В Мюнхене возможна встреча американских и китайских дипломатов
В пятницу, 17 февраля, в Мюнхене стартует 59-я конференция по безопасности. В ней примут участие более 45 глав государств и правительств, свыше 80 министров иностранных дел и обороны. На форуме будет присутствовать канцлер Германии Олаф Шольц, президент Франции Эмманюэль Макрон и его польский коллега Анджей Дуда, вице-президент США Камала Харрис и крупнейшая в истории конференции делегация американских парламентариев. Украину представит министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и около 20 политиков. На открытии выступит Владимир Зеленский. О возможных результатах конференции и о том, о чем сказать не решатся, – в материале Vesti.ua.
Война в Украине и "депутинизация" России
Политическая роль Мюнхенской конференции в этом году как никогда весома. По сути, главный западный форум по политике безопасности пройдет за несколько дней до годовщины вторжения России в Украину. Нынешняя конференция станет первой для ее нового главы Кристофа Хойсгена, бывшего советника экс-канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Хойсген достаточно хорошо осведомлен в украинском вопросе, в 2015 году он был участником Минских переговоров по Донбассу. Нынешний председатель еще перед открытием форума выступил с жесткой критикой в отношении России и политики Путина.
"Мы видим, насколько систематически работает путинская дезинформация об этой агрессивной войне в его собственной стране, как он манипулирует общественностью. Он хочет, чтобы люди поверили его нарративу о нападении Запада на Россию и о том, что нацисты снова нападают на нее. Я назвал это депутинизацией, которая необходима и которая будет нелегкой", – заявил Хойсген.
Ожидаемо главной темой конференции-2023 станет война в Украине. Форум откроет президент Владимир Зеленский, который выступит по видеосвязи. На следующий день министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба примет участие в панельной дискуссии со своими коллегами из Германии – Анналеной Бербок и США – Энтони Блинкеном. Кстати, Украину в этом году на конференции представляет самая большая делегация за всю ее историю. В Германию отправились министр обороны Алексей Резников и ряд украинских политиков. В то же время российскую делегацию в Мюнхен не пригласили, на этот раз там ждут российских оппозиционных политиков и общественных деятелей – Гарри Каспарова, Михаила Ходорковского, Дмитрия Гудкова, Юлию Навальную и Жанну Немцову.
С точки зрения результативности этой конференции, говорит политолог Алексей Якубин, отсутствие на ней официальных российских лиц не будет иметь никакого значения. По его словам, гораздо более значимым в этом году является прибытие на форум главы МЗС Китая и госсекретаря США. "После всех этих историй с шарами их встреча кажется неизбежной. В этом вопросе станут значимыми возможные заявления Пекина по ситуации в Украине и политике РФ. Китай начал наращивать свою внешнеполитическую линию, и для нас это должно стать своеобразным сигналом", – поделился Якубин.
Россия – главная угроза, Украина – главный партнер
За несколько дней до открытия конференции организаторы опубликовали доклад под названием Re:vision. Мюнхен-2023 впервые включил Украину в список стран, граждан которых опрашивают для расчета ежегодного Мюнхенского индекса безопасности (Munich Security Index). Раньше в перечне была Россия. На этот раз РФ сочли самым большим источником рисков представители шести стран – Украины, Германии, Японии, Франции, Канады и США. В странах БРИКС (организация, куда входят Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР) самой большой опасностью назвали энергетический и продовольственный кризисы. А в Китае больше всего опасаются пандемии коронавируса, возможных новых эпидемий и ядерной войны.
Исследователи также оценили, какие страны среди респондентов воспринимаются как союзники. Пальму первенства здесь одержала Украина. Следом за ней идут Польша, Эстония, США и Великобритания. Китай и Россия заняли последние две строчки в списке из 21 государства.
Кроме того, 85% опрошенных украинцев считают, что отхода вооруженных сил РФ на границы до 24 февраля 2022 года недостаточно для прекращения огня. Для подавляющего большинства обязательным является возврат Донбасса и Крыма. А 72% украинских респондентов заявили о необходимости долгосрочных поставок оружия с Запада.
