Проходя по Александровскому проспекту мимо здания, в котором находилась средняя школа № 119 (сегодня это Гимназия № 1 им. А. П. Быстриной), всякий раз моё внимание привлекает, вызывая живой интерес, мемориальная доска установленная на фасаде этого здания. Золотыми буквами на доске сделана надпись «В этом здании в 1940-1941 гг. размещалась Одесская спецшкола ВВС № 14, все выпускники которой были участниками Великой Отечественно войны. Вечная Слава преподавателям, выпускникам спецшколы, погибшим в боях за Родину».
Поиски информации о необычном учебном заведении, находившемся в Одессе в довоенное и послевоенное время привели меня в дом к ветерану Вооруженных Сил и Великой Отечественной Войны, полковнику в отставке Александру Абрамовичу Юкелюку.
На пороге меня встретил невысокий по-военному подтянутый мужчина в возрасте с моложавым приветливым лицом, пригласил войти. Удобно расположившись, я с большим интересом и вниманием стал слушать рассказ лётчика ветерана.
В начале ХХ века человечество стало покорять небесное пространство Вселенной, совершая первые полёты на аэропланах, так тогда называли самолёты. Это было время интенсивного развития авиации, которая очень скоро стала применяться в военном деле, и период Первой мировой войны, а именно к концу постепенно сформировалась в отдельный род войск, которые принимали участие в этой войне.
Одесса по праву может считаться колыбелью отечественной авиации и самолётостроения.
На Одесском ипподроме впервые проводили свои показательные полёты наши земляки – одесситы, прославленные на весь мир первые покорители неба, авиаторы Михаил Ефимов и Сергей Уточкин. В Одессе появляется первый авиационный завод «Анатра» производивший сборку аэропланов для действующей армии в годы Первой мировой Войны. Правопреемником которого сейчас является авиапредприятие «Одессавиаремсервис», недавно наладившее производство легкомоторных самолётов многоцелевого назначения.
В тридцатые годы в Советском Союзе стремительными темпами проводилась индустриализация страны, на основе которой развивалась оборонная промышленность.
Росло военное могущество СССР. Авиачасти из отдельного рода войск вспомогательного назначения сформировались в самостоятельный вид Вооружённых сил многоцелевого назначения – «Военно-Воздушные Силы РККА». Для службы в авиации требовались Высокообразованные командные кадры – лётчики, штурманы, инженерно-технический состав, авиаспециалисты наземных служб. Для подготовки юношей к поступлению в военно-учебные заведения готовили лётный и инженерно-технический состав авиации и в последующей службе в Военно-Воздушных Силах Красной Армии, Постановлением Правительства СССР в 1940 году в семи городах страны были созданы специальные авиационные школы. Желающих попасть в эти школы было очень много. Молодежь влекла романтика неба, стремление покорять небесные просторы вселенной, чувство долга по защите Отечества. В то время профессия военного лётчика была очень престижной. Многие мальчишки мечтали стать лётчиками, служить в Военно-Воздушных Силах. В авиационные спецшколы принимали юношей с образованием не ниже 7-8 классов, с хорошей или отличной успеваемостью, без вступительных экзаменов и с положительной характеристикой, пригодных по состоянию здоровья к обучению в военно-авиационных училищах. После окончания полного курса обучения выпускники этих спецшкол без вступительных экзаменов направлялись для получения высшего образования в лётные и авиационные училища, готовящие авиаспециалистов наземных служб. Особенностью авиационных спецшкол ВВС было то, что они организационно входили в состав Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса). Командование и преподавательский состав были укомплектованы гражданскими преподавателями и кадровыми командирами Красной Армии. Одна из таких школ была сформирована в Одессе на базе средней школы № 119, в 1940 году и была названа – Одесская специальная Военно-Воздушная № 14.
