Допустим, мои дорогие читатели, вы решили приобрести квартиру. Осуществить своё намерение вы можете двумя путями: заплатив за квартиру наличные или оформив кредит у застройщика на её покупку. Несложный подсчёт приведёт к пониманию, что кажущаяся, на первый взгляд, выгода, связанная с растянутой во времени выплатой денег по частям, обернётся для вас, в конечном счёте, двойной ценой квартиры. Потому как выплачивать придётся с процентами! А для застройщика, пусть и поминаемого в народе за непомерную жадность незлым тихим словом – стопроцентной прибылью.
А теперь представьте себе, дорогие мои, что ваш договор с застройщиком именуется не кредитным соглашением, а… Меморандумом о финансовой помощи. Условия и график ваших выплат по кредиту называется, ни много, ни мало, Договор о взаимопонимании. Ну, то есть, застройщик – не мироед, не ростовщик, получающий двойную прибыль, а добрый дяденька, решивший помочь нам безвозмездно улучшить жилищные условия.
Думаю, каждый из нас счёл бы издевательством такую явную манипуляцию, потому как, надеюсь, понимает разницу между финансовой помощью и возвратным кредитом, выплачиваемым с процентами. Почему же, когда подобные Меморандумы подписываются со всеми нами, то есть, с государством Украина, мы радуемся, как дети? Что даёт нам, как тем же малым детям, повод надеяться, что жизнь после подписания таких Меморандумов наладится и заколосится? Кто и зачем даёт обычным кредитным соглашениям, долги по которым придётся выплачивать уже нашим с вами внукам и правнукам, столь мудрёные и несоответствующие сути названия? Что прикрывает вся эта мишура и бутафория на финансовых документах строгой отчётности международного уровня?
В рамках этого рассуждения предлагаю вам, дорогие мои читатели, проанализировать недавний Меморандум о предоставлении Украине макрофинансовой помощи и о взаимопонимании, подписанный с ЕС.
Для Украины: Иллюстрация поддержки западом действий власти
Подписание Меморандума о предоставлении Украине макрофинансовой помощи и о взаимопонимании состоялось в Киеве, в прошлую пятницу. Соглашение подписали: от ЕС – вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис, от Украины – премьер-министр Украины Владимир Гройсман, и. о. министра финансов Оксана Маркарова, глава Нацбанка Украины Яков Смолий.
Важность сего мероприятия для украинского истеблишмента была столь велика, что в лучах славы чиновников, привлёкших большие деньги в страну, не преминул погреться и президент Порошенко, никакого отношения по своему статусу к мероприятию не имевший. И то понятно – не всё ж на открытии школьных туалетов красные ленточки перерезать…
«Сегодня мы подписали два важных документа. Первый документ - это кредитное соглашение между Украиной и Евросоюзом относительно четвертой макрофинансовой помощи в 1 млрд евро. Второе - это меморандум о взаимопонимании», – отметил настоявший на своём присутствии на церемонии подписания президент Украины Петр Порошенко.
Чтоб вы понимали, мои дорогие читатели, данная программа макрофинансовой помощи Украине со стороны ЕС – четвертая по счету. Предыдущая, третья, была одобрена еще в 2015 году и предусматривала выделение Киеву трех траншей помощи, по 600 млн евро каждый, из которых к нам поступило только два.
Причина того, что мы потеряли последний транш – хроническое нежелание украинской власти выполнять несколько пунктов своего «домашнего задания», то бишь Меморандума о взаимопонимании. Тогда Евросоюз не пошел на максимально возможные для себя уступки и не согласился перечислить средства без выполнения всех условий договора.
И вот теперь, по прошествии времени, Еврокомиссия снова идёт на уступки.
В прошлом году Юнкер поддержал просьбу Порошенко и пообещал Украине новую программу макрофинансовой помощи, которая теперь наконец официально подписана.
Новая программа предусматривает выдачу Украине 1 млрд евро кредитных средств. Причем, на очень льготных условиях – деньги выдаются на длительный срок (15 лет!) по минимальной ставке, EURIBOR + 0,2%, то есть фактически бесплатно.
Кто после этого посмеет осуждать политику власти в Украине, сомневаться в избранном курсе, оспаривать действенность проводимых украинской властью реформ? Весь цивилизованный запад на нашей стороне!
Для ЕС: Сырьё
На самом деле прагматичный запад преследует свои интересы. Третий транш был отменен из-за того, что Украина выполнила 17 условий предоставления помощи из оговоренных 21. Основное – не решила проблему с отменой моратория на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка), который противоречит Соглашению об Ассоциации по торговле с ЕС. Как известно, отмену этого моратория Петр Порошенко лично обещал председателю Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру в Брюсселе.
