Информация к новости
1-06-2015, 11:00

Косыгин разговор перевел в шутку, а Брежнев – возмутился

Категория: Новини / Авторська колонка


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Косыгин разговор перевел в шутку, а Брежнев – возмутился

Разноликий Крым

Когда речь заходит о Крыме, большинство представляет себе ласковое, теплое море, великолепные зеленые горы. Да, все это так, но лишь частично. Большей частью такое впечатление остается у тех, кто побывал на берегу Черного моря, а особенно на южном берегу. Действительно – это райский уголок.

Но есть и другой Крым – его северная, предгорная и прибрежная части. Они контрастны и очень разнолики. Сегодня остановимся на северном Крыме – житнице края, где на особенности земледелия оказывают влияние климат и крымские горы. Область эта простирается от границы с Херсонской областью и заканчивается за Симферополем.

Северный Крым всегда отличался суровыми климатическими условиями. Здесь по большей части – плодородные почвы, но в этой зоне за год выпадает всего 340-370 миллиметров осадков, а для нормального развития растений необходимо 1 000 – 1 100 миллиметров. Вот почему в Крыму всегда собирали низкие урожаи зерновых и кормовых культур, а овощи получали лишь при орошении.

Чтобы изучить потенциальные возможности крымской почвы, при обилии света и тепла в условиях поливного земледелия, в 1931 году здесь была создана опытно-мелиоративная станция. Ее ученые и сотрудники накопили большой опыт по использованию поливной воды, которая сыграла решающую роль в обосновании строительства Северо-Крымского канала. Приход днепровской воды на полуостров резко изменил облик земель северного Крыма. Он, в буквальном смысле слова, ожил и преобразился. Аграрии в условия поливного земледелия выращивали по 55-60 центнеров пшеницы с гектара, а кукурузоводам покорялись вершины в 100 центнеров.

Надо отдать должное крымским земледельцам: они, воспитанные в условиях засухи, получив благодатную воду, очень экономно и высокоэффективно ее использовали. Крым стал образцовой областью по высокоэффективному использованию поливных земель. Сюда приезжали за опытом труженики села из многих регионов СССР.

 

Крым привлекал и элиту страны

Южный берег Крыма всегда манил к себе любителей экзотического отдыха. Еще с древних времен сюда устремлялись путешественники и поселенцы. В ХХ веке его облюбовали цари России, а затем и руководители СССР. Правда, хотя у Сталина здесь и была своя резиденция в бывшем царском Ливадийском дворце, но он в ней был всего несколько раз. Ему больше нравился

Кавказ. А вот первые лица, начиная от Хрущёва и заканчивая Горбачевым, отдавали предпочтение Крыму. Здесь у них были государственные дачи. Хрущёв и Брежнев всегда отдыхали на госдаче в Нижней Ореанде. В этом районе располагались дачи Микояна, Ворошилова, других руководителей. Они во время отдыха, как правило, посещали близлежащие санатории. Горбачев же решил уединиться и велел построить ему дачу на отшибе, в Форосе. Там он и завершил свое «царство».

В этой когорте государственных мужей своеобразием выделялись Леонид Брежнев и Алексей Косыгин. Брежнев в Крыму имел гараж легковых автомобилей. Он обожал технику, сам часто садился за руль и на большой скорости не раз выезжал на ялтинскую трассу, где чуть было однажды не «лишился» водительских прав.

А дело было так. Однажды, отдыхая в Крыму, он сел за баранку своего «Мерседеса» и помчался в сторону Алушты. На спуске к Алуште, где он, как обычно, превышал скорость, вдруг с обочины выбежал гаишник, поднял жезл и резко засвистел. Брежнев остановился. Охрана налетела на блюстителя дорожного порядка. «Что ты, мол, не видишь, кого остановил?». Он, бедный, все понял сразу, но «нарушитель» уже остановлен. Как быть?

– Что вы к майору претензии предъявляете, он выполняет то, что положено по закону, – спокойно разрядил ситуацию Леонид Ильич.

Мне рассказывали, что Брежнева тогда остановил капитан Алуштинского районного управления ГАИ. Но после этого инцидента, он получил звание майора.

Леонид Ильич любил не только прокатиться с ветерком по крымским дорогам. Как правило, во время летнего отдыха Брежнев посещал колхозы Крыма. Чаще всего он бывал в Красногвардейском районе. Здесь сельское хозяйство велось на высоком уровне: собирали богатый урожай зерновых и овощных культур. Можно с уверенностью утверждать, что в районе были образцовые сады и виноградники.

Посещая их, Брежнев хотел из первых уст знать, как развивается аграрный сектор, в чем он нуждается, как живут труженики села.

Однако, в ходе таких визитов лиц высшего эшелона давали информацию на уровне впечатлений пассажиров поезда, наблюдающих из окон лишь отдельные штрихи природы. Брежнев, как и все его соратники и последователи, посещал избранные хозяйства, которые не отображали даже средний уровень сельского хозяйства страны.