В такую школу и поступил Александр Абрамович Юкелюк, человек, одержимый мечтой о небе, с настойчивым желанием стать непременно военным лётчиком, успешно закончивший 8-ой класс средней школы № 25. Впереди была Великая Отечественная война, эвакуация спецшколы далеко на восток в Таджикистан, учёба в авиатехническом училище, летная подготовка в Армавирском военном училище лётчиков и служба лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке, учёба в Военной Академии и дальнейшая служба в авиации. А пока ученик Одесской авиационной спецшколы № 14 Саша Юкелюк в январе 1941 года приступил к занятиям в недавно остроенном здании спецшколы по проспекту лейтенанта Шмидта, 11 (позже это Александровский проспект). Занятия начались не с 1 сентября 1940 года, а с января 1941-го в связи с тем, что желающих было более 1000 человек и военно- врачебная комиссия 411-го госпиталя не справлялась с отбором будущих кандидатов в летное училище. Медицинская и мандатная комиссии закончили свою работу только к 15 декабря 1940 года. Спецшкола была полностью укомплектована учащимися и занятия начались только 12 января 1941 года. Каждому спецшкольнику был выдан ученический билет, в котором были определены обязанности и правила поведения учащихся Одесской авиационной спецшколы № 14. Требования к учащимся спецшкол были значительно выше, чем в обычных школах, к этому обязывал приказ Наркомата обороны СССР № 120 от 16 мая 1940 г. который требовал, что спецшколы должны обучать и воспитывать учащихся на основе строжайшего выполнения Устава и выполнения распоряжения Наркомпроса, обеспечить всестороннюю подготовку учащихся как специалистов, так и культурное воспитание будущих офицеров. Спецшкола ВВС № 14 была укомплектована лучшими преподавателями школ города, а также военными специалистами, участвовавшими в военных событиях в Финляндии и на Халхин-Голе. Структура спецшколы представляла собой батальон, состоящий из трёх рот по 130 учащихся. Первая рота – выпускники 10-х классов, вторая рота – выпускники 9-х классов , третья рота – выпускники 8-х классов. Рота состояла из трех взводов (классов). Каждый взвод состоял из трех отделений. Занятия и общественно-политико-воспитательную работу осуществлял командно-преподавательский состав из числа кадровых командиров ВВС РККА и гражданских преподавателей.
Начальником Одесской авиаспецшколы ВВС № 14 был назначен Федченков З. Т., командиром батальона учащихся был старший лейтенант Трубицин А. А., комиссаром школы – батальонный командир Зеленов А. Б. Командирами рот, взводов являлись преподаватели специальных военных дисциплин. Общеобразовательные предметы вели гражданские преподаватели. Учебный процесс был организован по общеобразовательной программе средних школ, а дополнительно была введена спецподготовка. Она включала в себя изучение основных положений Устава Красной Армии и его практическое применение, физическую подготовку и строевую подготовку, изучение матчасти самолётов, их вооружение, военную топографию полетов, тактику и стратегию ВВС. Распорядок дня спецшколы соответствовал распорядку военно-учебных заведений Красной Армии и определялся общевойсковым уставом Вооруженных Сил СССР.
Каждый учебный день начинался в 8.00 с построения учащихся, проверки их внешнего вида, объявлений приказов и распоряжений. В 8.30 начинались занятия, которые заканчивались в 14.00. Если какая-либо тема плохо усваивалась учащимися, то проводились дополнительные занятия преподавателями данного предмета.
По вечерам в школе проводилась спортивно-массовая работа. В марте 1941 года учащимся спецшколы выдали военную форму. Спецшкольники или «спецы», так они себя называли, носили особую военную форму одежды: синюю шерстяную пилотку с голубым кантом и красной эмалевой звездочкой, суконный темно-синий китель со стоячим воротником с голубыми петлицами и авиационная эмблема: пропеллер на фоне крылышек, черные ботинки и темно-синие брюки на выпуск с голубым кантом. Приказом по спецшколе в каждом взводе назначались из числа учащихся помощники командира взвода и командира отряда, которые имели знаки отличий на петлицах. Погон в то время ещё не было.
Повседневную летнюю форму одежды составляли: защитного цвета гимнастёрка х/б с отложным воротником, с голубыми петлицами, с эмблемой ВВС, брюки на выпуск с голубым кантом и пилотка.
