В историческом центре города немало именных домов. Большинство из них, увы, ассоциируются с пониманием, что у старых зданий осталось мало шансов на «выживание» в своем прежнем виде, некоторые вообще «дышат на ладан». Тема избитая, печальная, а я как раз — о хорошем, об очень хорошем.
Что такое дом Бабеля? Как ни сетуй на то, что у нас мало внимания уделяется исторической памяти, с Исааком Бабелем дела обстоят очень даже неплохо. Есть памятник? Есть. Есть улица, носящая его имя? Есть. Ее, правда, с большой натяжкой можно включить в туристический маршрут по причине неказистости, но факт остается фактом.
А еще в Одессе есть клуб-кафе на Жуковского, который так и именуется — «Дом Бабеля». В нем, кстати, все продумано особенно тщательно — от девиза заведения (бабелевская фраза: «Чтобы хорошо жить, нужно хорошо есть»), до предлагаемого меню.
Тут вам предложат блюдо «Его Величество Король», жаркое из свинины «Циля», ростбиф «Бенцион», паровые котлеты «Мендель, набей Левке вывеску!» и даже овсянка по особому рецепту, именуемая «Попробуй меня, Фроим, и перестань размазывать белую кашу по чистому столу» и т.д.
Имеется и еще одно ресторанное заведение — «Бабель-фиш» на Греческой.
Но теперь понятие «Дом Бабеля» приобрело совершенно конкретный, четкий, а главное, очень позитивный смысл.
Родился Бабель на Молдаванке, а позже его отец Эммануил Исаакович Бабель, одесский представитель известных зарубежных компаний по производству сельхозмашин, купил квартиру на Ришельевской, 17, на четвертом этаже, под номером 10, где Исаак Бабель жил и до революции, и после.
Этот дом принадлежал инженеру-технологу С. Райху, он его сдавал внаем, то есть, дом был доходным. Но мало кто в Одессе знает его как дом Райха, его именовали и именуют домом Бабеля, а сам писатель, теперь уже монумент, с печальной улыбкой поглядывает на его фасад.
Не один год здание стояло в лесах. И вот — свершилось, и каждый, кому хоть чуть-чуть дорога история Одессы, может с гордостью сказать: «Идем, полюбуемся домом Бабеля!».
И в самом деле, есть чем полюбоваться. Перед началом экскурсии поднимите голову наверх, вчитайтесь в надпись «Дом Бабеля», сделанную на глухой угловой стене второго этажа. И не думайте, что для этого специально замуровали чье-то окно. Место под рекламу было задумано при строительстве дома. Как видим, уже тогда, в начале ХХ века, перед одесситами стояла проблема размещения рекламы на фасадах домов.
Теперь дом совершенно преобразился. И если вы думаете, что реставрация фасада, как это у нас частенько бывает, никак не сказалась на облике дома внутри, то будете в корне не правы. Вы легко убедитесь в этом сами. Дом Бабеля полностью отреставрировали — как снаружи, так и внутри. По собственным ощущениям могу сказать: в него теперь заходишь, как в музей под открытым небом.
Он отреставрирован общими усилиями коммунальщиков, жителей дома и бизнесменов. Во дворе появилась новая плитка, а стены… Вы догадались, да? За стены внутри двора взялись мастера стрит-арта. И теперь с полной уверенностью можно сказать, что у нас появилась еще одна замечательная страничка одесского туристического маршрута, круто замешанного на историческом прошлом Одессы… Здесь появились изображения отцов города, и даже появилась картина, изображающая самую первую, деволановскую, карту города.
Все сделано с такой любовью, с таким трепетным отношением, что сразу как-то уверовалось, что и другим — именным и неименным — домам в исторической части Одессы тоже повезет, как дому Бабеля. Сюда теперь можно прийти как на экскурсию, чтобы самому убедиться во всем том, о чем я вам рассказала.
Судьба Исаака Бабеля сложилась трагически. В 1939 году он был арестован, осужден и спустя несколько месяцев расстрелян. Его творчество долгие годы находилось под запретом, и только в 1954 году Бабеля посмертно
реабилитировал Верховный суд СССР.
Писатель мечтал состариться в любимом городе, и «вместе с другими жирными стариками сидеть на бульваре и долгим взглядом провожать идущих мимо женщин». Не довелось. Теперь лишь его памятник провожает долгим взглядом проходящих мимо одесситов, а его дом стал настоящим примером того, как должно относиться к нашему историческому наследию.