Встреча в галстуках: три сценария для Украины и последнее китайское предупреждение
Еще задолго до начала Мюнхенской конференции все западные СМИ заявили, что вопросом номер один для кулуарных дискуссий станет тема Украины. Не согласен с этим политолог Андрей Ермолаев. По его словам, в фокусе – ход третьей мировой войны, которая после длительных и разных этапов проходит свою кульминацию. За кадром будут рассматриваться варианты, как выходить из войны, сохранив локальный характер глобального ведения военных действий. Независимо от того, как будет строиться дискуссия, вырисовывается три варианта развития событий, отметил Ермолаев. "Первый – это помощь Украине до окончательной военной победы, включая запуск кризиса в самой России. Второй – более радикальный, его стороны вынуждены рассматривать, даже боясь озвучивать вслух. Это расширение состава участников собственного военного конфликта. Цель та же – нанесение военного и политического поражения России, но при повышении градуса. Этот риск связан с возникновением новых конфликтных точек. И третий – вариант военно-политической повестки. Он означает, что Украина по-прежнему будет поддерживаться как одинокая воюющая сторона без оформления военно-политического альянса", – говорит политолог, подчеркивая, что при таком сценарии на определенном этапе может быть включен вопрос торгов с Россией. В то же время стоит заметить, что все три варианта исключают поражение Украины.
Если говорить об угрозах предстоящих дискуссий на конференции – это, безусловно, участие Китая, отметил Ермолаев. Позиция Пекина очень важна, одной из самых печальных страниц будущего всего мира может стать вопрос Тайваня. "Именно поэтому КНР активизировала переговоры с возможными союзниками. На Мюнхенской конференции подобного рода позиция может быть изложена как предупреждение Западу", – говорит эксперт. В то же время политолог не исключает, что Китай может выставить ультиматум: если страны не пойдут на многополярность мирового порядка, он будет действовать эгоистично.
Приложение: Обзор ru.euronews.com Шесть главных тезисов с предстоящей Мюнхенской конференции по безопасности
Война в Украине придает особенную актуальность Мюнхенской конференции по безопасности (МКБ) в этом году. Военный конфликт ведет к переоценке основополагающих принципов международной системы, которая в настоящее время сталкивается с противоречивыми "видениями" мира глазами демократий и автократий.
Вот шесть тезисов, на которые следует обратить внимание в ходе конференции:
1. Украина
В 2022 году через несколько дней после Мюнхенской конференции по безопасности Россия вторглась в Украину. Противостояние и сопротивление двух сторон станет предметом жарких споров с наступлением весны.
Кристоф Хойсген, новый глава МКБ, выступает за поставку истребителей Украине, явно расходясь в этом вопросе с канцлером Германии Олафом Шольцем. Остается неясным, какую позицию займут США, которые в январе уже поставили Украине 31 танк "Абрамс".
2. Китай
Одной из главных задач будет определение того, какими должны быть отношения Евросоюза с Китаем, как в целом всего блока, так и с его отдельными странами. Этот диалог сегодня затруднён из-за связи между экономической экспансией Китая и национальной безопасностью стран ЕС, будь то вопросы инновации, торговли, энергетики или готовности к новой пандемии.
Китайско-российское сотрудничество будет оставаться в центре внимания и через год после их "сердечного альянса": Китай продолжит помогать России всеми необходимыми поставками. Ожидается, что Ван И, бывший министр иностранных дел и новый член Политбюро, примет участие в конференции. Тогда как Россия впервые за много лет не получила официального приглашения (в 2022 году Россия на МКБ никого не присылала).
