Інформація до новини
13-12-2016, 09:46

Воспитать любовью

Категорія: Слово пастиря


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Воспитать любовьюВо все времена основой социально и духовно здорового общества является отношения к детям и престарелым, поэтому выбор темы автором данной статья неслучаен, тем более что 19 декабря день Святителя Николая, и мы почему-то верим, что каждое сердце православного человека встрепенется и откликнется на призыв о помощи. Ведь вопиющей бедой современного общества стало сиротство особенно при живых родителях. Тысячи брошенных детей, наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, что свидетельствуют о глубоком оскудении любви в обществе. К сожалению, сердца черствеют, любовь оскудевает, несмотря на то, что Священное Писание пронизано призывом к состраданию и милосердию. Сегодня многие предпочитают завести домашнее животное, а не содержать ребенка, дать ему образование и воспитать христианином. Как-то Митрополит Антоний Сурожский сказал, - мы должны стать в жизни между бедой и человеком, даже незнакомым, о котором мы ничего не знаем, только за то, что он есть и что ему нужна наша помощь. Сколько еще дети будут страдать от нашего невнимания, эгоизма и равнодушия? Ведь «...бездомные дети нуждаются просто в элементарном внимании, а не в духовном надзоре, в собеседнике, а не в законоучителе, в друге, а не в шефстве. Любовь в ребенке раскрывается как цветок, когда он видит в тебе старшего брата, а не просто воспитателя»[1].

Современное положение детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, выглядит устрашающе. С каждым годом сирот становиться все больше и больше. Государство не знает, что делать с детской беспризорностью, преступностью и как решить вопрос сиротства при живых родителях. Мы можем потерять целое поколение детских душ, если сегодня не откликнемся на их проблемы, если будем отворачиваться или закрывать глаза, проходя мимо брошенных детей. Не реагировать на ситуацию, не привлекать к проблеме тех, кто желает, но не знает, как и чем помочь. Выстраивая свою жизнь в соответствии с Божественными заповедями о любви, нельзя не сострадать. Господь дарит милосердное сердце, и уже оставаться равнодушным невозможно.

Воспитать любовьюПо данным Генеральной прокуратуры, 10% выпускников государственных детских домов кончают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, 40% - наркоманами и алкоголиками и только 10% находят достойное место в жизни. Приведем размышления из жизни бывшего воспитанника, а сегодня директора детского дома: «В редких случаях, - говорит он, -  человеку, выросшему в детском доме, удается устроиться в жизни. Из двенадцати моих сверстников, только двое остались в живых. Кто погиб в драке, кто повесился, кто утонул в пьяном угаре, кто спился, кто сгинул в тюрьме. Особенно печально складываются судьбы девочек. Как правило, они становятся матерями - одиночками, или, родив ребенка, вновь сдают их в детский дом. Часто их используют, или они спиваются. Детский дом - это гибельное место. Детдомовский ребенок никогда, пожалуй, не сможет избавиться от той системы, в которой он был воспитан»[2].

Конечно, такой старт характерен не для всех. Не всегда все бывает так плохо. Пример преподобного Филиппа Череповецкого (+1527), который рос сиротой и стал святым, свидетельствует о том, что отсутствие родителей - это еще не повод к унынию, аморальному образу жизни. При этом святой Иоанн Златоуст говорит: «Давайте же не будем беспечно взирать на блуждание юной души по лабиринтам нашей запутанной жизни, где много ложных входов и выходов. Рискуем!  Душа человека может так никогда и не выйти на Свет Божий. Мы должны ей помочь найти путь истинного Света, истинного Добра и истинной Любви, без которых невозможно само существование человечества»[3].

Хотелось бы привести и другой пример, который рассказал бывший воспитанник детдома: "С возрастом, сравнивая все учреждения и дома, в которых мне приходилось побывать, я понял, что храм в этом смысле - самое лучшее, светлое и радостное место. Мне кажется, чем больше будет церквей, тем больше шансов у ребенка соприкоснуться с церковной жизнью, ведь в современном детдоме ребенку о Боге не расскажут. Пусть в его жизни потом будут черные двери и подъезды, недобрые люди, но в самую тяжелую минуту, может быть, он вспомнит об этом светлом мгновении. Вера - это единственная, спасительная соломинка для сиротской души»[4]. Протоиерей Василий Зеньковский, говорил:  «Простейшая и изначальная форма религиозного опыта, присуща всем детям». Значит, необходимо постепенно помогать им накапливать этот  опыт, чтобы соприкоснувшись со святыней, они почувствовали  благодать и стремились бы  ее стяжать.  Храм всегда являлся сердцем, смыслообразующим центром. Бывает, что при приютах есть храм,  где дети молятся. Хорошо бы  научить  ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях.[5] Бывает, что дети часто посещают церковь и при этом внутренне противятся и отвергают благодать. Что делать? В таком случае лучше ребенку объяснить, что Богу не нужны наши молитвы, молитвы нужны нам. И что Господь не заставляет никого покланяться и служить Ему. Бог даровал человеку бесценный дар — свободу! И если бы Бог хотел, чтобы Его любили и Ему поклонялись, Он бы мог запрограммировать нас как компьютерную программу, но Он поступил иначе. Господь предоставляет нам свободу выбора между добром и злом, и чью  сторону  мы предпочтем,  зависит от нас.

