В Подольском (прежде – Котовском) районе Одесчины обладающая полномочиями группа лиц дерзнула почти мирным бюрократическим путем уничтожить… районный совет – представительский орган местного «самоуправления», созданный согласно Конституции Украины и ЗУ «Про місцеве самоврядування в Україні» (ст. 10, 43)! Такая ликвидация – нонсенс, но грозит стать примером («прецедентом»), маня мнящих себя «магнатами» и возбужденных приближением старта торгов землями Украины. Ибо этот эксперимент не прерывают чины «вышестоящих» властных органов, о чем председатель Подольского райсовета Л. Н. Белоус (в обращении в редакцию «Слова») сообщает:
«Ми звертались до Президента України Петра Порошенка, прем'єр-мiнiстра України Володимира Гройсмана, голови Одеської обласної ради Урбанського A.I., голови Одеської обласної державної адмiнiстрацiї Стeпанова М. В…».
«Верхи» не помогают, а гонители райсовета «поясняют» свои деяния выборочными ссылками на угодные им цитаты закона («Про добровільне об’єднання територіальних громад») и ложно их трактуют. Так «дозрели» до умысла лишить аппарат неугодного им райсовета финансирования услуг в 2019 году, чтоб его депутаты и служащие сами «уволились».
Райсовет – облсовету: подайте денег на наше содержание...
До безденежья и попрошайничества довело Подольский райсовет попустительство нарушениям норм законодательства Украины. Часть депутатов этого «органа самоуправления» (поддавшись нахрапу засланного в Подольск «главой РГА» пришлого Р. Питака и иных оппонентов) опрометчиво уступили свои законные функции в сфере финансов – новосозданной Куяльницкой сельской «объединенной территориальной громаде» (ОТГ). В декабре 2017 года уступку оформили решением райсовета № 397-VII. А в «благодарность» – избранный главой той ОТГ С. Паламарчук организовал в январе 2018 года захват части админздания райсовета (находящегося – не на территории ОТГ), но кары избежал: покровительствовал Питак, которого лишь в сентябре с. г. по Указу П. Порошенко убрали из района из-за возмущения местных жителей его злоупотреблениями властью, в т. ч. в сфере землепользования. И 8 декабря с. г. (в период военного положения) Паламарчук «отвоевал» у райсовета зал заседаний, организовав взлом дверей. И опять не возымели действия жалобы на такое «рейдерство».
Но более нокаутирующий удар по «парламенту» района – отказ финансировать его работу в 2019 году из доходов ОТГ. И в райсовете вынужденно запросили финансовую помощь «старших коллег» из Одесского облсовета, заодно пожаловавшись президенту, премьер-министру и их наместнику в регионе главе ОГА. Сразу по четырем адресам «первых лиц» отправили 7 декабря «челобитное» обращение Подольского райсовета с такими пассажами:
«Після утворення однієї сільської ради на території Подільського району, Подільська районна рада передала повноваження згідно з діючим законодавством України новоутвореній громаді. Надходжень до районного бюджету не існує».
«...щодо фінансування районної ради на 2019 рік... між Подільською районною радою та Куяльницькою сільською радою склалися дуже напружені відносини і тому на позитивну відповідь ми не розраховуємо».
«...районна рада просить... зарезервувати кошти в обласному бюджеті на утримання виконавчого апарату Подільської районної ради у 2019 році. У разі виділення субвенції... Куяльницькою сільською радою, зарезервовані кошти обласна рада зможе перерозподілити».
«...необхідне... на законодавчому рівні вирішити... чи потрібні районні ради, а якщо потрібні, то хто їх повинен фінансувати, якщо всі доходи надходять до громади».
Похоже, отправители той «челобитной» слабо верят, что её получатели их услышат и уймут раж местечковых самоуправцев. И, очевидно, неадекватно поняты многими в Подольске функциональное назначение райсоветов и полномочия сторон данного конфликта. Хотя поддавшимся испугу или искушениям «магнатов» достаточно было осмыслить ключевые слова в текстах законов «Про місцеве самоврядування в Україні» и «Про добровільне об’єднання територіальних громад».
