Гамлетовский вопрос, в смысле быть или не быть, – это ведь не только вопрос жизни – не жизни конкретного человека. Он философский и вечный, он – обо всем и обо всех… И ответить на него можно по-разному, в том числе, и в трендовом ныне виде – сдачи теста.
Если хотите, то Украина сейчас и сдает такой тест – тест на культурность, испытания на культуру государства и нации. Я – о законопроекте «О государственной поддержке кинематографии в Украине». Многострадальном, надо сказать, законопроекте, пережившем несколько обобщений, соединений, обсуждений и… переносов рассмотрения в сессионном зале Верховной Рады. Процесс растянулся во времени, начиная с июля, но проект № 3081-д не стал объектом внимания народных избранников ни в ноябре, ни в декабре. Может, хоть под занавес уходящего года, 22 декабря, дойдут до него депутатские руки. И головы.
А ведь еще летом стало известно, что правительство и Госкино после обсуждений с профессионалами киноиндустрии решили отказаться от идеи введения сбора на поддержку украинского кинопроизводства. С подобной инициативой внедрений польской (или французской) модели выступал тогда народный депутат Николай Княжицкий, написавший законопроект, согласно которому финансировать отечественное кино государство должно было за счет специального сбора с кинодистрибьюторов, провайдеров и телеканалов. Законопроект был, в целом, неоднозначно воспринят общественностью.
Что-то и не припоминаю отечественных фильмов в кинопрокате за последние лет 15-20… А есть ли оно, украинское кино?
Собственно за ответом на этот и иные вопросы из философского сериала «Быть или не быть, есть или не есть украинское кино и есть ли у него перспектива?» лучше обратиться к профессионалам. Таким, как – председатель правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Зверев.
– Андрей Вадимович, ЧАО – это не от итальянского слова, в смысле «пока» или «до свидания». Вы возглавляете Частное акционерное общество «Одесская киностудия» – одну из немногих в стране, имеющую уникальную историю. А что в ее настоящем?
– В суверенной Украине есть, скажем, так, полторы государственные киностудии: на 100%
киевская студия имени Довженко и 50% плюс одна акция принадлежит государству на Одесской киностудии. Наша студия – это уникальный проект государственно-частного партнерства. Насколько он успешен – покажет время. На Одесской киностудии очень длительное время не только не снимались фильмы собственного производства, но даже не обслуживались киносъемочные группы, поскольку техническая база была недостаточной.
С 2012 года начались позитивные изменения: разработан план вывода студии из системного кризиса, в котором она находилась – были долги по коммунальным платежам, налогам, зарплате сотрудникам. Первый шаг был сделан для того, чтобы восстановить ее платежеспособность и не просто содержаться акционерами, а самостоятельно зарабатывать. Для этого было принято решение сначала восстановить инфраструктуру студии. На это мы и направили наши усилия на протяжении полутора лет работы – весь 2013-й и частично 2014-й год. Теперь съемочные группы получают возможность использовать техническую базу студии – это очень важно. Только восстановление инфраструктуры для съемок дает возможность снимать фильмы. Мы хотели сделать киностудию самоокупаемым предприятием. Мировая практика показывает, что ведущие студии мира – это производственные площадки, фабрики кино.
Одесская киностудия располагает багажом, который может обеспечить съемочный процесс.
Мы имеем арсенал, не подверженный быстрому моральному старению, в частности, осветительное оборудование, съемочные тележки, костюмы, оружие…
У нас сохранились прекрасные кадры, работающие высокопрофессионально. К нам возвращаются целые кинематографические династии – это очень важно! Мы занимаемся и молодыми кадрами – инициировали совместную работу с Национальным университетом имени Карпенко-Карого по подготовке режиссеров: молодежь проходит подготовительные курсы, мы готовимся к открытию высших режиссерских курсов, кооперируемся с западными партнерами. Вот немецкие коллеги профинансировали наших молодых режиссеров, которые получили возможность снять 6 короткометражных фильмов на антикоррупционную тематику. В их создании видим свой вклад в борьбу с одним из самых страшных зол Украины.
