В эти дни у Александра Петровича Токарева юбилей. Ему исполнилось 70 лет. Родился он в 1951 году, на юге, в Краснодарском крае, но от тихого Дона уехал на берега Невы. В 1977 году он окончил в Ленинграде Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, или, как по традиции его называли, – Академию художеств.
В одном из интервью Александр Токарев, с благодарностью вспоминая своих учителей, давших ему классическое образование, тем не менее признается, что не менее важным в его образовании был сам город Петра.
После окончания института Александр Токарев «по распределению» приехал в Одессу. И здесь его встретил город, сохранявший классические традиции: ясность плана города, восходившего к идеям античного градостроительства и архитектуры.
За сорок с лишним лет жизни в Одессе Александр Токарев создал много памятников. Пожалуй, главное, что он сделал, – он вернул Одессе ее героев, тех, чьи имена овеяны легендами, чьи имена с любовью произносят одесситы. Он вернул их в городскую среду, вывел на улицы города, в толпу, в уличное оживление.
В Одессе нет туристического маршрута по памятникам, созданным за много лет Александром Токаревым. Но по его скульптурам, по рассказам о героях его произведений тоже можно читать историю Одессы. От первых лет ее существования – памятник Апельсину, или, как его называют, «памятник взятке»: обозы, груженные заморскими плодами, тянувшиеся из одесской гавани в Санкт-Петербург, к царскому столу Павла Первого, с целью умилостивить высочайшую особу и дать юному городу импульс к развитию.
Может, еще более древнее напоминание об античной предыстории нашего края, его «эвксинских берегов» – скульптурная композиция на Девятой станции Большого Фонтана», где «бык Европу везет по волнам». Нужно непременно вспомнить, что эта скульптурная композиция стала возможна не только благодаря таланту скульптора А. Токарева и архитектора В. Чепелева, но и уже ушедшим в мир иной председателю Киевского райсовета Владимиру Романюку и строителю Игорю Авербаху. Благодаря их совместным талантам и стараниям уголок Большого Фонтана приобрел свою художественную доминанту.
Александр Токарев смело поставил практически на тротуар, без высокого пьедестала, Александра Сергеевича Пушкина. Поэт, словно вышел из дома Сикара, где жил в первые месяцы одесской ссылки. И вспоминается из Булата Окуджавы: «…извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…». Лишенный романтического пафоса и ореола, поэт вышел в городскую среду естественно и непринужденно. Наш, одесский, Пушкин.
Наделенный даром чувствовать окружающее пространство, городскую среду как дом человека, Токарев безошибочно находит место для своих скульптур, делая их абсолютно органичными не только в архитектурном ландшафте, но и в исторической памяти города. Пушкин на воспетой им улице, на которой в его времена звучал «язык Италии златой».
Токарев усадил своего Утесова, уже не молодого, на скамейку в Городском саду, а совсем рядом памятник Сергею Уточкину. Очевидно, что автор не случайно выбрал эту пространственную близость, которая создает драматическую коллизию. Два героя, две одесские легенды, два возраста, две судьбы: благостный, в лучах одесского солнца, на исходе своего века и своей славы Леонид Осипович Утесов и Сергей Исаевич Уточкин – подлинное «Золотое дитя Одессы», ворвавшийся мальчишкой, как пушкинская «беззаконная комета в кругу расчисленном светил», в историю, в легенды Одессы и всей России.
Скульптурная тропа А. Токарева протянулась от 411-й батареи с многофигурной композицией, включающей и памятник Воинам-афганцам, и скульптурную группу «Оплакивание», через Одесский порт с полюбившейся Женой моряка до заповедного Вилково – с его плавнями и тихими ериками, с его традициями липованской культуры.
Александр Петрович создает свой мир, свою скульптуру – во имя добра, красоты и гармонии. Много сделано, но у мастера есть еще над чем работать.
И действительно, юбилей – не повод подводить итоги!