В Кейптауне скончался бывший президент Южно-Африканской Республики Фредерик де Клерк, который был последним белым лидером этой страны, пишет Би-би-си.
Де Клерк руководил ЮАР с 1989 по 1994 год. В 1990 году он легализовал партии, выступавшие против апартеида, после чего из тюрьмы был освобождён самый известный диссидент в стране и борец с дискриминацией темнокожего населения Нельсон Мандела.
В 1993 году де Клерку вместе с Манделой была присуждена Нобелевская премия мира. А в 1994-м в стране состоялись многопартийные выборы, на которых партия Манделы одержала победу, и он возглавил страну.
Фонд де Клерка сообщил, что бывший президент умер в своем доме в Кейптауне, ему было 85 лет.
В этом году у бывшего президента был диагностирован рак.
Прыжок в неизвестность
Метаморфоза де Клерка была зеркальным отражением изменений, которые произошли с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым, отмечает Рейтер.
Фредерик де Клерк и Нельсон Мандела. Фото 1992 года
Оба политика были верными партийцами, которые поднялись на вершину власти, прежде чем приступить к реформированию или демонтажу систем, питавших их на протяжении десятилетий.
Распад СССР и крах коммунизма в Восточной Европе помогли де Клерку подготовить почву для его собственных смелых инициатив.
"В течение нескольких месяцев одна из наших главных стратегических проблем на протяжении десятилетий исчезла, - писал де Клерк в своей автобиографии "Последний путь: новое начало". - Внезапно открылось окно, которое создало возможности для гораздо более смелого подхода".
Менее чем через три месяца после падения Берлинской стены он легализовал Африканский национальный конгресс и объявил об освобождении Нельсона Манделы после 27 лет за решеткой.
На праздновании 70-летия де Клерка в 2006 году Мандела похвалил его за прыжок в политическую неизвестность.
"Вы проявили мужество, которое мало кто проявлял в подобных обстоятельствах", - сказал Мандела, который умер в декабре 2013 года в возрасте 95 лет, менее чем за полгода до 20-й годовщины первых в ЮАР многопартийных выборов.
Неоднозначное наследие
В заявлении Фонда Нельсона Манделы, опубликованном после известия о смерти де Клерка, говорится, что эти две фигуры всегда будут существовать неотрывно друг от друга в истории.
И все же де Клерк оставил в сердцах и умах южноафриканцев неоднозначный след.
Чернокожее население страны винило его в неспособности или нежелании еще раньше положить конец апартеиду и пресечь расовое насилие.
А в начале прошлого года вокруг него разгорелся скандал, когда в одном из радиоинтервью он не согласился приравнять апартеид к преступлениям против человечности.
Позднее он частично это признал и извинился за боль, причиненную народу страны его комментарием.
В фонде де Клерка его первоначальную позицию объяснили тем, что сравнение апартеида с геноцидом было "пропагандистским проектом Советского Союза", сильно упрощающим истинную историю ЮАР.
Однако этого оказалось недостаточно.
Вскоре после скандала (в феврале 2020 года) де Клерк прибыл в качестве бывшего лидера в парламент ЮАР на ежегодное обращение президента к законадателям.
Но депутаты от оппозиционной партии "Борцы за экономическую свободу" потребовали вывести его из зала, заявив, что "в здании находится убийца и приверженец апартеида с кровью на руках".
Ситуацию взяли под контроль, де Клерк остался в зале парламента, но с тех пор пресса неоднократно устраивала атаки на него.
Белое население ЮАР винило и продолжает винить его в том, что передача власти была абсолютно неподготовленной. Правительственные и министерские позиции заняли люди без какого-либо опыта управления страной, а часто и без достаточного образования.
Все это, считают они, привело к полному развалу экономики страны и огромному росту преступности.
Грабежи и убийства белых фермеров во второй половине 1990-х годов привели к полному краху сельскохозяйственной отрасли. Статистика наркопреступлений и заболеваемости ВИЧ достигли в тот период наивысших показателей.
При этом молодое поколение южноафриканцев любой расы считает, что страна получила шанс на преобразование в большой степени благодаря решительности и дальновидности де Клерка.
Поэтому, как передает из ЮАР корреспондент Би-би-си Эндрю Хардинг, сегодня реакция в стране на смерть бывшего президента в полной мере отражает неоднозначное отношение к нему в южноафриканском обществе.