Правда, западные партнеры не очень торопятся ехать сюда, хотя и очень хотят у нас снимать. У них есть понимание того, что даже при отсутствии государственной поддержки украинского кино им работать здесь очень выгодно: профессионалы у нас есть и затраты весьма приемлемые.
– Кстати о поддержке. Ощущаете ли сильную государственную руку?
– До 2013 года Одесская киностудия ни разу не подавала документы на оказание поддержки государством. Однако за последние два года мы подали 11 заявок на выделение нам финансирования. И ни разу его не получили, хотя показывали свои возможности в творческом плане! В этих условиях мы заключали контракты с компаниями, которые могут стать партнерами в производстве фильмов. На следующий год уже подписали три.
В партнерстве с серьезными частными кинопроизводителями у нашей студии есть проект «Доктор». Это полнометражная лента, действие которой происходит на территории Украины, Турции и Грузии, мы ищем творческих партнеров в этих странах.
Но мы прекрасно понимаем, что без государственной поддержки отечественного кинематографа сдвинуть его с мертвой точки практически невозможно! Государство должно заниматься формированием мировоззрения своих граждан, их миропонимания и мироощущения. В этом сложном процессе гражданского воспитания одну из главных ролей играют искусство и литература. И в советские времена государство это прекрасно понимало! Потому и существовал государственный заказ на производство полнометражных и телевизионных фильмов. И деньги под него выделялись. В советское время в отечественном кино сложилась уникальная ситуация: в нем не было людей профессии, которая есть во всех кинопроизводствах мира – продюсеров. Такую работу, исправно выделяя средства на съемочный процесс, выполняло государство. С переходом в новые политические и экономические реалии эта функция государством не выполняется. Я глубоко убежден, что есть два направления отечественного кинематографа, которые однозначно должны поддерживаться государством – это детское кино и кинодебют. Если государство и меценаты поддержат их, значит, они будут развиваться! Но на сегодня в Украине совершенно не уделяется внимание, не выделяются средства ни одной из двух киностудий! Уверен, что ситуацию должно и можно изменить. Законопроект, который, 22 декабря будет вынесен на рассмотрение депутатов Верховной Рады, появился в результате не только осмысления в профильном комитете парламента сути происходящего в украинской киноиндустрии, но и с учетом мнений кинопроизводителей. Мы надеемся, что это мнение будет услышано. Мы понимаем, что в законопроект внесены лучшие, прогрессивные нормы из отечественной и мировой практики, и у украинского кино есть путь развития.
– И каков же он?
– Как профессионал, общающийся с зарубежными партнерами, абсолютно уверен, что у отечественного кинематографа есть один единственный путь развития – ко-продакшн – кооперация с другими производителями. Весь мировой опыт служит тому подтверждением. Те же французы, к примеру, снимают фильмы, которые смотрят по всему Евросоюзу и таким образом не только окупают вложенные деньги, но и получают прибыль. Снимать фильмы только для внутреннего проката с коммерческой точки зрения означает, что они никогда не вернут в прокате вложенные в производство средства. В то же время снимать кино для европейцев мы не можем, так как не располагаем равными им финансовыми возможностями.
За небольшие деньги тоже можно снять кино, но оно будет, скорее, авторское, которое может удивить своей гениальной идеей, как тот же фильм «Племя». В нем раскрыта тема, к которой никто и никогда не подходил, и потому он произвел фурор в киномире. Но таких изюминок в кинопроизводстве встречается не так много и не так часто!
Необходимо снимать кино, которое будет востребовано не только у нас, а и в Европе.
Это станет одним из практических аспектов интеграции Украины в европейское культурное сообщество. К примеру, на Одесской киностудии есть очень серьезный проект фильма «Анна Ярославна – королева Франции». Сценарий, написанный Вадимом Костроменко, сейчас дорабатывается. Мы договариваемся о привлечении к работе французского автора исследования об необычайно интересной личности – дочери Ярослава Мудрого. Только кооперация творцов из наших двух государств даст возможность снять ленту, которая будет интересна зрителю и в Украине, и в европейских государствах.
