«Леонид Кучма покинул переговорную группу в Минске из-за понимания того, что начинающиеся процессы в мирном урегулировании могут принести ему проблемы. Причем проблемы во всех вариантах. Если, как заявил Владимир Зеленский, перемирие на Донбассе станет постоянным, а мирный процесс будет углубляться, это неизбежно приведет к жестким протестам со стороны националистов и примазавшихся к ним «порохоботов», - причем такие протесты могут перерасти и в попытку путча. Если же все в очередной раз застрянет, это будет означать окончательный тупик в переговорах, обострение на Донбассе с непредсказуемыми последствиями и денонсацию Минских соглашений.
В общем, нынешняя украинская власть оказалась в ситуации (и Кучма в одной лодке с ней), когда быть одновременно умным и красивым уже не получится. Приблизительно в такой же ситуации осенью 2013 года находился Виктор Янукович, который к тому времени уже не мог лавировать между евроинтеграцией и союзом с Россией. Оба выбора были плохими для него: один экономически, другой политически, и завершилось это печально», — сообщает strana.ua.
Когда оба выбора плохи это цугцва?нг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») — положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Леонид Данилович, как опытный политик, не может не понимать, что нынешний цугцванг ничем хорошим для Зеленского уже не закончится, и не стал омрачать себе жизнь. Да и власти лучше сменить кадры на более подконтрольные, лишенные чрезмерной автономности, в особенности если стоит задача достигнуть реального продвижения в мирном процессе, а не заниматься его имитацией как это делалось в прошлые годы. Подводя итог сказанного, это лучше для всех и со всех точек зрения, и пиарной, и административной.
Украина долгое время уклонялась от подписания дополнительных мер (на чем настаивали Россия и «республики») и пошла на них лишь после серьезного давления извне - угрозы России выхода из Нормандского формата и настоятельных рекомендаций Германии с Францией.
Кроме политической, существует еще и военная сторона вопроса, которую нельзя не учитывать. Там тоже в тактической плоскости все решения плохие. Военные продолжают обстрелы с обеих сторон, о чем сообщает мониторинговая миссия ОБСЕ. В первый день перемирия ОБСЕ зафиксировала 111 нарушений режима прекращения огня. Но интересно то, что по данным ОБСЕ, обстрелов было в 37 раз больше, чем назвала Украина в «ДНР» же количество обстрелов и вовсе занизили более чем в сто раз по сравнению с ОБСЕ. То есть налицо явная попытка со стороны Украины и «ДНР/ЛНР» приуменьшить количество обстрелов и заявить, что перемирие работает. Это демонстрирует явное желание обоих лагерей зафиксировать прекращение огня хотя бы на бумаге. Причем с разными целями: избиратели Зеленского требуют результатов по Донбассу, а на носу местные выборы и власть вынуждена показать, хот какой-то результат. Москва и непризнанные республики хотят показать, что первый шаг к миру сделан и пора проводить политическое урегулирование. Как показывает опыт, подобных конфликтов, без полномасштабного политического урегулирования закончить войну не удастся, а от этого украинская власть все время уклоняется.