Этот болезненный для Украины вопрос, в результате которого уже половина Карпатских лесов вырублена на корню, в ЕС придумали решить другим путём. ЕС вынес вопрос леса-кругляка за рамки нового Меморандума о макрофинансовой помощи. Этот вопрос будет рассмотрен в специально созданном арбитраже, который должен начать работу уже на следующей неделе. В ЕС подчеркивают: такой арбитраж создаётся впервые, так как Украина довела споры по этому вопросу до сверх конфликтного уровня.
Напомню, несмотря на условия ЕС, летом Верховная рада одобрила аналогичный мораторий и по топливной древесине, поставив макрофинансовую помощь ЕС под угрозу срыва. Но тут опять подсуетился президент: Порошенко ветировал законопроект, предложив Раде отменить расширение моратория. А депутатам, не имеющим голосов для преодоления президентского вето, пришлось прислушаться к этому пожеланию.
Для ЕС: Принуждение Украины к борьбе с коррупцией
Собственно, главные претензии ЕС касались сферы противодействия коррупции.
Меморандум требует ратификации в Верховной раде, поэтому подробные условия нового меморандума скоро станут публичными.
По-прежнему самым основным и существенным условием является возобновление сотрудничества нашего государства с МВФ. В правительстве прекрасно понимают, что несмотря на проблемные для Украины требования Фонда, сотрудничество с ним неизбежно. Иначе – катастрофический обвал национальной валюты.
Также среди условий получения – несколько пунктов из числа тех, которые Киев не выполнил в предыдущей программе.
Среди них главное условие – запуск автоматической проверки деклараций чиновников. Еще недавно считалось, что это требование нереально, что Киев никогда не запустит механизм проверки деклараций чиновников, ведь это – прямая угроза представителям власти. Но в последнее время представители ЕС слышат клятвенные заверения украинских властей о том, что механизм в ближайшее время заработает и они запустят:
- установку и запуск системы автоматической проверки деклараций;
- организацию связи этой системы с государственными реестрами, по которым можно будет сверять, например, информацию из декларации об определенной недвижимости и данные реестров о задекларированных владельцах этого имущества;
- фактическую проверку не менее 1000 деклараций чиновников.
«Слова о должностных лицах высокого уровня – ключевые. Если нам покажут проверку каких-нибудь секретарей, это не будет воспринято как достаточное», – пояснили в Еврокомиссии.
Среди других требований для получения первого транша – изменения в процедурах подачи информации в реестр конечных собственников компаний и прогресс в запуске Антикоррупционного суда.
Со вторым траншем ситуация сложнее. Прежде всего, требований гораздо больше, и их выполнение столкнётся с лоббизмом тех власть имущих, кто не хочет терять контроль над государственными финансовыми потоками.
- продвижение процесса приватизации, в том числе продажа не менее 200 объектов, владельцем которых является государство;
- реформа системы управления государственными предприятиями, в том числе – создание независимого правления «Укрэнерго»;
- создание корпоративной системы управления государственными банками;
- изменения в системе предотвращения отмывания средств, как того требует Соглашение об ассоциации Украина-ЕС;
- имплементация принятого закона о рынке электроэнергии (это также предусмотрено нашими обязательствами перед ЕС);
- финансирование медицинской реформы;
- совершенствование эффективности системы субсидий, в том числе – чтобы избежать возможности получения дублирующих субсидий одним лицом, но не оставить без субсидии тех, кто имеет на нее право.
Для народа…
А для нас с вами, дорогие мои читатели, показательной должна быть риторика наших властей совсем другого толка, что называется – риторика для внутреннего пользования. В ней мало обещаний и много жалоб на невозможность отдать долги по международным кредитам. 8 сентября премьер-министр Владимир Гройсман в эфире одного из телеканалов заявил:
«Нас забросили в серьезную долговую яму. Очевидно, что экономика растет, но у нас на плечах такой долг, который мы сами не можем выплатить».
Какие же злые силы заставили сего молодого человека, излучающего благостность каждой клеточкой своего упитанного тела, призывать нищий народ к затягиванию поясов? На фото подписания Меморандума хорошо видно, как и премьер-министр, и президент всеми силами сопротивляются – так не хотят подписывать, так не хотят…
Но если быть серьёзной – для нас любая макрофинансовая помощь подразумевает только одно. Все реформы, какими бы требованиями МВФ и ЕС они не были обставлены, сведутся, в конечном итоге, к ещё большему сокращению социальных выплат, которое в очень бедной Украине означает дальнейшее снижение потребления со стороны бедных, а их и так уже около 60%.
А вот по мнению главы соседней Белоруссии Александра Лукашенко, программа МВФ может обернуться «шоком для населения». В то же время корневых разногласий с МВФ по необходимости и характеру реформ белорусское правительство не видит, но категорически против сроков и терминов их реализации. Наверное, поэтому Белоруссия отказалась недавно от кредитной программы Международного валютного фонда.
Может и мы как-нибудь обошлись бы своими силами?