ЗУ не велят «распускать» райсоветы
В чем ошиблись депутаты Подольского райсовета и как им исправить недоразумение с передачей финансовых и прочих полномочий – подсказывает ЗУ «Про добровільне об’єднання територіальних громад». Там в ст. 8, п. 3 прописано:
«У разі об’єднання всіх територіальних громад одного району в одну об’єднану територіальну громаду все майно спільної власності територіальних громад такого району є комунальною власністю об’єднаної територіальної громади…».
На эту фразу ссылались вымогавшие передать руководству Куяльницкой сельской ОТГ все полномочия райсовета и общее («коммунальное») имущество жителей района, в т. ч. административное здание, расположенное в г. Подольске на улице Соборной. Но вымогатели «не замечают», что указанное условию (объединить все общины) не выполнено в Подольском районе, где существует не одна, а две территориальные общины: на пару с Куяльницкой ОТГ сохранена не фантомная, а реальная городская община Подольска (на её базе специалисты предлагали создать общерайонную ОТГ, как в соседней Балте).
Согласовывать интересы этих двух громад (даже при том, что Подольск – город областного значения и часть финансирования в его бюджет поступает напрямую из – областного) остается важной функцией райсовета. А делить вверенные ему учреждения и имущество можно лишь с согласия и с учетом интересов жителей райцентра (один из которых воцарен «сельским головой» Куяльницкой ОТГ). Спор тут – неуместен: это диктуют нормы ЗУ «Про місцеве самоврядування…». Там в статье 60 указано:
«Районні та обласні ради від імені територіальних громад сіл, селищ, міст здійснюють управління об'єктами їхньої спільної власності, що задовольняють спільні потреби територіальних громад».
По этой причине нельзя переподчинять «сельскому голове» Куяльника (село – на окраине Подольска) районное отделение государственного Пенсионного фонда или районное финансовое управление: в Куяльницкую ОТГ попали же не все жители района. Ошибочное прошлогоднее постановление № 397-VII депутатов Подольского райсовета им стоит самим и отменить (тем более, что в его «обосновании» нет реальных ссылок на конкретные нормы законов, якобы исполняемые предложенной новацией).
Сохранять полномочия райсовета нужно еще и потому, что отдельных общин в районе может стать больше. Ведь «вступившие» в ОТГ сохраняют право выделиться оттуда и даже обязаны это сделать, если их финансовая способность и качество оказания услуг своим жителям – ухудшатся в сравнении с ситуацией до отказа от самостоятельности. Это заявлено и в ЗУ «Про добровільне об’єднання…», где в разделе IV введена (в ЗУ «Про місцеве самоврядування…) следующая норма:
«Територіальні громади села, селища, міста, що добровільно об’єдналися в одну територіальну громаду, можуть вийти із складу об’єднаної територіальної громади…».
Веским мотивом для выхода общин других сел из подчинения Куяльницкому голове могут стать не только инициативы 1/3 их жителей или новых старост, но и сомнения в легитимности решений о создании Куяльницкой ОТГ, принятых с «хвостом» злостных нарушений закона.
ОТГ с дырой в центре – «яма» для дерибана бюджетных средств?
«Куяльницкая ОТГ» имеют очень спорную конфигурацию своей территории: почти все земли района, кроме… райцентра. И выглядит это на схемах землеустройства и «перспективном плане формирования территорий общин», как подобие пирога с дырой в центре. Против такой новации однозначно возражала куратор создания ОТГ на Одесчине – директор «Одесского Центра развития местного самоуправления» Ю. Молодожен. Ведь «гениальный» изыск создать Куяльницкой ОТГ анклав из земель Подольска не вписывается в «основные условия», указанные в ст. 4 ЗУ «Про добровільне об’єднання…»:
«територія об’єднаної територіальної громади має бути нерозривною…».
