Нынешний год так и не стал отправной точкой для старта уверенного экономического роста в Украине. Мощный спад экономики сменился неуверенным ростом, что дало возможность отыграть лишь небольшую часть от предыдущего падения. По прогнозу Национального банка, экономический рост в 2016 году составит 1,1%, что явно не достаточно. Для преодоления нынешнего застоя и сокращения разрыва с развитыми странами, Украине необходимо обеспечить прирост экономики 6-7% в год.
Надежды и реальность
Уходящий год так и не стал годом экономического роста. Прирост экономики не превысит 1,5%. Не оправдались надежды, что падение экономики в предыдущие годы будет компенсировано ростом в 2016 году. Падение экономики в 2014-2015 годах составило 17%, в то время как рост в 2016-2017 годах будет на уровне 3-4%. Если экономический рост не ускорится, к показателям 2013 года экономика страны выйдет через восемь лет. В долларовом эквиваленте, за два года уровень ВВП снизился с 183 до 91 млрд долл., или в два раза
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, инфляция в текущем году ожидается на уровне 15%, в прошлом году составила 43%, а в 2014 году – 25%. Высокая инфляция и рост цен привели к снижению уровня внутреннего потребления и активному расходованию населением своих накоплений.
Повышение цен стало причиной значительного снижения жизненного уровня населения. Ухудшение финансовых возможностей потребителей и сужение прослойки среднего класса снижает возможности для внутреннего инвестирования и поддержки экономики за счет внутренних резервов.
Правительство не создало условия для экономического восстановления в стране. Нынешний год не стал началом проведения структурных реформ и системных изменений в экономике. Возможности для наращивания внутреннего инвестирования ограниченны, внешние инвесторы остерегаются инвестировать в Украину из-за высокого уровня коррупции, нестабильного правового поля и отсутствия гарантий защиты инвестиций со стороны государства.
Прогноз экономического роста в Украине в 2016 году: Министерство экономического развития – 1,5%, НБУ – 1,1%, МВФ – 1,5%, ЕБРР – 2%, Всемирный банк – 1%.
Бюджетный пылесос
В рамках децентрализации и преобразований в экономике, необходимо начать снижение фискального давления. Доля государственных расходов превышает 40% от ВВП, что много для страны с невысокими экономическими показателями.
Например, в США считают, что оптимальный уровень государственных расходов не должен превышать 20% от уровня ВВП.
Как правило, в странах с высоким уровнем государственных расходов, экономический рост значительно ниже. Кроме того, высокий уровень госрасходов приводит к увеличению фискального давления на экономику и общество, поскольку для возросших бюджетных расходов требуется привлекать все больше денег в бюджет. И наоборот, снижение уровня госрасходов добавит несколько процентов к экономическому росту, увеличит покупательную способность населения, экономическую и инвестиционную активность бизнеса.
Один из путей снижения бюджетных расходов – масштабная приватизация госпредприятий. В собственности государства сейчас находится 3500 предприятий, из них работают только 1800.
В 2016 году убытки государственных предприятий составят около 70 млрд грн. Убытки таких предприятий увеличивают государственные расходы и покрываются за счет бюджетных средств.
Кроме того, бюджетом выделяются миллиардные финансирования на поддержку отдельных предприятий и отраслей. Большинство таких предприятий так и не стали экономически эффективными, и используются для сомнительных схем и незаконного обогащения. Поэтому для снижения госрасходов и повышения эффективности управления, многие госпредприятия нужно приватизировать.
Для сравнения, в Норвегии 68 госпредприятий, во Франции – 50, в Швеции – 49, в Великобритании – всего 17.
Приток валюты снижается
Как ожидается, негативное сальдо торгового баланса в нынешнем году составит около 2 млрд долл. Для сравнения: в 2015 году сальдо внешней торговли товарами было позитивным, и составило 600 млн долл.
Годовой уровень экспорта в текущем году снизится на 3-4 млрд грн по сравнению с уровнем прошлого года, и будет в 2 раза меньше показателя 2012 года.
Снижение товарооборота с Россией и странами СНГ на 30%. Доля России в экспорте из Украины снизилась в 3 раза, и составляет 8% от уровня экспорта. Объем поставок в страны ЕС вырос в 2 раза, и составляет 40% всего экспорта. В структуре экспорта все больше преобладает сырье, и снижается доля товаров с высоким уровнем добавленной стоимости, таких как машины и оборудование.
Ограничение деятельности российских платежных систем в Украине может привести к снижению объема денежных переводов из России. Как ожидается, в 2016 году объем денежных переводов в Украину составит около 2,3 млрд долл., или в 2,1 раза меньше в сравнении с 2013 годом.
Таким образом, возможности страны для наращивания притока иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности, достаточно ограниченны. Однако при улучшении мировой конъюнктуры и росте цен на продукцию аграрного сектора и металлургии, можно рассчитывать на увеличение выручки украинских экспортеров.
Инвестиции обошли стороной
В текущем году объем иностранных инвестиций ожидается на уровне 3-4 млрд долл., считает Олег Устенко. Большая часть из них уйдет в банковский сектор, в виде поддержки иностранными собственниками своих дочерних банков в Украине. Объем инвестирования в реальную экономику не превысит 1 млрд долл. Для сравнения, годовой объем иностранных инвестиций в Китай составляет 150 млрд долл.
Только в аграрном секторе потребность в инвестициях в этом году составляет 5 млрд долл., по всей экономике – 15 млрд долл.
Причин для роста иностранных инвестиций на данный момент нет. Инвестиции приходят в те страны, где низкий уровень рисков, и высокая норма прибыли на вложенный капитал. В Украине ситуация ровно наоборот: высокие риски инвестирования и неопределенная ситуация с возможностью получать стабильные доходы.
Международные рейтинги Украины находятся на низком уровне, отражая сложную политическую и экономическую ситуацию, и высокие риски на фоне военного конфликта.
Одна из главных причин, почему иностранные компании отказываются инвестировать в нашу страну – низкий уровень экономической привлекательности. В мировом рейтинге инвестиционной привлекательности International Business Compass Украина занимает 89 место, в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса – 83 место, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Global Competitiveness Report наша страна на 79 месте. В мировом рейтинге восприятия коррупции CPI Украина на 130 месте из 168 стран.
Инвестиции в страну с низкими рейтингами делового климата считаются очень рискованными, поэтому инвесторы предпочитают обходить такие страны стороной.
Прогноз на следующий год
Большинство экспертов придерживаются мнения, что в следующем году в стране не ожидается проведение системных структурных преобразований в экономике. Поэтому рассчитывать на экономический рывок не приходится. Рост экономики будет невысоким, на уровне 2%, инфляция от 10 до 15%. Валютный курс может вырасти до 29 грн за доллар.
Сейчас состояние экономики в стране таково, что без проведения структурных реформ, преодоления коррупции, и создания благоприятного делового климата, достичь высоких показателей экономического роста не возможно.
Для достижения среднеевропейского экономического уровня, Украине необходимо обеспечить рост экономики на уровне 6-7% и выше.
Для этого, в свою очередь, необходимо повысить инвестиционную привлекательность Украины, создать условия для открытия высокотехнологичных производств и привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.