 Когда мы говорим с совсем маленькими детьми о Св. Причастии, они могут негативно реагировать на выражение "Тело и Кровь Христовы". Безусловно, ни в коем случае не должно отрицать, что мы приемлем Христовы Тело и Кровь, но иногда наши "объяснения" только вызывают в детском воображении мясо и кости, и они чувствуют отвращение. Поэтому есть иной способ объяснения, подходящий для любого возраста. Сначала надо узнать у детей,  любят ли они кого-нибудь. Обычно это родители, даже если и очень плохи, но их собственные, или еще кто-нибудь. Главное,  подняв вопрос о любви, подвести их к тому, что дарит эту любовь Господь, Которого мы и принимаем, чтобы быть Как Он — Любвеобильным, Всепрощающим, Бессмертным и т.д. Затронув бессмертие, можно вызвать еще ряд вопросов, но отвечать на них нужно по порядку и с учетом детской психологии, возраста. Надо научить  сироту  понимать то, что все могут  отвернуться от него, что люди могут его не любить. Люди, но не Бог. Он есть любовь, Он очень любит детей и дарит Себя им, призывает соединиться с Ним, чтобы человек был счастлив.

Из приведенных примеров видно, что судьбы у всех детей разные и что каждый ребенок нуждается в семье. Семья - это школа любви. Когда институт семьи будет крепок, общество будет процветать. Когда он слаб и болен - общество нестабильно и нездорово. Семья освящается Самим Богом. Потеря семьи - тяжелейшая травма в жизни любого человека, которая оставляет глубокую рану в его душе и коренным образом меняет его судьбу и отношение к окружающему миру. Остановить набирающий обороты кризис можно только с помощью Православной Церкви. За прошедшие советские десятилетия в результате страшных кровавых гонений  все церковные структуры, направленные на социальную работу и, вообще, внешнюю церковную активность, были разрушены. Церкви было запрещено проявлять какую-либо общественную инициативу. В результате наша Церковь вынуждена сейчас все строить заново. С превеликой радостью и почтением мы можем засвидетельствовать, что в Одесской Епархии благодаря чуткому сердцу Нашего Владыки Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на протяжении уже многих лет весьма активно ведется пастырско-попечительская деятельность о подобных детях.

У  святителя  Иоанна  Златоуста  есть  суждение по этому вопросу, которое может помочь человеку расставить свои жизненные приоритеты: "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия".[6] Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, —  и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.[7] Необходимо помнить, что « самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим временем часто решается судьба человека не только на всю на­стоящую жизнь, но и на всю вечность. Поэтому необходимо принимать деятельное участие в воспитании  детей оставшихся без родителей или их попечения».[8]

Очень  полезны современному человеку советы протоиерея Василия Зеньковского, замечательного богослова и психолога, который писал: «Юноша активно ищет авторитет, с которым можно поговорить откровенно».[9] В это время взрослому дарована возможность стать другом и советником юноше прежде всего в тех вопросах, на которые самостоятельно молодой человек ответить не может. Священнослужитель, православный «педагог»[10] и просто человек,  «с живой деятельной верой и любовью, знанием и интуицией»,[11] при общении с детьми  сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должен руководствоваться следующими принципами:

1 Принцип человеколюбия (гуманизма). Без любви к детям нельзя заниматься пастырско-педагогической деятельностью! «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью…» (Еф.4.2). Воспитать любовьюКак правило, дети безошибочно определяют, искренне ли к ним относятся». Любовь – это фундамент, без которого любое созидание напрасно. Без любви отношения становятся лицемерными, формальными, неискренними. Любовь, пожалуй, самый основной принцип, из которого вытекают все остальные.  Ребенок,  почувствовав, что взрослый его любит, навсегда запомнит этого человека. Будет прислушиваться к его словам, подражать его поступкам, искать в нем защиту и опору. Православие — это не система, это жизнь в любви. Когда мы начинаем совершать воспитание в любви, то оно как раз  и получается православным.