«Дыра» в центре владений Куяльницкой ОТГ не только не эстетична, но и провоцирует хозяйственный спор. Ведь ездящие (в т. ч. на грузовой технике) из/в село Куяльник, находящееся на околице Подольска, используют и изнашивают автодороги и иную инфраструктуру райцентра, а денег на их ремонты Куяльницкий «голова» не дает. Получается такая ОТГ-«пирог» – не самодостаточной, а паразитической, вопреки условиям, требуемым в ст. 2 ЗУ «Про добровільне об’єднання…»:
«Добровільне об’єднання територіальних громад сіл, селищ, міст здійснюється з дотриманням таких принципів:… 3) економічної ефективності;… 7) відповідальності.
Но дельцы, заинтересованные «слить» самоуправление всех сел района под контроль одной конторы (с одной печатью и одним подписантом документов, включая жизненно важные для земляков) игнорировали и замалчивали, что нарушают «базовый» в данной сфере ЗУ и профанируют идею укрупнить дотационные общины (выживающие за счет дотаций извне). Острый дефицит экономической «спроможності» Куяльницкой ОТГ подтвердили своими решениями и областные власти: «вбухали» в 2018 году в развитие инфраструктуры этого новообразования наибольшие суммы дотаций.
Согласно официальным данным, из общего бюджета населения Одесской области в бюджет ОТГ, возглавляемой С. Паламарчуком, было даровано (как «инфраструктурная субвенция ОТГ») 13,044 млн. грн.. Это на треть больше, чем в соседнем Балтском районе потребовалось общерайонной ОТГ и близко сумме, которую пришлось инвестировать в становление восьми других ОТГ вместе взятых (Авангардовской, Беляевской, Березовской, Затишанской, Новокальчевской, Розквитовской, Тузловской, Цебриковской), хотя живущих там жителей области существенно больше, чем в Куяльницкой ОТГ. Недешево обходится налогоплательщикам региона сотворение «чуда»: ОТГ, разрываемая райцентром. И местные правдоборцы, ища мотивы организаторов, установили ряд фактов завышения цен при закупке мебели для «конторы» этой ОТГ, при замене окон в ряде тамошних школ (меняли даже металлопластиковые окна с малым износом) и по другим назначениям, включая «ремонты дорог» (где качество работ и реальные затраты материалов – сложно проверить).
Странноват факт, что центром принятия решений для всех сел района, включая те, где проживают 2-3 тысячи человек, выбрали Куяльник с населением менее 745 человек. И очевидно, что оборот средств через центральную бухгалтерию Куяльницкой ОТГ отнюдь не снижает риск коррупционных схем в сравнении с прежней системой финансирования непосредственно через сельсоветы, упраздненные – якобы «добровольно».
Не всегда прав «голова» Паламарчук
Дерзнувший ополчиться против райсовета «сельский голова» Паламарчук преуспел не только в сменах партийных «ниш» (до связи с БПП прошел через СПУ, «Фронт змин»), но и в смелых нарушениях законов. В должности главы РГА был он крут и удачлив в 2005 – 2009 годах не меньше заезжего Р. Питака, пока не «погорел» на взятке: был задержан оперативниками СБУ при получении мзды на крупную сумму ($5000 – по данным компетентных источников). Эти «заслуги» учли помогшие С. Паламарчуку стать «сельским головой». Свое влияние на этого «предводителя селянства» не скрывал, например, уже удаленный из района чиновник Р. Питак.
В еще менее вольное положение угодили старосты и жители других сел, подчинившись этому «голове», подвешенному историей поимки на взятке. Это скандально вскрылось на первой же сессии Куяльницкой ОТГ (в ноябре 2017 года), где присутствовавшие депутаты Одесского облсовета В. Зуев и А. Карауш заметили и указали, что «регламент» (официальный порядок проведения сессий и других процедур), впариваемый новоизбранным депутатам этой ОТГ, противоречит законодательству Украины! А допущенные при этом «упущения» имеют признаки... мошенничества.
Например, принимать решения предлагалось исключительно посредством электронной системы голосования, которой... нет ни у Куяльницкого сельсовета, ни у других присоединенных к нему сельских общин. Как же учитывать результаты голосований депутатов такого «сельсовета»? И кому нужны их «постановления», которые легко можно признать в суде – «никчемными»?
