Повышение тревожности в нынешней ситуации не меньше ковида подтачивает здоровье жителей Украины. Как адаптироваться к росту нагрузок на нервную систему — знают не все. Консультации «психологов» (при цене сеанса — от 500 грн. за 0,5 часа) доступны не каждому. Зато эту проблему стали чаще обсуждать в интернете и СМИ, популяризуя советы именитых специалистов как, например, сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины Владимир Савинков. Но из множества подсказываемых «рецептов» надо выбрать те, что соответствуют своему психотипу, среде обитания и жизненной ситуации. Ведь безопаснее выполнять самозащиту психического здоровья не путем проб и ошибок, а ясно представляя, почему и как природа одарила нас способностью «нервничать».
В появлениях «труса» обвинен «стресс»
«Дрожишь, скелет? Ты будешь дрожать ещё больше, когда узнаешь, куда я тебя веду,» — так иронично подбадривал себя перед боем успешный французский военачальник VII века Тюрен (Анри де Ла Тур д’Овернь, виконт де Тюренн). Этот способ помогал ему ослабить нервное возбуждение, являющееся природной реакцией организма в ожидании опасности.
Ведь никакие «цивилизационные» сдвиги не лишают людей природных («физиологических» — от греч. Physis — природа) способностей, помогших многим поколениям выжить даже в неблагоприятных условиях. В числе таких способностей — быстрое усиление работы всех органов нервной системы, часто сопровождаемое дрожью тела и иными последствиями нервно-мышечного импульса, что в просторечии называют: «тряска», «трус». Последнее слово стало у нас прозвищем — очень боязливых.
Взаимосвязь между телесным «трусом» и нервным возбуждением очевидна, понятна и легко объяснима даже малограмотными людьми. Поэтому жрецы знатоки «психологии», показывая хитромудрость освоенных знаний, предпочитают в своих толкованиях оперировать иноязычным словом «стресс». Не каждый же удосужится выяснять (в интернете — легко) этимологию этого термина-англицизма, изначально означавшего: «напряжение».
Исходный смысл этого заимствованного слова — главное, что нужно знать перед слушанием лекций о способах и нужности борьбы со «стрессом». А любители игрословия и фигур речи могут взять на заметку, что одно из значений скалькированного слова Stress — «ударение», что близко по смыслу просторечному глаголу «треснуть» (ударить).
Кстати, в научный лексикон удачно встроил слово «stress» пытливый уроженец Комарно János Selye, ставший благодаря стипендии Фонда Рокфеллера, именитым канадским патологом и эндокринологом, известным, как Ганс Гуго Бруно Селье. Развив учение о физиологическом стрессе, он предложил различать нагрузки — полезные для здоровья («эустресс») и вредные («дистресс»). Но перенявшие это слово для толкования возбуждений психики предпочитают акцентировать внимание — на дистрессах: именно эти «плохиши» побуждают страдающих нервными расстройствами искать сторонней помощи в роли пациентов, тогда как за защитой от «хороших стрессов» редко кто обращается к консультантам.
Пути — универсальны, способы — бесконечны
Краткость хлесткого термина «стресс» способствовала расширению сфер его применения взамен банального слова «напряжение». Модны стали речи о стрессах в политике и экономике, «стресс-менеджменте». Это подсказывает, что в процессах напряжений психики уместно выявить универсальные закономерности поведения.
От физического напряжения спасаться можно несколькими известными путями:
- избегать напрягающего действия («не поднимать тяжелое», например);
- отвергать воздействие (как зонтом отклоняют струи дождя, а «охранной грамотой» — претензии);
- перераспределять часть воздействия — на кого-то или что-то другое;
- научиться напрягающее действие — выдерживать.
Те же методы спасают и от («плохих») напряжений нервной системы, конкретизируясь в рекомендуемые психологами способы. Их полезнее адаптировать к особенностям своего случая, не пытаясь слепо копировать чужой опыт.