"Ничто не бывает столь поучительно, как сие; любить и быть любимым" говорит Свят. Иоанн Златоуст. Самые лучшие учителя –  это те, которые в хороших отношениях с детьми. Дети часто готовы принять вполне категоричный ответ от того взрослого, чью любовь чувствуют и чьему мнению научились доверять. Ребенок, которого любят,  чувствует свою защищенность, быстрее развивается и адаптируется, он  менее депрессивен и агрессивен.

Вспомнить Серафима Саровского, который очень любил детей и играл с ними. С детьми старец обходился как дитя, так что детям казалось, что и он — дитя.[12] Вспомним, как «преп. Сергий Радонежский, признавая важ­ность игрушки для ребенка, собственноручно делал игрушки для детей крестьян. Самое главное с такими детьми, не раз обманутыми взрослыми, — заставить их в тебя поверить и увлечь. И тогда для них самое страшное — это подвести уважаемого человека. Надо относиться к ним, как к собственным детям — справедливо — и любить их. К каждому подыскивать свой ключик. Ребенка обмануть нельзя, он сразу чувствует фальшь. Ребенокмаленький психолог и с ним  надо быть искренним. Помимо этого, надо постоянно помнить, что являешься для ребенка зеркалом  его поведения.

Для ребенка вполне естественно проводить время в играх, поскольку в игре он развивается. Им обязательно нужно позволять играть. Наше пренебрежение этим аспектом их жизни может привести к тому, что они либо погрузятся в мирскую круговерть и поплывут по течению, либо почувствуют себя ущемленными и взбунтуются. Детям хочется смеяться, бегать, шалить. Христианин, если для тебя жизнь — кладбище, позволь детям в ней видеть лужайку! Православие – это не система запретов. Тем более не должно быть оно таковым для ребенка. Запреты  необходимы, но не должно быть такого: раз я православный, значит тебе, ребенок, не надо тратить время на игры, разговоры  и прочее, а взять в руки акафистник, положить 100  поклонов, мол  – это и будет твоей зарядкой и православным времяпровождением. Подобный подход в воспитании в корне неверен. Если захотеть оттолкнуть ребенка от православия, то способ выбран правильно.

Иногда в Житиях Святых мы читаем о том, что они, будучи еще детьми, не любили детских игр, а предпочитали проводить время в молитве и чтении духовных книг. И бывает, что, глядя на детей, мы огорчаемся их сравнительному "обмирщению". Но не у всех святых бывали очень необычными годы детства. Нельзя заставить их силой соответствовать нереальному образцу, чтобы нам не пришлось отвечать за их бунт, или, что хуже, за их психическое расстройство.

Св. Иоанн Златоуст, говоря о научении детей, указал на то, что «…все заключается в личном примере».[13] Необходимо помнить это и не быть соблазном.  Бывает, что кто-то ссорится. Не должно быть ссор, особенно в присутствии детей. А уж если вас заметили ссорящимися, пусть видят вас и помирившимися. Дети  должны видеть нашу искреннюю заинтересованность во всем, что они делают и думают. Дети должны быть слишком заняты, чтобы им не хватало времени на вредные развлечения. Нужно осознать, что для наших детей сам факт быть православным уже является подвигом.  Многих дразнят в школе за одно только хождение в церковь, или за то, что не сквернасловят, или за то, что они "не имеют опыта" в отношениях с другим полом, ставшего уже общепринятыми. Не преподносите Православие как нечто негативное, но —  как жизнь истинную.  Дети, обидевшись на верующих взрослых, автоматически  могут обидеться на Христа и Его  Церковь.

2 Принцип индивидуального подхода. Из Священного писания мы видим, что:  «…к каждому человеку Христос обращается на его языке, учитывая его уровень духовного развития, … и не было двух человек, которым бы Он открылся одинаково».[14] К каждому ребенку должен быть подход индивидуальный. Ап. Павел пользовался этим принципом: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские...» (1 Кор. 3, 1–3). Если не воспринимать ребенка как личность, как образ и подобие Божие, то вряд ли поймешь, вникнешь в его проблемы, будешь вместе с ним их переживать. Подросткам нужен настоящий диалог. Дети должны чувствовать, что они могут спокойно высказать все: вопросы, сомнения, критику, точки зрения,  а самое главное — почувствовать, что их понимают. Хорошо ребенку предложить иметь советником в своей жизни  духовника, который всегда поможет, выслушает, не предаст и т.д., чтобы ребенок научился свободно разговаривать со священнослужителем обо всем, что его беспокоит, не бояться его, что он будет укорять и насмехаться. Взрослые должны рассказывать детям о том, кто такие священнослужители, чем они занимаются и чем конкретно могут помочь каждому ребенку.

