Информация к новости
18-04-2016, 19:00

Борис Лисаневич – одессит, открывший миру Непал

Категория: Новини / Історія та суспільство


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Борис Лисаневич – одессит, открывший миру Непал

Одессита Бориса Николаевича Лисаневича в Непале называли «второй достопримечательностью после Эвереста». И действительно, этот человек сделал для маленькой, затерянной в Гималаях страны пожалуй столько же, сколько Колумб когда-то сделал для Америки. Он открыл неповторимый мир Непала остальному миру, сумел убедить местных правителей открыть границы королевства и основал в столице Катманду первый туристический отель. 

Им восхищались в Европе и Азии и слагали легенды о его подвигах. Его считали своим другом английская королева Елизавета II и писательница Агата Кристи, а Жан-Поль Бельмондо снял о знаменитом одессите фильм. Ему посвятил книгу знаменитый французский путешественник Мишель Пессель. К сожалению, сами одесситы редко вспоминают о своем знаменитом земляке, рискнувшем однажды отправиться в самое сердце Южной Азии и ставшего здесь настоящей легендой. 

Борис Лисаневич родился в Одессе в 1905 году в родовой усадьбе, расположенной в Шарлоттинском переулке на Большом Фонтане – практически напротив ипподрома. Сейчас это улица Пионерская. Имение когда-то подарил его прапрадедушке, генерал-лейтенанту Дмитрию Лисаневичу, градоначальник Иосиф Дерибас в знак признательности за взятие крепости Хаджибей.

В старинном особняке, в большой и дружной семье рос вместе с тремя старшими братьями маленький Борис. Его отец был известным коннозаводчиком, и каждое утро семья встречала князей и генералов, приезжавших понаблюдать за выездкой своих питомцев. Влюбленный в отцовское ремесло, мальчик все время проводил на тренировочных площадках, наблюдая за выездкой коней, а когда подрос – родители отдали его в кадетское училище.

Но революция изменила ход привычной жизни семьи, разрушила планы и рассеяла близких. После смерти братьев музыкально одарённого юношу приняла в балетную труппу Одесского оперного театра хореограф и дальняя родственница семьи г-жа Гамсахурдия. Это буквально спасло юноше жизнь, а позже – ему удалось выехать в Париж, где он заключил контракт с театром Альгамбра и получил удостоверение личности, выдаваемое беженцам.

В Париже 24-летнего Лисаневича принял в свою балетную труппу знаменитый Сергей Дягилев. И молодой одесский эмигрант стал довольно известным балетным танцором, выступая на лучших сценах мира.

Но авантюрный характер юноши все же тянул его не к искусству, а к приключениям. И вот однажды, уехав на гастроли в Индокитай, он остался здесь практически на всю жизнь.

Его очаровал Цейлон и Бали, пёстрый Восток с живописными религиозными церемониями, ароматами ладана и экзотической музыкой. Все это создавало атмосферу, казавшуюся Борису сказочной и фантастической. 

«Я был очарован Востоком, — писал он. — Не мог поверить, что чувство гармонии и красоты, которое я испытывал только на сцене, могло существовать в реальном мире».

К тому же, в Индии (на тот момент колонии Британии), вполне реальной становилась перспектива получения британского паспорта.

Находясь здесь, Борис побывал практически в каждой стране Востока, долгое время жил в Калькутте – крупном центре образования и культуры Британской Индии.

«Здесь он охотился на тигров, заводил дружбу с королями и махараджами, величайшими людьми мира. Он организовал и возглавил знаменитый аристократический «Клуб 300», и через пять лет получил британское подданство. Он стал настоящей легендой в Азии»,
– рассказывает один из исследователей жизни Лисаневича, журналист, историк и археолог Виктор Кленов, который многие годы посвятил изучению жизни своего земляка.

Борис Лисаневич обожал экстрим, и популярная в то время в Индии охота на тигров стала для него настоящей страстью. Его трофеями стали почти 70 тигров, и даже, по слухам, белый леопард.

«Клуб-300», созданный Лисаневичем в Калькутте, был совсем не похож на другие элитарные клубы. Он имел смешанный евроазиатский состав и работал круглосуточно, что было для того времени в новинку. Клуб расположился в арендованном дворце, уникальном как внешне, так и по истории своего основания. Впоследствии это место стало любимым местом отдыха индийской элиты: здесь собирались дипломаты, магараджи и крупные бизнесмены.

Но Борис все чаще мечтал о Непале – полностью закрытом от внешнего мира гималайском королевстве. Дружба с королем Непала, начавшаяся в «Клубе-300»,  способствовала переезду.

В маленькой горной стране все было необычно: уклад жизни, люди, традиции изолированности и потрясающей красоты природа. С первого же путешествия в столицу Непала Катманду Борис полюбил эту страну и понял, что это место станет его домом.

«Нет ничего поразительнее рододендроновых лесов Непала, которые в течение месяца обрамляют розово-красным ореолом рельеф предгорий, над которыми высятся холодные белые зубчатые башни высочайших вершин мира, – так описывает природу этой страны французский писатель Мишель Пессель, – При выходе из долины Катманду путник открывает для себя Азию Киплинга и Перл Бака одновременно на фоне такого первозданного ландшафта, по сравнению с которым швейцарский выглядит чересчур окультуренным».

Очарованный красотой природы и необычным климатом Непала, Лисаневич сразу же оценил туристические возможности этой красивой страны. Для привлечения туристов он открывает в арендованном старинном дворце отель, и сам поселяется здесь же.

