Электронные учебники – шаг в механическую пропасть образования. Переход на гаджеты, электронные версии книг, пособий и рабочих тетрадей может привести к тому, что дети перестанут учиться, посадят свое зрение, а родители потратят уйму средств на техническое обеспечение обучения своего чада.
ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ?
Заглянем в будущее. 2030 год, средняя школа. На парте у каждого – планшет или букридер: никаких учебников и ручек – все в электронном виде. Казалось бы, идем в ногу со временем: все книги – в одном компактном устройстве, никаких рюкзаков до пола, ничего не нужно подклеивать и обворачивать в обложку. Конечно, хорошая осанка и современные технологии – это хорошо. А теперь давайте подумаем о том, что при активном пользовании рано или поздно гаджет сломается или начнет, как говорится, «виснуть». Предстоит его ремонт. А если в сервисном центре вам скажут, что на замену каких-то мегаважных запчастей уйдет несколько дней? Это хорошо, если он еще подлежит восстановлению – зная школьные игры на переменах, вероятность того, что электронное устройство уронят, разобьют, обольют компотом или украдут – к сожалению, гораздо более велика. А починка или покупка нового планшета или ридера – это, опять же, деньги родителей.
Станислав, технологический консультант утверждает: электронные книги – это наше будущее, однако, печатные тоже нужны для оцифровки.
В любом случае, для того, чтобы получить книгу, нужен ее электронный вариант. Проще договориться с издателями, чтобы они в определенном приложении выкладывали эти учебники, и дети их скачивали. Пусть это будет там платно или бесплатно – сегодня книжки и так достаточно недешевое удовольствие – мне клиенты рассказывали: там и по 100, и по 150, и по 200 гривен есть учебники, - говорит он.
КАДРОВАЯ ДЫРА И ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ
Еще одна не менее актуальная проблема заключается в том, что к использованию современных средств обучения в школах не готовы сами педагоги. Каждый шестой учитель в Украине – пенсионер, многие – предпенсионного возраста. Для введения в школах современных гаджетов необходимо отдельно обучить и их. Еще одна сторона вопроса – офтальмологическ
Специалисты утверждают: 45 минут – то безопасное количество времени, которое ребенок может находить перед монитором компьютера или гаджета без особого вреда для зрения. Когда слышат об электронных учебниках – хватаются за голову.
Наталья Бушуева, доктор медицинских наук, офтальмолог, так комментирует ситуацию:
Вот сейчас увлечение компьютерами, электронными книгами, вообще, сейчас, скорее всего, дети будут обучаться по интернету, потому что в настоящее время трудно себе представить, чтоб компьютеризация нашего населения не сказывалась на зрительном анализаторе. Наша задача заключается в том, чтобы мы занимались профилактикой различных заболеваний, связанных с нарушением зрения.
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
Понятное дело, если электронные учебники войдут в активный оборот, издательства останутся без куска хлеба и в панике начнут переквалифициров
В Украине – планшеты и ридеры есть, а так называемой электронной библиотеки или реестра – нет. Некоторые регионы так же задались этим вопросом. Например, На сайте системы открытых закупок Рrozorro появился довольно интересный тендер - Городской департамент образования намерен закупить мобильные приложения для доступа школьников к системе электронных учебников и готов заплатить за это четыре миллиона гривен. Однако, аспект пиратства и незаконного распространения данных пособий пока никто не рассмотрел. Впрочем, как и психологическую сторону вопроса. Не все родители смогут себе позволить подобное новшество, что тогда?
В первую очередь это влияет на самооценку. Тот, у кого или нет планшета, или он дешевле – у него может быть заниженная самооценка в связи с этим – снизится, скажем, так. А у другого ребенка, – у которого подороже – может завыситься, - утверждает психолог Алла Кирьянова.
В общем, электронные учебники – вопрос, требующий длительного обсуждения и рассмотрения. Одно можно сказать совершенно точно -использование компьютеров следует признать неизбежным. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализац