Спеша поздравить всех наших прекрасных читательниц и, особенно, почитательниц газеты «Слово» с самым лучшим весенним праздником – Международным женским днём 8 Марта – пожелать мира, любви и гармонии, предлагаю обратить внимание на тенденции «разрушения» и «войны», превалирующие во всех аспектах нашей и так нерадостной жизни.
Тут и настойчивые предложения пройти обучающий курс по превращению в «стерву» на всех афишах. А тут девчонки нежного возраста, выкрасившие себе волосы уже даже не в радикально чёрный цвет (оказалось, что это меньшее зло), а в какой-нибудь вариант кислотного – синий или зелёный. А в убеждениях у этих девчушек уже гордое бравирование идеями «чайлд-фри» (дословно – свобода от детей), они, мол, наносят непоправимый вред женскому организму, возникают растяжки, появляется варикоз, портятся зубы и изнашивается нервная система. Господи! Могли ли мы представить себе такой эгоистический взгляд на материнство во времена нашей молодости?
Создаётся стойкое ощущение, что в сегодняшней моде превалирует желание не привлечь, как было на протяжении столетий, а оттолкнуть, отгородить, нанести упреждающий удар. Возможно, кто-то скажет, что это внешние, наносные проявления, бравада.Но если проанализировать ряд серьезных проблем, решение которым так и не найдено – неравные условия для мужчин и женщин на рынке труда, насилие в семье, высокий процент разводов, возрастающая безответственность за будущее детей – большинство согласится с неким агрессивным, воинственным трендом, который избрала для себя современная женщина как ответ на вызовы постмодернистского общества.
Мужчина и женщина — как два разных мира. Эта идея красной нитью проходит через всю историю социально-философской мысли. Аристотель, на пример, утверждал, что мужчина и женщина, как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны. Ограничение свободы женщины ее полом можно найти также и у Н.А. Бердяева, который писал: «В поле мужчина значит меньше, чем женщина. Женщина — вся пол. Ее половая жизнь — вся ее жизнь, захватывающая ее целиком, поскольку она женщина, а не человек». Долгое время считалось, что женщина — созидатель материального, а мужчина — созидатель духовного. Еще Платон определял любовь к женщине как более низкую, чем любовь между мужчинами, поскольку она способна породить детей, но не духовные блага.
Такое отношение к женскому потенциалу привело к тому, что вся история культуры — это история маскулинной культуры. Некоторые исследователи утверждают, что многие творческие жанры не достигли статуса высокого искусства только потому, что считались женскими. Например, женщин признали в художественной литературе только сейчас, когда она приобрела развлекательный статус, стала считаться занятием несерьезным. Были допущены только женщины-авторы легких жанров: любовных романов, детективов, фентези.
Идея, что эмансипированная женщина — пародия на мужчину, появилась одновременно с началом феминистского движения. Учёные того времени рассуждали о психологической предрасположенности к эмансипации лишь определенной категории женщин, имеющих мужские характеристики, черты и признаки, названные им «злой женственностью». Такой тип женщин, по мнению философов, способен разрушить и уничтожить женственность как таковую.
С одной стороны, общественное мнение все еще не готово принять женщину-бизнесмена или мужчину-домохозяина как норму. С другой, отклонение мужчины от традиционной роли мужчины (например, доминирование семейной жизни по сравнению с работой) порицается обществом сильнее, чем принятие женщиной «мужской» роли. В свою очередь, если мужчине общество легко прощает отчуждение от семьи и игнорирование работы по дому, то женщина, какой бы ни была ее степень занятости, обязана заниматься семьей и домом в полной мере, то есть, общество возлагает на женщину двойную нагрузку по сравнению с нагрузкой мужчины.
С другой стороны, полное соответствие традициям тоже порой не вызывает должного уважения. Например, женщина-домохозяйка, посвятившая себя воспитанию детей, имеет очень низкий социальный статус.
И, я считаю, в ответ – молодая женщина решила поменяться местами с мужчиной, приобретя все его возможности и права разом с обязанностями воина и вершителя судеб. Отсюда – «злая женственность», агрессивность и элементы разрушения во всём.
Прежде всего это отражается в моде и модной одежде, которые не возникают отдельно от процессов, протекающих в мире и обществе. Разнообразные изменения в среде постмодернистского общества находят своё прямое отражение в формообразовании так же, как проявляется психологическое состояние отдельного человека, когда он выбирает для себя тот или иной образ. Одежда получает при этом дополнительные функции, становясь своеобразным маркером уровня нестабильности и агрессии, реакцией на периоды кризисов и переломные моменты.
Одной из самых заметных тенденций, отражающих состояние женщины и процессы вокруг неё, является популярная в последнее время форма «ДЕКОНСТРУКЦИИ». Будто бы разделанные на части рубашки, платья с одним рукавом, вещи в порезах становятся отличной и, что немаловажно, нескучной базой любого гардероба.
20 лет назад мало кому известный модельер Йоджи Ямамото провозгласил лозунг, который впоследствии стал культовым: «Перестаньте путать красоту с красивостью». Для начала японский дизайнер отказался ассоциировать женщину с дорогой куклой. В женской моде он убрал все ровное и симметричное. По мнению Ямамото, если вещь безукоризненна, она создана не для живого человека, а для манекена. Разрушая и разделяя на отдельные составляющие, соединяя затем их умышленно без привычной логики, со своим видением порядка, он создаёт новое на месте старого, появляются непредсказуемые объёмы, форма одежды изменяется до неузнаваемости и совсем не привязывается к телу. Функциональность деталей не учитывается, рукав или манжет появляется абсолютно обособленно от рук, а воротник или лацкан может стать украшением для брюк.
МИЛИТАРИ — ещё одна превалирующая тенденция, которую мы можем наблюдать не первый год: армейские ботинки, оливковые оттенки и камуфляжный рисунок, строгие юбки цвета хаки в комплекте с белыми арабскими длинными рубашками, грубые холщёвые и льняные парки на два размера больше.
И непременно – не забудьте одеть под юбку брюки. Не смейтесь, дорогие читательницы, это особенно актуально для внешней атрибутики новых претензий женщины на мировое господство!
Учитывая всё вышесказанное, ещё раз – с праздником всех нас, любимых нами!