1 мая 1941 года личный состав Одесской ависпецшколы участвовал в первомайском военном параде на Куликовом поле в Одессе По завершении учебного года 20 июня, первая рота (выпускная) была направлена на учёбу в авиатехническое училище военное училище в г. Семферополь. Когда началась Великая Отечественная война, вторая и третья роты, т. е. учащиеся 8-9 классов, оставались в Одессе, ежедневно собираясь в школе. Приказом по спецшколе был составлен график круглосуточного дежурства взводов в школе. Спецшкольники в этот период проводили светомаскировку классных комнат, готовили ящики с песком и бочки с водой на случай пожара, копали траншеи в сквере у школы, для защиты населения от бомб. Отдельные наряды спецшкольников дежурили на крыше здания школы на случай попадания зажигательных бомб. В вечернее и ночное время суток выделялось несколько нарядов, которые проводили патрулирование города, следя за количеством светомаскировки жилых домов. В связи с угрозой продвижения немецких войск в южном направлении в мае 1941 года, было принято решение об эвакуации всех трех Одесских спецшкол: Авиационной, Военно-морской и Артиллерийской. Все три спецшколы 27 июня 1941 года покидали город в одном сводном эшелоне под командованием начальника Одесской Арспецшколы № 16 подполковника Романова. 1 августа 1941 года со станции «Одесса-Товарная» отправился один из последних эшелонов из Одессы, с учащимися всех трёх военных спецшкол, увозивший их на восток, в глубь страны.
Неоднократно в пути следования эшелон подвергался налётам немецкой авиации.
Благодаря опыту, умению правильно оценить обстановку, быть требовательным и ответственным начальнику сводного эшелона подполковнику Романову вывезти и сохранить более тысячи одесских юношей, которые позже превратились в кадровых офицеров Армии и Флота. Во время войны это было очень важно. С большими трудностями военного времени только к декабрю 1941 года авиаторы прибыли к месту своего назначения, к постоянному месту дислокации в город Генджикент, Тамбовской ССР. Прибыв на место абсолютно не приспособленное, для учебного процесса и проживания, командование и преподавательский состав приложили максимум усилий, чтобы наладить учёбу и быт учащихся.Уже в январе 1942 года начались плановые занятия. Несмотря на скудное питание и тяжёлые бытовые условия – учебный процесс шел полным ходом. На новом месте дислокации авиаспецшколы 12 июля 1942 года состоялся первый выпуск учащихся второй роты. Все выпускники были направлены в Серпуховское авитехническое военное училище, которое с началом войны было эвакуировано в г. Кызыл-Орду Казахской ССР, но не всем спецшкольникам его удалось закончить. Во время Сталинградской битвы, часть курсантов училища в июле 1942 года была отправлена на Сталинградский фронт. Многие из них сражались храбро и бесстрашно и погибли в боях за Родину. Многие выпускники спецшколы воевали на фронтах ВОВ, в основном в авиационных частях летчиками, штурманами, воздушными стрелками, авиатехниками и механиками, только каждый из выпускников направлялся в авиационные училища и школы. Всего за время военных лет спецшкола подготовила 492 выпускника.
Все выпускники были награждены правительственными наградами. В 1944 году стал знаменательным событие в жизни Одессой авиаспецшколы ВВС № 14 – 10 апреля от фашистских захватчиков была освобождена Одесса. Это радостное событие стало настоящим праздником для всего личного состав спецшколы учащихся, офицерско-препадавательского состава. Летом 1944 года Одесская авиаспецшкола прибыла домой в родной город Одессу!
За короткое время лета 1944 года был произведен первый набор в освобождённой Одессе.
В школу стремились ребята, прошедшие оккупацию, многие из которых практически не учились во время оккупации Одессы. Среди них был и простой одесский мальчик, мечтающий стать лётчиком, будущий космонавт Георгий Тимофеевич Добровольский. Спецшкола предоставляла бесплатную форму, сносное питание, что было редкостью в условиях разрушенной и голодной Одессы сразу после недавнего освобождения. С первого сентября в авиаспецшколе начались занятия. Школе предоставили прекрасно сохранившееся помещение Одесской Военно-Морской спецшколы – № 6. Сейчас в этом здании находится школа № 10 с углубленным изучением французского языка.
Командованием Одесской авиационной спецшколы ВВС№ 14 во главе с её начальником майором Калининым В.Т. был набран прекрасный педагогический коллектив, состоящий из опытных командиров-воспитателей и высоко квалифицированных преподавателей.