– Вы убеждены, что в случае принятия законопроекта «О государственной поддержке кинематографии в Украине» эта идея реально материализуется?
– Безусловно! И не только она. В пример могу привести Мальту – маленький остров, который стал своеобразной кинематографической Меккой. Его пример, в принципе, может повторить Одесса. Наш город имеет такие же возможности. Но… Почему пока едут снимать кино на Мальту, а не к нам? Мальта, для того, чтобы избежать укоров в предвзятости, принимает всех и дает им возможность работать над фильмами, оплатив 100% стоимости предоставляемых для творческих групп услуг. В дальнейшем, если снятый фильм выходит в прокат и имеет хороший резонанс, специальная комиссия принимает решение о возврате 27% средств, затраченных на кинопроизводство на территории острова. Это отсекает недобросовестных бизнесменов, манипулирующих средствами и производящих некачественные фильмы. Эта же модель работает и в других государствах мира: страны Балтии и Грузия возвращают 20%, в Ирландии – 32%. В украинском законопроекте тоже содержится норма о возврате части средств, затраченных на кинопроизводство. И мы можем снимать кино. Чтобы показать, что киностудия может качественно работать, мы запустили собственный проект – сняли первую часть многосерийного фильма о зарождении Одессы.
И это очень важно! Выпасть из рынка кинопроизводства достаточно просто. Для этого достаточно ничего не делать. А вот войти в рынок очень тяжело. Стоимость возврата не поддается финансовому исчислению.
Зритель, прежде всего, ждет от нашей студии таких же классных работ, которыми она отличалась в прошлом. Я прекрасно отдаю отчет в том, что возвращаться на рынок и к зрителю нужно, даже творчески «спотыкаясь», но не растеряв, как мы и сделали, кадровый потенциал.
Осмысляя работу кинематографического рынка, я и мои коллеги уже понимаем, что одного закона, регламентирующего деятельность кинематографии в Украине, на самом деле мало.
Если государство заинтересовано в развитии киноискусства и киноиндустрии, то оно должно обеспечить свою поддержку с помощью мощной законодательной базы.
А ее, как таковой, нет вообще, у нас до сих пор нет и закона о меценатстве. А это, в том числе, говорит о том, насколько страна может считаться цивилизованной.
В этой связи вспоминается фраза премьера Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в период мировой войны в ответ на предложение найти деньги на военные нужды, сократив расходы на культуру. Сэр Уинстон высказался примерно так: «Если мы это сделаем, то что тогда будем защищать?».
Я твердо убежден, что с помощью культуры, и, в частности, хорошего кинематографа, можно достичь даже большего, чем военными действиями. Борьба за умы людей происходит не только на фронтах!
Но основная проблема кроется в том, что даже принятые законы следует исполнять. Мало принять законопроект по кинематографии. Его исполнение будет зависеть от наполнения бюджета государства. А наполнение казны у нас весьма проблематично…
Я думаю, что если государство Украина на сегодняшний день в силу объективных причин неспособно «воевать» на очень важном культурном «фронте», то следует переложить этот сегмент наполнения финансами на плечи меценатов. Патриоты будут участвовать в этом.
Еще один путь для финансирования кинопроизводства – копродукция (или совместное производство) даст возможность формировать съемочные группы, применять на площадке самые новые технологии и технику, которые развиваются семимильными шагами.
В этом, и только в этом – перспектива развития не только одесского, а и украинского кинематографа.
Надеюсь, что у Одесской киностудии и с турками, и с грузинами, и с французами, и с немцами в творческом отношении все сложится хорошо. Я оптимист по натуре, надеюсь и на то, что наши народные избранники, наконец, найдут время для рассмотрения очень важного для нашей же страны законопроекта.
P.S. Я тоже в данном случае оптимист. И потому хочу верить, что еще человек 240 таких же найдется в Верховной Раде при рассмотрении законопроекта «О государственной поддержке кинематографии в Украине». Качественное кино у нас будет! И наша страна успешно сдаст этот «тест на культуру».