Например, спасением от вселяющих тревогу вестей порой указывают избегание («уклонение») от сообщений опасных оповестителей: «чужаков-паникеров», «большевистских газет», «неофициальных каналов» и т. д.. Но кого-то могут не меньше всполошить «источники» гнетущих новостей не указанные психотерапевтом при консультации: измененный ценник, откровения попутчика или даже какое-то предписание вполне официального чиновника... Надежно уклоняться от таких неожиданных приемов «негативной» информации можно, если напрочь утратить интерес к переменам в среде обитания, что в критических ситуациях чревато еще большим несчастьем, чем «психотравма».
Отвергать угнетающие мысли проще всего — усомнением. Усомниться можно и в достоверности сообщений из некоторых источников, и в реальности каких-то событий или ситуаций. Укреплять успокоительные сомнения психолог Савинков рекомендует рациональными суждениями, типа: там, где мы живем, множество домов и вероятность, что ЧП случится именно тут — ничтожна. И это — правда! А против иных своих беспокойств при желании найдем не менее убедительные доводы. Но усомнившись, тем не менее, будем извещены о соответствующей опасности и, если та случится, стресс ощутим слабее, чем при полном неведении.
Перераспределять ощущаемый стресс на других — тоже действенная уловка: помогает ослабить свое беспокойство. Почему-то некоторые («эгоисты») ощущают облегчение от тревожности, досады или прочих негативных явлений, когда «передают» это кому-то еще: страдать в компании менее страшно, чем в одиночку. По этой причине легко и быстро удаются возбуждения «паники» в соответствующих группах людей, как на например, среди биржевых торговцев подозрением, что цены на оперируемый товар начинают скакать — не туда, куда надо.
Высокую популярность разных способов «перераспределения» стресса обеспечивает простота их выполнения, отлаживаемого до автоматизма. Для этого кому-то бывает достаточно зло изречь тираду, другие предпочитают «треснуть» что-то или кого-то, иным — удобнее излить свою печаль жалобами к терпеливым «сердобольным» сопереживателям. Все подобные варианты действуют быстро, с высоким КПД, но... нередко в ущерб психическому состоянию свидетелей или получателей «выброса негативных эмоций». Не зря для подобной разрядки дальновидные гуманисты стали применять специальные куклы для битья: отмутозит официант такую «мишень» и может спокойнее (без искушения плюнуть в тарелку) продолжать угождать несносным клиентам.
Способность «выдержать» стресс — преимущество людей с сильной волей, готовых упорно достигать поставленные цели, включая взятые на себя обязательства. Часто этого достигают воспитанием с «закалкой» характера. Но хорошим подспорьем для «стрессоустойчивости» служит умение достоверно оценивать ситуации, точно соизмеряя риски и возможности. И такое умение можно развить, особенно, если получить соответствующий опыт — не зря еще до познания «стресса» учёными народ наш заметил: «За битого — двух небитых дают».
«Хорошие» способы годятся не всегда и не всем
Даже «самый лучший» способ против стресса окажется бесполезен иили даже вреден в неподходящих ситуациях. Например, многие психологи советуют добиваться хорошего настроения — улыбчивостью: мол, упражняясь в этом внешнем проявлении чувства радости, её можно вызвать. Но, при встречах со страждущими поделиться своей печалью безопаснее свои вызовы радости прервать: ибо нечайно прогневив опечаленных, рискуем получить вредный стресс.
Также рискуют и разносчики своих плохих настроений и тревог: при встрече с себе подобными, не облегчив свои переживания, лишь получат другую дозу «негатива». А в критических ситуациях пресечения властями паникерства таким лучше не привлекать внимание. Ведь успокаивать в таких случаях надежнее помогают репрессивные меры, не исключая с затрещины запаниковавшему.
С другой стороны, некоторые способы против стресса могут кому-то не подходить из-за особенностей психотипа. Для меланхоликов тужиться упражнениями с улыбкой — чрезмерный труд или даже пытка. Холериков и буйных раздражают попытки успокоения «душещипательными» беседами, но не годится им и способ шоко-монолога от Тюренна: так они свои стрессы могут лишь усугубить до крайности...
Поэтому даже опытные психологи не всегда могут угадать, кому в его конкретной ситуации какие способы от стресса окажутся пригодны и действенны. Истину можно познать лишь опробовав тот или иной рецепт. А чтобы такие апробации не длить до немогу, сперва нужно точно выяснить, каков характер испытуемого, в чём физиологические и бытовые причины нежелательных для него стрессов.
