Дороговизна авиабилетов, на которую жалуются украинцы, объясняется в том числе и высокой долей в цене стоимости наземного обслуживания. В Европе в свое время провели либерализацию этого рынка, прописав основные правила в Директиве ЕС, после чего услуга подешевела, а количество независимых обслуживающих компаний заметно выросло. Подобные попытки предпринимаются и в Украине, пишет UBR.ua.
Недавно Госавиаслужба вынесла на общественное обсуждение правила сертификации поставщиков услуг наземного обслуживания и условия доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах. Этот документ был разработан по рекомендациям Антимонопольного комитета.
Запутались в правилах
В сегменте наземного обслуживания всегда существует конфликт интересов. Ведь аэропорт – он же собственник терминалов, перрона и другой инфраструктуры, необходимой для оказаний услуг, а, значит, автоматически не заинтересован в допуске на свою территорию конкурентов. Убрать этот антирыночный фактор — одна из задач проекта "Правил".
Тем не менее игроки рынка уже раскритиковали этот документ.
Авиакомпании, аэропорты и хендлинговые компании констатируют, что в предложениях Госавиаслужбы искажена сама суть Директивы ЕС. Проект не решает основную задачу — минимизации роли аэропорта в допуске на рынок наземного обслуживания.
С ним согласен и Дзюбенко: "Создается впечатление, что Госавиаслужба, пытаясь устранить одну причину для возможных злоупотреблений со стороны эксплуатанта аэропорта, создает с десяток других. Если предложения ГАС будут выполнены, это приведет к установлению новых барьеров для доступа на рынок наземного обслуживания, повышению цен на услуги и соответственно, стоимости авиабилетов".
К примеру, Госавиаслужба предлагает нормативно закрепить, что отбор поставщиков услуг наземного обслуживания будет проводить созданная ею комиссия, а вот условия конкурса должен разрабатывать эксплуатант аэропорта, который одновременно является прямым конкурентом претендентов.
В Директиве ЕС, наоборот, прописаны гарантии свободного доступа на рынок, а вмешательство государства в выбор поставщиков услуг допускается только при наличии ограниченных технических возможностей аэропорта. "Государство в первую очередь устанавливает прозрачные правила игры, а сам выбор поставщиков осуществляется независимым от аэропорта органом после консультаций с комитетом пользователей аэропорта", — подчеркнул Дзюбенко.
С тем, что власти должны ограничиться лишь разработкой правил, согласны и представители хендлинговых компаний. Госавиаслужба должна сосредоточиться на обеспечении безопасности, в частности, сертификации участников рынка. Государство должно создать конкурентную среду, а поставщика услуг должен выбирать сам авиаперевозчик.
Подешевеют ли билеты
Эксперты критикуют и другое предложение Госавиаслужбы, согласно которому поставщик услуг должен иметь собственный персонал и технику, позволяющую обеспечить наземное обслуживание в размере не меньше 10% от объема перевозок в аэропорту.
Вызывает вопросы и прописанный в проекте механизм проведения конкурсов. Предложено, к примеру, выбирать хендлинговую компанию для обслуживания пассажиров и багажа для аэропортов, в которых за год обслуживается более 500 тыс. пассажиров. Под это требование сейчас подпадает всего четыре площадки — Борисполь, Одесса, Жуляны, и Львов.
Представители Госавиаслужбы честно признали, что взяли цифру "с потолка", и предложили игрокам рынка назвать и обосновать любую другую. Ведь можно прописать и цифру, которая содержится в Директиве ЕС, не менее 2 млн. пассажиров в год, но ей будет соответствовать только Борисполь.
Замечания — технические и юридические — Госавиаслужба и Антимонопольный комитет будут принимать от авиакомпаний, хедлинговых компаний и аэропортов в течение двух недель. Откорректированный вариант законопроекта обещают представить к концу марта.