В эти дни в Украине дипломатическая общественность отмечает 60-летие Римского договора, заложившего основы Европейского Союза, Соглашение об Ассоциации с которым Верховная Рада Украины ратифицировала в 2014 году. Однако, не меньший вклад в укоренение в Украине европейских ценностей внесло членство Украины в Совете Европы, длящееся уже более 20 лет. Одним из органов Совета Европы, наиболее активных в предоставлении помощи Украине в
вопросах упрочения демократии и приобщения нашей страны к общим принципам права цивилизованных народов Европы является Европейская Комиссия «За демократию через право», или Венецианская Комиссия, в которой мне выпала большая честь представлять Украину более 6 лет.
Устав Венецианской Комиссии определяет её как «независимый консультативный орган», сотрудничающий с государствами с целью продвижения верховенства права и демократии, сближения правовых систем участвующих государств, рассмотрения проблем, возникающих в работе, развитии и укреплении демократических институций.
Что касается Украины, Венецианская Комиссия сполна выполняет эту миссию. Только за мою каденцию, Венецианская Комиссия утвердила 39 заключений по Украинским вопросам, всего же, за более чем 20-летнюю историю сотрудничества Украины и Венецианской Комиссии – более 80. Большинство заключений касались вопросов, традиционно приоритетных в практике Комиссии:
конституционной реформы, организации и функционирования Конституционного Суда, правового регулирования общегосударственных и местных выборов, судебной и правоохранительной реформ, защиты прав меньшинств.
Не обошла вниманием Венецианская Комиссия и вопросы противоречий и конфликтов в распределении полномочий между высшими органами власти, которые Украине, в отличие от большинства стран-соседей, вот уже больше 25 лет никак не удается снять с повестки дня. В решающие для украинского конституционализма моменты, Венецианская комиссия говорила свое веское слово: будь-то Заключение №599 «О конституционной ситуации в Украине» в послесловие к приснопамятному Решению Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 года, или Заключение 1995 года «О конституционной ситуации в Украине после заключения Конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины».
Если бы эти рекомендации Венецианской Комиссии своевременно и полностью реализовывались, многих нынешних проблем Украине удалось бы избежать. Но, даже когда наша государственность, ввиду просчетов тех или иных политиков, оказывалась в чрезвычайной ситуации – Венецианская Комиссия последовательно приходила на помощь – будь-то в вопросах подтверждения территориальной целостности Украины (Заключение №762), или установления ясности в вопросах специального конституционного статуса отдельных частей территории Донецкой и Луганской областей (Заключение №803)
Вместе с тем, многие заключения касались вопросов, давно назревших для решения – таких как закрепление в законе полномочий парламентской оппозиции и их гарантий, как необходимой составляющей демократии и парламентского контроля; избирательного кодекса, необходимого для повышения качества демократического управления государством.
В Украине, заключения Венецианской комиссии традиционно воспринимают с большим пиететом. И, что не менее важно, они всегда вызывают значительный интерес не только у специалистов по конституционному праву, но у широкого круга совершенно различных профессий: политиков и дипломатов, журналистов и общественных активистов, политологов и социологов. Каждое заключение Венецианской Комиссии по украинскому вопросу обсуждается в прессе, что вызывает живой отклик у читателей из различных регионов и социальных слоев. И этот интерес - взаимен. Венецианская Комиссия не раз демонстрировала и демонстрирует куда большее участие в укреплении демократии и верховенства права в Украине, чем присуще стороннему наблюдателю.
Каждый год, делегации Венецианской Комиссии многократно посещают Украину, скрупулезно разбираясь в политико-правовой ситуации по рассматриваемым Комиссией вопросам; лично Президент Венецианской Комиссии Джанни Букиккио за последние годы посетил Украину более 10 раз. Представители Венецианской Комиссии участвовали в подготовке изначального проекта Конституции Украины, и сегодня принимают непосредственное участие в подготовке проектов изменений к Конституции Украины, консультируя Конституционную комиссию при Президенте Украины.
Украинское представительство в Венецианской Комиссии также внесло свой вклад в деятельность этой международной организации. Как в 1990-ые годы Сергей Головатый, в 2010-ые я, вместе с коллегами, выступал докладчиком Венецианской Комиссии по подготовке проектов заключений Комиссии в отношении ряда государств. Все подготовленные нами проекты были утверждены Венецианской Комиссией на своих пленарных заседаниях единогласно, и уже в качестве Заключений Комиссии направлены Правительствам государств-участников. Среди них – Заключения по реформе законодательства о прокуратуре Грузии и Молдовы, Заключение по реформе законодательства о защите прав национальных и религиозных меньшинств в Черногории.
За годы моей каденции, авторитет и компетентность Венецианской Комиссии, как хранителя эталона европейской конституционной традиции, продолжили получать все более широкое признание в Мире. Значительно расширился территориальный ареал применения экспертизы Венецианской Комиссии (куда вошли Соединенные Штаты Америки, расширилось представительство Латинской Америки и Азии).
Продолжают эволюционировать методы работы Комиссии, приспосабливаясь к вызовам новой динамики глобальных и национальных политических процессов. Так, сегодня Венецианская Комиссия значительно оперативнее реагирует на потребности конституционных и законодательных процессов в государствах-объектах экспертизы: предварительные заключения Комиссии, ускоренная подготовка которых занимает всего несколько недель, а одобрение на пленарной сессии Комиссии следует за получением их соответствующим государством - стали обычной практикой. Равно как и консолидация рекомендаций комиссии в обобщенной форме в докладах и кодексах лучшей практики, инструкциях, руководствах и контрольных перечнях соответствия (например, Доклад и Контрольный перечень соответствия в отношении верховенства права, Доклады о независимости судей и прокуроров в судебной системе, Кодексы надлежащей практики в вопросах выборов и
политических партий, Руководство в отношении предотвращения и пресечения злоупотребления административнім ресурсом в ходе избирательного процесса) а также компиляция такой практики по тем или иным предметам (например, в вопросах внесения изменений в Конституцию референдумов и защиты национальных меньшинств). Такие формы изложения рекомендаций Комиссии облегчают их восприятие и применение в странах-участниках по всему Миру. Весьма полезны они и для Украины, где по указанным вопросам не только политикам, но даже экспертам порой бывает непросто найти общий язык, и именно рекомендации Венецианской Комиссии предлагают общую платформу и ориентир для законодательной и правоприменительной деятельности. Ориентир, неизменно направляющий украинские политику и право к общечеловеческим ценностям демократии и верховенства права, составляющих основу европейской цивилизации.
Сейчас многие говорят о европейской интеграции нашей страны. Но нередко забывают о том, что Украина уже интегрирована в Европу – с 1995 года, когда присоединилась к Совету Европы. И путь к европейским ценностям и европейскому уровню жизни лежит через настойчивую и неустанную реализацию права и практики Совета Европы в Украине. Важный источник этой практики – рекомендации Венецианской Комиссии. Поэтому я намерен использовать приобретенный в ходе многолетней работы опыт, чтобы привлекать внимание к содержанию рекомендаций Венецианской Комиссии, продвигаемых ими демократических и правовых ценностей, и важности их реализации в Украине. И, пользуясь возможностью, призываю всех политиков, практиков и ученых-юристов активнее изучать, популяризировать и реализовывать в Украине рекомендации и практику Венецианской Комиссии, а также других ключевых органов Совета Европы – таких как Европейский Суд по правам человека, Парламентская Ассамблея, Комитет Министров, Конгресс местных и региональных властей.
Источник: Закон і Бізнес