Вопреки Конституции Украины ввели «норму», ограничить депутатам ОТГ возможность оспаривать те или иные обсуждаемые вопросы «правом» выступать с речами на заседаниях по одной теме – лишь один (1) раз. Но это не касается «головы», который всегда вправе в «заключительном слове» объявить аргументы оппонентов – «ерундой» и по-чапаевски «умозаключить»: теперь слушайте, как будем делать...
Еще более издевательский лимит придуман для представителей СМИ и прочих «гостей» (из облсовета, например), желающих присутствовать (как свидетели) на заседаниях депутатов и исполкома этой ОТГ. В ее регламенте прописали «норму» допускать на заседания «посторонних» – в количестве, не большем, чем окажется… свободных сидячих мест (т. е. мебели) в помещении для совещаний! Это вопиюще нарушает не только предписанный в ЗУ «Про добровільне об’єднання…» принцип «прозрачности», но и претендует на квалификацию «препятствование деятельности СМИ», что является криминальным деянием.
Зато в регламенте предложили (и это введено в режим работ ОТГ) дать поблажку… партийным меньшинствам: правами «фракции» наделяют группу депутатов минимальным числом не три человека (как обязывает ЗУ «О статусе депутатов местных советов»), а лишь – два. Разгадку этой новации знающие «просекли» в том, что в первый состав этой ОТГ селяне района избрали лишь двух депутатов от БПП и чтобы через них проводить влияние этой «президентской» партии на подольских депутатов власть имущие удумали такую аппаратную «хитрость».
Не удивительно, что эти и ряд других сомнительных новаций самоуправства их авторы утаивали (до последней возможности) даже от новоизбранных депутатов ОТГ. Последних психологически подавляли новоизбранный сельским головой Паламарчук и «группа поддержки» во главе с прибывшим на сессию депутатом Верховной Рады А. Гончаренко. Общими усилиями они убедили новоизбранных депутатов ОТГ, будто регламент с противозаконными «изысками» годится без внесения исправлений и можно голосовать за его «утверждение» (пока прокуратура не усмотрит эти изъяны). Уверяя в этом, пан Паламарчук заявил, что, «ничего страшного в этом нет»: мол, любые противоречия с законом можно будет исправить потом (может быть… если приспичит).
А исправили ли хоть как-то отмеченные выше нарушения – рядовые «общинники» этой ОТГ не знают до сих пор: даже после запуска (за средства бюджета) интернет-сайта этой «общины» там не публикуют (среди официальных документов и в иных разделах) ни текст Устава ОТГ, ни регламент заседаний ее «сельсовета». Нет там и большинства «учредительных документов», включая постановления «самоликвидировавшихся» сельсоветов сел, подчиненных Куяльницкому «голове». Поэтому в деле «прозрачности» принятия куяльницкими чинами решений о распределении (общих) средств, работе «коммунальных» служб и т. д. ситуация для отдаленных сельских общин района не улучшилась, а наоборот – произошел «откат» к не лучшим временам панского произвола и обманов.
Показательно, что депутаты ОТГ на своей четвертой сессии без ропота и каких-либо совещаний с избирателями поддержали «прогрессивный» почин С. Паламарчука назначить себе ежемесячные «премии» (независимо от хода дел в ОТГ) и прочие доплаты (как госслужащему 5-го ранга), повысив официальное жалованье из бюджета ОТГ до 25 тысяч гривен (сумма, недосягаемая даже для многих руководителей в Одесской ОГА и органах прокуратуры)…
Некоторой помехой превращению бывших «котовчан» в послушную массу молчунов и терпил пока остается наличие в районе депутатского корпуса райсовета: он – не только «сдерживающий фактор», но и альтернатива в учете и перераспределении финансовых потоков между бюджетами разных территориальных общин района. И это – причина «войны», которую этот «сельский голова» второй год ведет против нежелательных свидетелей и контролеров, держащих «оборону» в Подольске на улице Соборной, 105.
P.S. Режим самоуправства, установленный ныне для подольских селян далек от «самоуправления громад» и «правового государства», но не дозрел до халифата или паханата, пребывая в пограничном состоянии «анархии». Её длительность вынуждает признать это – режимом «анархата»: он не предусмотрен ЗУ, но на практике обедняет и угнетает половину жителей района.