Інформація до новини
21-10-2015, 16:30

Пришло время «надавить» на газ

Категорія: Новини / Економіка та фінанси


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Пришло время «надавить» на газ

В Украине занялись формированием рынка газа, а проще говоря, рыночных условий для его добычи и реализации. К этой теме официальный Киев не мог подступиться все годы нашей независимости. Словом, проблема перезрела. А, может, наших «очильников», как говорится, жаренный петух клюнул, поскольку на пороге зима, которая обещает быть самой трудной из всех предыдущих. Поэтому и ситуация с газом вышла на первый план. Ведь запасов голубого топлива на сегодняшний день недостает, как минимум, пять миллиардов кубометров. Правительство бодрится: дескать, на закупку газа у нас отложен один миллиард триста миллионов долларов. Известно, что пятьсот миллионов евро на эти цели выделил Евросоюз. А откуда взялись остальные средства, неясно. Может у Кабмина есть некая «тумбочка» с деньгами?

 

Многие годы в нашей газовой экономике существует своего рода прокладка – «Нефтегаз Украины». И все поставки энергоресурса осуществляются именно через нее, что в конечном счете значительно увеличивает стоимость голубого топлива для потребителей. Так почему бы не продавать его непосредственно через облгазы? Этим вопросом озаботились многие народные депутаты и экономические эксперты. Но тогда любимое детище Кабмина лишилось бы значительной части своих, что называется, нетрудовых доходов. Есть мнение, что такая система действует в интересах олигархов, которым подыгрывает правительство. Один из них, небезызвестный Фирташ сколотил на посреднических услугах немалое состояние.

«Нефтегаз» превратился в своего рода бездонную бочку – сколько ее ни наполняй, все равно не хватает: он постоянно требует все новых денежных вливаний. До сих пор эта структура имеет отрицательный денежный баланс. Заявленные правительством 1,3 миллиарда долларов, можно не сомневаться, пройдут через «Нефтегаз», чтобы затем раствориться в «закромах родины». В канун зимы при посредничестве Еврокомиссии по энергоресурсам Киев, наконец, договорился с «Газпромом» о поставках газа на предстоящий осенне-зимний период. И закачка голубого топлива в наши подземные хранилища начнется буквально на днях. Вместе с тем, в парламенте был поднят вопрос о том, чтобы весь газ местной добычи, а это до четырнадцати миллиардов кубических метров в год, полностью шел на нужды населения, а не смешивался с российским – для последующей продажи всем потребителям. А сегодня происходит именно так, поскольку тариф для населения чрезвычайно завышен. Народные депутаты проголосовали за снижение ренты для добытчиков газа, причем поддержав не правительственный проект, а собственный, поскольку Кабмин предлагал снижение ренты для частных газодобывающих компаний, и, наоборот, ее увеличение для компаний государственных. Из-за чего опять-таки возросла бы тарифная нагрузка для населения. А значительные средства на модернизацию газовых скважин и применение современных технологий глубокого бурения опять бы попали не по назначению.

Частные фирмы, как правило, проходятся по верхам, оставляя на глубине значительные запасы газа. И снижение ренты должно стимулировать их к более тщательной разработке месторождений. Новый закон уравнял частные и государственные компании в этих расходах, поставив их в зависимость от глубины скважин, разведанных запасов и других специфических условий.

Своего рода оброком будут обложены и принадлежащие, в большинстве своем, олигархам облгазы, которые используют государственные коммунальные газовые сети для транспортировки этого энергоресурса.

Это только начало реформы в газовой сфере. Стоит задача разрушить монополию «Нефтегаза», облгазов и им подобных прокладок, жирующих на потребителях, и обеспечить прямой доступ всем другим поставщикам к закупкам голубого топлива. Чем больше их будет на рынке, тем дешевле станет газ для потребителей.

Нуждаются в решении и другие проблемы. Наверное, многие замечали, что в последнее время чайник у них стал закипать намного дольше, чем раньше. Специалисты считают, что это зависит от калорийности голубого топлива. Но попробуйте произвести необходимые замеры, и вы сразу натолкнетесь на бюрократические препоны. Во-первых, сертифицированных лабораторий в Украине считанное количество, а во-вторых, нынешние газовые монополисты отнюдь не заинтересованы информировать людей о качестве газа. Известно, что один кубометр этого энергоресурса в Дании составляет около четырнадцати калорий, в других странах ЕС – девять-десять калорий. В Украине же этот показатель едва превышает восемь калорий. Наверное, потому и чайники у нас так долго не закипают. Однако же счета потребителям выставляются в так называемых европейских ценах. А почему газ у нас недостаточной калорийности? Возможно, его, как и бензин, уже научились как-то «разбодяживать». А возможно, качество теряется при транспортировке. Создание рынка газа должно устранить эту проблему. Потребитель сможет требовать от поставщиков высококачественного топлива, а тот, в свою очередь, сможет закупать его без посредников и при наличии соответствующего сертификата качества.

Пока же газовую сферу у нас, образно говоря, трясет. На днях произошла крупная авария на одном из месторождений Полтавской области. В том же регионе зафиксирован и факт рейдерства, когда неустановленные пока лица требовали от государственного предприятия «уступить» им разработку скважин. Это еще раз говорит о том, что газодобыча и реализация голубого топлива весьма доходное дело. И важно, чтобы оно совершалось чистыми руками, без так называемой коррупционной составляющей.      




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.