3 Принцип уважения личности ребенка. Внимание любят все, но дети, у которых нет родителей, нуждаются в нем гораздо сильнее.  Нельзя им не уделять внимания, иначе дети могут поступать очень плохо с одной целью — обратить на себя внимание. Если мы не будем внимательны к ребенку, то он найдет себе человека на стороне, лишь бы почувствовать, что он кому-то нужен. От нас требуется постоянное участие в жизни детей, и это, может быть, самое трудное для внутреннего мира самого педагога. Разговаривая с детьми, следует слушать о всех сторонах их жизни. Естественно дети могут перебивать когда им вздумается и требовать к себе внимания, поскольку эти дети особенные, не будем забывать, что они оставлены родителями. У них нарушена психика, у многих занижена самооценка, и если обычный ребенок требует внимания, то что говорить о сироте.  Непременно нужно находить время  на беседу и просто выслушивание проблем детей. Даже когда мы заняты, надо прислушаться: не почувствуем ли мы, что вот этот вопрос этого малыша достаточно серьезен, чтобы отложить свое занятие, т.к. возможность ответить на него может больше никогда не представится.

Однажды к преп. Серафиму Саровскому пришла женщи­на с маленьким ребенком. Пока преподобный разговаривал с матерью, ребенок начал бегать и резвиться. Мать хотела запретить ему, но препо­добный остановил ее: «Оставь, — сказал он ей ти­хо, — с ним Ангел-Хранитель играет».[15] Еще один положительный пример пастырско-педагогической деятельности являет нам св. Иоанн Кронштадтский. Он обращался  к детям, называя их: «любезные детки, дорогие, бесценные дети Отца Небесного».[16] Он очень любил детей и говорил, что «дело воспитания и обучения «великое и трудное». 

5  Принцип честности, искренности в отношениях.  У детей-сирот,  оставшихся без попечения родителей, очень хорошо развита память на обещания, которые дают взрослые. Если взрослый что-то пообещал ребенку, то надо обязательно выполнить. Его нельзя подводить, у него на тебя вся надежда. С ним надо быть честным и в случае объяснения  каких-либо трудных, серьезных вопросов. Если не быть честным, то можно потерять доверие ребенка навсегда. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф.7,12). Если ребенок прерывает беседу двух взрослых, у него можно попросить прощения и предложить закончить разговор пообещав, что освободившись, обязательно уделишь ему внимание. И обязательно выполнить обещание. Обычно ребенок реагирует на такое поведение адекватно, но удивляется, как это взрослый вдруг просит у него прощения за то, что он прервал их беседу, и меняется на глазах.

Учитель древности Ориген, руководствуясь научными данными своего времени, говорил, что «жемчужина образуется в море от взаимодействия молнии с водой».[17]  Так, если под молнией понимать живое слово,  произносимое священнослужителем, приправленное «энергией», т.е. благодатью, направленное на ребенка, то из него может получиться жемчужина,  которая будет сохранять свои свойства, полученные при формировании нравственной личности ребенка, на протяжении всей жизни. И, глядя на нее, другие будут радоваться.

Для подростков важно, чтобы они чувствовали к себе серьезное отношение, как к  взрослым. Яркое описание такого любвеобильного пастыря дает в своих воспоминаниях митрополит Антоний (Блюм). «У него хватало любви на всех. Он не любил нас в ответ на предложенную ему любовь, ласку, он не любил нас в награду за то, что мы были «хорошие», или послушные, или там что-нибудь в этом роде. У него просто была через край сердца изливающаяся любовь. Каждый мог получить ее всю...».[18]

6 Принцип открытости и доверия. Открытость помогает  расположить к себе особенно тех, кто вследствие уже искалеченной жизни закрыт для диалога. Для этого необходимо самому быть открытым, в противном случае диалог может не получиться  или он будет нести формальный характер. А также пастырь-педагог должен уметь доверять даже последним врунам. И дети, видя это доверие, будут меняться на глазах. Одна женщина, работающая  с подростками, лишенными родительского попечения, заметила, что ее воспитанник выпил спиртное и спросила его:  пил ли он? Тот ответил, что не пил. Тогда она сказала, что доверяет ему и что при любых обстоятельствах будет верить ему. На следующий день 16 - летний парень пришел и зарыдал у нее на глазах, раскаиваясь в том, что вчера соврал. Доверие эффективнее, чем недоверие.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней запечатлишь, то и останется. Святой Димитрий Ростовский говорит: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит,— …то и останется на ней. Личный пример наставника всегда … является самым необходимым средством и способом воздействия»[19] на детей. Древний афоризм гласит: «Длинен и малополезен путь наставления, короток и действителен путь примера». [20]

