайчика (пассажирских судов прибрежного плавания) в Одессе. Это уникальный инфраструктурный и логистический проект для нашего города. На сегодняшний день утвержден качественный состав рабочей группы по вопросам возрождения прибрежного морского судоходства, куда вошли и депутаты фракции Украинской морской партии, и представители организации ветеранов флота Черноморского морского пароходства. Недавно состоялось заседание рабочей группы по возрождению и развитию работы пассажирских судов прибрежного плавания. В ходе конструктивного обмена мнениями во время заседания рабочей группы лейтмотивом прозвучало, что вопрос возрождения и дальнейшего развития пассажирских судов прибрежного плавания, наконец, «сдвинулся с мертвой точки», что Одесса как город-курорт просто не может не создать концепцию реализации этого важного проекта.
Понятно, что для успешной реализации этого направления необходимо создание менеджмента управления рейсовым пароходством, разработка гидротехнических сооружений, вопросов технической эксплуатации судов. Один из важнейших вопросов — юридическое сопровождение этого направления, равно как и его экономической составляющей. В итоге было принято решение о разработке концепции управления рейсовым пароходством на уровне города. То есть, именно город, соблюдая интересы громады, будет решать, какая профильная компания будет разрабатывать сам проект, а потом город будет искать инвесторов для его реализации. И, как уже известно, юридическое сопровождение всех этих вопросов возьмут на себя специалисты Национального университета «Одесская юридическая академия». Уверен, что и депутаты, и общественники, а, по сути, весь город, приложат максимум усилий, чтобы этот проект был реализован. Ведь его успешная реализация станет настоящей визитной карточкой Одессы — туристического центра Украины.