Они щедро делились своим богатым опытом и глубокими знаниями с учащимися школы, воспитывая настоящих граждан своей страны.
Учащиеся Одесской авиаспецшколы ВВС № 14 были наглядным примером для молодёжи Одессы, пользовались любовью и уважением горожан.
Выпускник ависпецшколы послевоенных лет Владлен Петрович Таран вспоминает: «Красивым зрелищем была строевая прогулка спецшколы, когда с развевающимся знаменем школы под бравурные звуки марша духового оркестра, чётко чеканя шаг по брусчатке города, школа проходила по центральным улицам Одессы, колонна будущих офицеров ВВС, покорителей неба – лётчиков и штурманов, ависпециалистов наземных служб, стройных подтянутых ребят в ладно сидящей униформе с голубыми курсантскими погонами…»
Невольно останавливались прохожие на улицах, девушки бросали влюблённые взгляды, восторженно смотрели вслед мальчишкам Одессы.
Всего за послевоенное время Одесская спецшкола ВВС № 14 осуществила семь выпусков. Словно Одесской спецшколе авиаторов посвящена ранее популярная песня «Орлята учатся летать» написанная замечательным композитором постсоветской эпохи Александрой Пахмутовой, где есть такие строки:
Орлята учатся летать!
Им салютует шум прибоя,
В глазах их небо голубое,
Орлят ничем не испугать!
Орлята учатся летать!
В 1951 году Одесская ависпецшкола была передислоцирована в г. Ейск Краснодарского края и вошла в состав находящегося там Военно-морского авиационного училища лётчиков ВВС как структурное подразделение училища. Там она просуществовала до 1954 года и была расформирована в связи с реорганизацией военно-учебных заведений.
Ветераны Одесской авивспецшколы ВВС № 14 после её окончания сохранили свои дружеские связи.
Каждый год в день Авиации и космонавтики 12 апреля они собираются в стенах своей «Альма- матер» СШ № 10 которая является правопреемницей авиаспецшколы № 14.
Постановлением Кабинета министров Украины от 31.03.1999г. средней школе № 10 присвоено имя лётчиков-космонавтаов Г. Т. Добровольского и Г. С. Шонина, которые были выпускниками авиаспецшколы № 14 в послевоенное время.
Из питомцев спецшколы Героями Советского Союза, лётчиками-испытателями стали генерал-майор Мухин В., полковники П. Софронов, Ю. Кушнарёв. Командующими воздушными армиями стали генерал-лейтенант авиации П. Сафронов , И. Вради, В. Соколов.
В Одесской авиаспецшколе ВВС № 14 учился в довоенное время и в годы войны защищал небо своей Родины в частях штурмовой авиации видный учёный в области юриспруденции, профессор, доктор юридических наук, академик Марк Филиппович Орзих, автор многих научных работ по вопросам правовой тематики, внесший большой вклад в разработку ныне действующей Конституции Украины.
В своих прошлых публикациях об учащихся Одесских специальных школах а именно: Артиллерийкой № 16, Военно-морской № 6, я, Подлегаев Николай Николаевич, неоднократно обращался к городским Властям и Общественности города – героя Одессы с просьбой оказать содействие в установке памятного знака питомцам Трёх военных Одесских спецшкол, проявившим героизм и мужество в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Аналогичные памятники стоят в Киеве, где тоже была спецшкола, в городе Кува-Сай персонально Одесской Военно-морской школу № 6 ив Москве тоже стоит памятник спецшкольникам, не говоря уже о Петербурге. А в Одессе? Чем Одесса хуже других городов, в которых чтят память мальчишек, ушедших на фронт и очень многих из них не вернувшихся домой…
Я надеюсь, что после серии этих публикаций памятный знак Одесситам, не вернувшимся с фронтов, будет установлен.
Памятник, по моему убеждению, должен располагаться в парке Шевченко неподалёку от Аллеи Славы, где у Вечного Огня в почётном карауле у монумента Неизвестному Матросу несут вахту памяти одесские учащиеся городских школ.
Это будет долг памяти всех одесситов, граждан нашего города мальчишкам, не вернувшимся в родную Одессу с полей сражений и защитивших свою Родину в годы войны.