«Но в Катманду не было керосина, газа и электричества. Действовал комендантский час, и даже продукты надо было завозить из-за границы. Пришлось на территории отеля выращивать неизвестные здесь овощи и фрукты – морковь, шпинат и клубнику, открыть пекарню и выпекать хлеб. Еще пришлось обучать персонал в буквальном смысле носить башмаки и мыть руки. И вот в августе 1954 года «Royal Hotel» – единственный в радиусе 450 миль от Катманду – был открыт», – рассказывает Виктор Кленов.

Благодаря обширным связям, Лисаневичу удалось убедить короля не только впервые более чем за 200 лет выдать разрешение на въезд первых туристов, он также уговорил его высочество принять в королевском дворце первых гостей! Гости были в восторге от страны, а король Махендра, увидев, с каким интересом туристы изучают Непал и скупают сувениры, распорядился в дальнейшем выдавать визы всем желающим. Так благодаря одесситу Борису Лисаневичу Непал был открыт для международного туризма. Сюда стали приезжать журналисты, первые лица ведущих мировых государств, исследователи и альпинисты, мечтающие покорить Гималаи.

Отель Бориса Лисаневича приобрел всемирную известность и популярность. Не менее популярен стал также и его личный ресторан «Рамдудл», где Лисаневич завел правило – бесплатно кормить и поить всех, кто когда-либо совершил восхождение на Эверест.

В отеле «Royal Hotel» впоследствии в разное время гостили король Испании Хуан Карлос, Франсуаза Саган, Валентина Терешкова, Климент Ворошилов и Жан-Поль Бельмондо. Частой гостьей здесь была и британская писательница Агата Кристи. «Она любила эту страну и раз 6-7 бывала в Непале. А одессит Лисаневич, которого англичанка считала своим хорошим другом, подарил ей 10 сюжетов для рассказов. Сама же Агата Кристи называла Бориса великим искателем приключений ХХ века», – говорит Виктор Кленов.

Одним из крупнейших событий этого периода жизни Бориса Лисаневича стал государственный визит в Непал английской королевы Елизаветы II. В начале 1961 года король Махендра направил Елизавете II приглашение. Маленькое гималайское королевство, более века поддерживавшее дружеские отношения с англичанами и ранее уже принимавшее у себя Георга V, хотело вновь показать британскому монарху свои королевские парады и легендарную охоту на тигров. Подготовку визита поручили Лисаневичу. Стоит сказать, что гостью встречали с особой роскошью. К примеру, свежую икру на банкет в честь приезда королевы доставляли в Непал самолетами с Каспийского моря, для чего была организована своего рода «эстафета» лайнеров международных авиалиний.

Жизнь в Непале для Бориса Лисаневича была полна неожиданных поворотов. В результате дворцовых интриг он оказался в тюрьме. А выйдя из нее – снова стал одним из самых влиятельных в Непале людей. Его даже назначили ответственным за коронацию нового короля, а также за приглашение и размещение высоких гостей и более ста иностранных журналистов.

«Лихорадочные приготовления сотрясали всю долину. Штаб-квартирой всей этой суматохи стал отель Ройал. Начался ремонт всех храмов Катманду. Дороги расширялись. С помощью добровольцев асфальтовое покрытие дорог было увеличено на два километра и составило около пяти километров. Для великого события надо было реконструировать аэропорт «коровье пастбище». Сарай с соломенной крышей, служивший таможней и авиатерминалом, заменили на каменное сооружение. В ведение Бориса передали правительственный рестхаус и еще пять дворцов для размещения высокопоставленных гостей»,
 – пишет в своей книге Мишель Пессель.

Внезапно Борис стал одной из ключевых фигур Непала. Небольшому гималайскому королевству предстояло многому научиться у Запада, и Борис консультировал в том, что нужно и чего нельзя делать, исходя из западных стандартов.

Многие проекты связаны с именем этого человека. Его имя связывают с созданием «Гималайских авиалиний», он загорелся идеей снимать в Непале кино, пытался организовать круизы на автофургонах по маршруту Англия-Непал… Лисаневич всячески помогал альпинистским экспедициям, отправлявшимся покорять Эверест, делился своим знанием страны, содействовал в получении разрешений на восхождение, и даже размещал альпинистов в своем отеле практически бесплатно.

К сожалению, не всем его проектам суждено было стать успешными. Один из них – последний проект по постройке отеля «Yak and Yeti», для которого президент Всемирного банка Роберт Макнамара предоставляет Лисаневичу солидный кредит. К сожалению, в результате интриг партнера по бизнесу, а может быть из-за собственной щедрости Лисаневич полностью разорился. Одессит, ставший легендой в Непале, умер в больнице для бедных в 1985 году. Он похоронен на кладбище британского посольства в столице Непала.

«Слава Бориса ныне распространилась по всему миру. Как в Азии, так и на Западе вспоминают его элегантный Клуб-300; политики не забывают о его связях с правителями и принцами Индии и Непала. Альпинисты, осваивающие Гималаи, любят его и с благодарностью упоминают его имя в своих книгах и докладах. Память о театральных выступлениях Бориса сохраняется и в мире балета. Во многих книгах, посвященных этому искусству, заметки о его карьере в качестве артиста балета. Журналисты высоко оценивают его таланты организатора королевских банкетов и автора гастрономических редкостей, предлагавшихся гостям в самых необычных районах мира. Каждый его проект, начиная с научной экспедиции в Голливуд и заканчивая сухопутными круизами из Европы в Непал, получал широкую огласку в печати»,
– пишет о Лисаневиче Мишель Пессель.

Таким он запомнился миру – непритязательный, великодушный человек, мастер необычных дел, справлявшийся с невероятными трудностями – одессит Борис Лисаневич.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.