 

Объект посещения в Крыму

В каждой области бывшего Советского Союза, в том числе и в Крыму, были «имиджевые» села и хозяйства, которым была отведена особая роль – принимать делегации и почетных гостей. В Крыму таким хозяйством, куда чаще всего приезжали руководители страны и Украины, были «Дружба народов» и «Россия» в Красногвардейском районе. Оба эти хозяйства были награждены орденами Ленина. Эти же искусственно созданные образцовые колхозы возглавляли Герои социалистического труда Илья Егудин и Владимир Криворотов. Колхоз «Дружба народов» в селе Петровском являлся образцом идеального села, по представлению Никиты Хрущёва. Здесь для населения в семь тысяч человек были построены многоэтажные дома с центральным отоплением и водоснабжением. Местная гордость – высокоудойное стадо коров. Построили свой маслозавод, на котором ежедневно перерабатывали 10 тонн молока. Селяне располагали собственным консервным заводом мощностью 10 тысяч условных банок. На винзаводе ежесуточно перерабатывали 300 тонн винограда. Бройлерная птицефабрика выдавала более пяти тысяч тонн птичьего мяса в год. Чтобы сохранить и удачно реализовать фрукты, построили холодильник мощностью 7,5 тысяч тонн. Чтобы представить мощность этого колхоза, сообщу, что из 16 тысяч гектаров сельхоз-угодий орошалось около пяти тысяч гектаров. Ежегодно колхоз потреблял 25 миллионов киловатт электроэнергии. В хозяйстве работало четыре тысячи электромоторов. Доход его превышал 40, а прибыль – 20 миллионов рублей.

Как видим, здесь было что показать любому гостю. А гости у них бывали   из многих стран, в том числе из США, Великобритании, Германии. Брежнев почти ежегодно посещал «Дружбу народов».

Когда в 70-е годы в стране началось движение за увеличение производства растительного белка, в крымских хозяйствах значительно увеличили выращивание сои на основе опыта передовых стран. Колхоз «Россия», в частности, заключил договор с фермерами США. Оттуда в Крым доставили комплекс сельскохозяйственной техники, для выращивания сои. В колхозе не только расширили площадь под сою до тысячи гектаров, но и научились собирать по 22-28 центнеров соевого зерна с гектара.

Отдыхая в Крыму и узнав о достижении крымских соеводов, Леонид Ильич решил лично познакомиться с достижениями колхоза «Россия». С собой он пригласил министров металлургической и авиационной промышленности. Владимир Криворотов подготовился к этой встрече. В бригаде выстроили набор техники, которая задействована на возделывании сои. Присутствовали специалисты и механизаторы хозяйства.

Брежнев внимательно слушал рассказчика. Задавал вопросы. Подошел к трактористу. Сел в кабину. Обратил внимание на новинку для нас, на кондиционер. Упрекнул наших промышленников за то, что не могут создавать такие комфортные условия для отечественных механизаторов.

Затем Брежнев обратил внимание на дисковый лущильник, и на то, как он рыхлит почву. Измельчает даже кукурузные корневища.

Внимательно осмотрел устройство и спрашивает министра авиационной промышленности (все новинки для села изготовлялись на предприятиях министерства):

– Неужели вы не можете изготовить такой лущильник?

Министр подошел к лущильнику. Пальцами потрогал диск и сказал:

– Мы можем делать такие диски, если министерство металлургии даст нам такую сталь. Причем, такой прочности, чтобы при толщине чуть толще бумаги, диск не гнулся.

Министр металлургии покачал головой и сказал, что такой стали для сельхозтехники они изготовить не могут. На этом и завершилась дискуссия.

 

Косыгин знал, но промолчал

Косыгин тоже любил бывать в селах. Частым гостем он был в Красноперекопском районе, где турецкий вал пересекает Северо-Крымский канал. Здесь специально для него соорудили мостик-причал, чтобы председатель Совмина мог прокатиться на катере по каналу. Это место так и назвали – Косыгинское.

Однажды летом, 1972 года, Косыгин в очередной раз заехал в колхоз «Дружба народов». В разговоре с Ильей Егудиным, он, как бы между прочим, сказал ему: «Теперь вы будете иметь еще больше дохода».

– Каким образом? – спросил его Егудин.

– Правительство повысило закупочные цены на мясо, молоко и другую продукцию.

– Да, вы повысили. Но рубль дали, а два забрали, – ответил он.

– Тебя, еврея, не обдуришь, – шутя, сказал премьер.

– Да, меня не очень-то, но другие при этом много потеряли.

На этом разговор завершился, и глава правительства скрупулезно изучал хозяйственную деятельность.

Через некоторое время в «Дружбу народов» приехал генсек Леонид Брежнев. И снова зашел разговор о возможном росте доходов из-за повышения закупочных цен на сельхозпродукцию. Егудин ему рассказал о реальных «доходах» в будущем. Брежнев возмутился оттого, что председатель колхоза осмелился критиковать решение ЦК КПСС и Совета министров. Егудин невозмутимо повторил, что закупочные цены повышены, но одновременно повысили цены на строительные материалы, на запчасти, технику и другое. Получается, на рубль дохода, село потеряет два рубля.

Брежнев негодовал. И тут же дал распоряжение своему помощнику, пригласить в Крым ученых, специалистов министерства сельского хозяйства. Пусть определят, правду ли говорит Егудин.

Илья Абрамович мне тогда назвал конкретные цифры по доходам и расходам от роста цен. Они были не в пользу решения Москвы.

Бригада ЦК тогда долго изучала экономику хозяйств области и подготовила справку для Центрального Комитета. Первый секретарь Крымского обкома партии Николай Карпович Кириченко показал тогда мне эту справку. Хорошо запомнил ее итог. Хозяйства области с начала года получили немного больше пяти миллионов рублей за повышение цен на сельхозпродукцию. А переплатили государству за подорожавшие товары более семи миллионов.

Может возникнуть вопрос: почему два первых лица государства по-разному отреагировали на откровенный рассказ председателя колхоза? Дело в том, что постановление ЦК КПСС и Совмина СССР готовила Косыгинская контора. Косыгин знал будущий результат, но преподнес это, как благо для села. Но при этом он понимал, что казну страны надо чем-то пополнять. Чего не знал генсек.

 

P.S. На первый взгляд – это история давно минувших дней. Но она открывает профессиональный уровень тогдашних руководителей страны, вникающих в вопросы той или иной отрасли. Читатель может сделать сравнение с сегодняшним днем, когда проблемы сельского хозяйства также ждут своего решения.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.