Но позволит ли себе Китай занять жёсткую позицию в конфликте? Военный аналитик Мирко Кампочиари комментирует для euronews:
"Есть мнение, что Китай хочет сыграть в игру под названием "эскалация - деэскалация". Они создают кризисную ситуацию, а затем предлагают компенсацию или политическое решение. Китай пока не раскрывает все карты в связи с войной в Украине. Отчасти потому, что Китай проводит очень осторожную политику, ориентированную на "мягкую силу". Если они проявят себя и примут участие в конфликте, станут крупным игроком и попытаются посредничать в украинском кризисе, это может принести серьёзную выгоду в плане репутации, но может и обернуться крупной неудачей. Это может подорвать представление Китая о себе (как о мировой державе). Поэтому я не думаю, что Китай будет играть какую-либо роль в этом конфликте, не говоря уже о том, что слабая Россия может быть даже удобна Китаю в долгосрочной перспективе, потому что Пекин может таким образом покупать дешевую нефть и газ, поскольку России отказаться от других рынков".
3. НАТО
Сможет ли НАТО сохранить свой единый фронт в долгосрочной перспективе? Способность альянса адаптироваться к этому разделению, быть гибким и отвечать потребностям нынешней среды безопасности определит, насколько успешным альянс будет в будущем.
Дебаты также будут посвящены вопросу вступления Швеции и Финляндии в НАТО, что в конечном итоге зависит от одобрения Турции. Любое решение по этому вопросу, вероятно, будет отложено до окончания президентских выборов в Турции в конце этого года.
Будет обсуждаться заявка Украины на вступление в НАТО, но немедленного решения не ожидается. На саммите НАТО, который состоится в июле в Вильнюсе, члены альянса, вероятно, сосредоточатся на оперативной интеграции Украины, что может вылиться в формальную процедуру.
Вероятно, будет сделан акцент на оперативном усилении европейской составляющей НАТО. Сторонников европейской стратегической автономии в контексте войны в Украине игнорируют, поскольку приоритетом сейчас остаётся сплочение всех стран НАТО в альянсе против России.
4. Расходы на оборону
В этой новой геополитической обстановке Германия и Франция пообещали выделить миллиарды евро на поддержку и модернизацию своих вооруженных сил, что поднимает важные экономические вопросы о том, как эти средства будут собираться? сколько достанется отечественным компаниям? смогут ли иностранные компании получить финансирование? И так далее. Всё это важные вопросы в ситуации, когда бизнес как никогда занимает заметное место на конференции.
Новое законодательство ЕС, которое требует от военных корпораций, заинтересованных в европейском рынке, доказать свою приверженность ценностям Европы, основано на идее "европеизации" обороны. Еще один важный фактор - согласие с принципами ESG, экологического, социального и корпоративного управления, такими как соблюдение прав человека и экологичность армии. Первая стратегия национальной безопасности Германии, которую с нетерпением ожидают, возможно, будет обнародована на конференции. Как ожидается, она будет содержать некоторые ответы, по крайней мере, для Германии.
5. Энергетика и окружающая среда
Поскольку обязательства правительств по использованию "зеленых" источников энергии продолжают находиться под угрозой из-за проблемы энергетической безопасности, энергетика станет одним из важнейших вопросов на конференции.
Европейцы продолжат разговор о том, как ослабить жесткие коллективные ограничения на государственные субсидии в отрасли электроэнергетики и как реагировать на американский "Закон о снижении инфляции". Также получит новую актуальность вопрос о немедленном повышении устойчивости к последствиям климатических катастроф. Речь, в частности, о миграции, особенно в тех регионах мира, где уже отмечены серьёзные последствия глобального потепления, например, в Африке и в Юго-Восточной Азии.
6. Кибербезопасность и технологии
В сфере сотрудничества между ЕС и США, вероятно, будет сделан акцент на его расширении путем совместного установления стандартов в области технологий и кибербезопасности, а также на постоянной приверженности демократической и надежной информационной среде.
Закон о цифровых услугах и цифровых рынках, направленный на создание более безопасной онлайн-среды, защиту прав пользователей, выявление и устранение экономических препонов и создание равных условий для бизнеса, будет в центре дискуссии наряду с другими европейскими нормативными актами в сфере технологий.
Журналист • Alberto De Filippis