Потому психолечение — искусство многофакторное и неравновесное, успех в нём очень зависит от интуиции и... «доброй воли» Случая. Но приобщаться к нему нужно (воленс-ноленс) всем заботящемся о своём и своих близких здоровье, ибо плохие стрессы ускоряют износ организма, сокращая срок жизни. К счастью, способ от стресса изобретено достаточно: стоит изучать, выбирать и пробовать с возможной поправкой на доступные технические возможности.
Основные «движущие силы» самозащиты психики
- Впитывать успокоительные средства (корвалол, валерианку и т. п.) — способ достаточно действенный, давно и широко практикуемый, благодаря простоте исполнения, не требующей большого физического и умственного труда: достаточно глотнуть пилюлю и/или порцию жидкости и можно заниматься другими делами, а для «успокоения нервов» дальше автоматически как-то сработают желудочно-кишечный тракт, печень, кровь и другие внутренние органы. Но результативность такого способа снижают побочные эффекты:
- «притупление» физиологических реакций на принимаемый препарат (его можно заменить каким-то иным);
- развитие физиологической зависимости организма от некоторых препаратов;
- развитие психологической зависимости от обладания потребляемым «оберегом» (его отсутствие может вызвать усиливающееся беспокойство).
- Управлять ритмом своего дыхания — способ быстродейственный, не требует сторонних средств (кроме смеси «воздуха» с физиологически нужной концентрацией кислорода), помогает и успокаивать (при перевозбуждении психики) и взбадривать (при угнетенном настроении). Пациенту достаточно небольшими усилиями мышц живота и/или грудной клетки совершать вдохи и выдохи воздуха с физиологически оптимальной частотой: у здорового взрослого человека она составляет от 12 до 18 вдохов в минуту (у женщин — чуть чаще из-за меньшей, чем у мужчин, вентиляции нижней части легких).
Умельцы йоги таким чудесным способом нейтрализуют любые стрессы и меланхолии — напрочь и еще на ранних стадиях. А прочим смертным помогают оптимизировать ритм дыхания — прогулки (лучше на свежем воздухе) или легкая гимнастика (лучше — под ритмичную мелодию). Побочные эффекты этот способ может вызвать лишь при болезни органов дыхания, эндокринной системы и ряде иных недугов.
- Управлять своими физическими действиями — необходимо для пресечения непроизвольных панических реакций (крик, «оцепенение», бегство «сломя голову» и др.). Но совершая по своей воле, не взирая на стресс, осмысленные действия (по правилу «глаза боятся, а руки делают») удается «заглушать» тревожность. При этом лучше делать — привычное и/или то, что нравится: домашние и «деловые» работы, любимые игры и ритуалы (общения с приятелями, прогулки у моря и т. д.).
- Управлять своим мышлением — необходимо в любых ситуациях, но наиболее сложно: помимо больших волевых усилий нужны мыслительные навыки, а зачастую — и вспомогательных средства для соответствующих умственных работ: писать, читать, считать, рисовать, соревноваться в стратегических играх... Во всех случаях фору имеют более умелые в умозаключениях, а увеличивают такое преимущество — знания правил логики и доказательных фактов. А слабо владеющим дедукцией ныне легко доступен резерв софизмов из творений мудрецов былых времен, даже если они — спорны. Ибо до опровержения даже заблуждения содействуют оптимизму по причине, которую указал французский философ и математик Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». В гнетущих же ситуациях впору обнадеживать добиблейским прогнозом царя Соломона: «И это пройдёт».
- Уменьшать влияние источников стресса — «наступательный» вариант самозащиты, доступный не всегда. Но, когда такой шанс имеется, грех его не опробовать, сопрягая замысел и применимые кстати физические действия, например, заблокировать на своем телефонном аппарате номер неугодного паникера или грубияна.
Психика людей уязвима, но именно она подпитывает «интеллект», удачной работой которого находят спасение от дистресса. Итак: напрягаем интеллект — одолеваем плохие стрессы — продлеваем жизнь!