Бывает одной секунды достаточно, чтобы что-то в человеке повернулось, неважно, что было сказано и сколько. А бывает –  год может пройти. Тут дело даже не в профессионализме работы с этими детьми, с ними конечно, должны работать верующие люди. Надо работать со своей душой, чтобы вытянуть ребенка… ни одно доброе слово, ни одна добрая мысль, чувство, взгляд, жест, знак воспитателя не исчезнет, не пропадет. Где-то, в какой-то момент это либо остановит этого ребенка, либо утешит, либо спасет, либо поможет преобразиться.

Так что из всех принципов пастырско-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно выделить один, самый главный, без которого ни один принцип не будет эффективен. Это принцип человеколюбия. Бог учит нас сострадать немощам ближних: подавать руку помощи, уделять внимание, сочувствовать человеку в горе и беде, быть рядом: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12,15) – призывает ап. Павел. Если пастырскую деятельность как милосердное служение ближнему назвать одним словом, то этим словом будет  – Любовь. «Любовь в должном ее направлении — любовь к Богу и любовь к ближнему — составляет душу нашей религии» (Мф.22,37-39). [21]

Не будем наивными и обольщаться, надеясь, что дети в детских домах и приютах без нашего участия вырастут  достойными гражданами  земного и небесного отечества. Ребенок сам собой не воспитается. Только совместными усилиями мы сможем воспитать детей и юношество на идеалах добра и христианской любви, только вместе мы сможем противостоять влиянию пропаганды цинизма и насилия. Мы призваны Христом на служение людям. Нас ждут и зовут к себе дети. В нашей поддержке нуждаются и те люди, которые работают в детских домах. Не останемся равнодушными, а придем к ним на помощь, ведь это и есть обязательная составляющая сути христианского служения.

Воспитать любовью

 

Нет ничего больней на этом свете,

 Чем встретить взгляд ребёнка-сироты,

 В его глазах весеннего рассвета

 Вопрос сердечный: «Мамочка, где ты?»

Я прячу взгляд, мне стыдно, горько, жалко…

 Чем виноват мальчишка пяти лет?

 Его ручонки тянутся к подарку,

 Вот только милой мамы рядом нет

Прости малыш, смотрю в твои глазёнки

 И сердце плачет глубже и больней,

 Не отнимайте детство у ребёнка!

 Не покидайте, родители, детей!

 

[1] Цит. по: Державин Н. Пастырское служение в Русской Православной Церкви в 20 веке.  СПб., 1988. С. 56

[2] Там же. С. 58

[3] Грозовский В., прот. Как воцерковить детей? СПб., 2005. С. 5.

[4] Там же. С. 6

[5] Цит.по: Мысли о детях в православной церкви сегодня. М., 1993.  С. 34.

[6] Иоанн Златоуст, свят. Полное собрание творений. Т. 1. К. 1. М., 1991.С. 84.

[7] Ушинский К.. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 1. СПб., 1879. С. 21.

[8] Практическое воспитание детей по учению святых отцов Церкви. М., 1997. С. 7.

[9] Цит. по: Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.  М., 1991. С. 87.

[10] Слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство», совместный путь ученика и его наставника.

[11] Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара, 1998. С. 7.

[12] Стрижев А. Н. Школа православного воспитания М., 1999. С. 301.

[13] Цит. по:  Мысли о детях в православной церкви сегодня. С. 38.

[14] Цит. по: Куломзина С.С., проф. Наша Церковь и наши дети... С. 27.

[15] Цит. по: Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М., 1997. С. 144.   

[16] Антоний Сурожский, митр. Воспоминания. Что из детства помогло мне стать верующим. СПб., 1998. С. 60.

[17] Цит. по: Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М., 1997. С. 146.   

[18] Антоний Сурожский, митр. Указ. соч. С. 60.

[19] Цит. по: Стрижев А. Н. Школа православного воспитания М., 1999.С.238.

[20] Цит. по: Там же. С.  233-239.

[21] Щедровицкий Д. В. Антология гуманной педагогики. М., 1998. С. 220.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.